Зачатие стихотворного слова

Ассоциация, искра вдохновения
предшествует явлению и проговариванию первых слов,
самой первой строки текста.

Художник слова
смакует ритм, энергетику, музыку этой строки,
образы, которые она рождает.

Например, громадная энергия
чудесной неразделённой любви к Марии
рождает первую строку у молодого Маяковского:

Вы думаете, это бредит малярия?
   
В ней уже есть всё — и огромная энергетика,
высочайшая температура и напряжение, ассоциация
с болезнью-любовью автора, обращение к публике
огромного зала или даже целого города:

Это было,
было в Одессе.

«Приду в четыре»,— сказала Мария.

Восемь.
Девять.
Десять.

Отточена первая строфа, в которой есть загадка, затаилась интрига,
чудесная мужская "р" задаёт ритм поэмы "Облако в штанах",
а мягкие гласные "ы, и, е" — её музыку.

Энергетика, сила любви Маяковского таковы,
что его хватает на целую поэму, но рождает её молния
первой ассоциации, первая строка.

Так происходит зачатие стихотворного слова.
Так рождается поэт.


Рецензии
Хорошо сказал, Жень. Мало, кому это дано повторить, пока второго Маяковского не родилось.

Ирина Фетисова-Мюллерсон   06.08.2019 16:22     Заявить о нарушении
Маяковский только пример,
то же самое могу продемонстрировать,
например, на Александре Александровиче Блоке!

Евгений Петрович Свидченко   07.08.2019 19:33   Заявить о нарушении
Он мой избранный с юности

Ирина Фетисова-Мюллерсон   08.08.2019 09:50   Заявить о нарушении
Александр Александрович Блок призывает
слушать музыку революции.

Он и сам вслушивается в то, что проиходит,
произошло внезапно в конце октября 1917 года.
Он ищет ритмы и слова, которыми можно было бы
отобразить увиденное:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!..

Вот она, чёрно-белая хлещущая музыка пурги,
вкрадчивая и таинственная. Так начинается Его симфония,
ибо это — многоголосие многолюдия. Он только ещё
ищет образы:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!

Отряд революционеров.
Бурлит сама народная суть,
как при Степане Разине.
Свобода всегда без Креста Иисуса.
А ведь Иисус, казалось,
и была сама свобода,
но либо — либо:

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!

Жалковатенькое однако отношение к гвардии,
с понимание того, что может случиться...
А вот и конкретная судьба:

Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...

Всё понятно и привычно,
вечная борьба: мужик и баба.
Однако:

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

Однако не до любви,
не до создания семьи
в революционные годы:

А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что Катька, рада? — Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!

Вот так, о милой Катеньке.
У меня разрывается сердце...
А у него — нет, его поддерживают
революционные товарищи:

— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...
— Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

Вот она, бузжалостность революции
и всякого восстания... И тоска:

Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Упокой, Господи, душу рабы Твоея...
Скучно!

Как видим, переживает и сам влюблённый,
а как не переживать о такой потере!
Ну да ладно!..

А как же весь остальной мир?
Что с ним, что с прежним:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Вот ещё одна, печальная, музыка
умирающего мира буржуйства.
А на улице — чёрно-белая метель
с настоящим морозцем:

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Вы чувствуете, как все вдруг да и потерялись
в этой пурге, в этом лихолетье:

... И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Это странно,
но что мерещится
великому поэту Александру Блоку,
какая надежда:
... Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Ему мерещится Христос,
и что двенадцать революционеров —
это Его ученики в строительстве новой жизни!

Какая симфония! Какая музыка у стихах,
но до сих пор никто не сподобился написать симфонию,
ибо буржуйство должно было возвратиться!
Оно уже возвратилось.

Евгений Петрович Свидченко   08.08.2019 19:40   Заявить о нарушении
7 августа 1921 в Петрограде
от систематического недоедания и нехватки лекарств
умирал Великий Русский поэт и пророк Александр Александрович Блок,
предсказавший возвращение народа Российского ко Христу...

Евгений Петрович Свидченко   09.08.2019 06:20   Заявить о нарушении