Лхаса Николая Рериха

                Как, ни странно
                Всё это...

                Но душою всегда мы
                В Лхасе - сердце
                Тибета...

                Во дворце Далай-ламы!..
                05.2007.


                Нас Рерих этим
                Заразил!..

                Увлёк в заоблачные
                Дали...

                И, как источник светлых
                Сил,
                Мне был Тибет настолько
                Мил,
                Что мелочи любые
                В нём
                Меня невольно
                Вдохновляли!..
                05.08.2019.
               



Где-то там, под облаками Тибетского нагорья, располагается манящий аурой чистоты и мистицизма город Лхаса. Это историческая столица Тибета. Место обладает невероятным магнетизмом и особенной атмосферой. Это самое сердце таинственного Тибета. Наверняка именно этим и можно объяснить уникальность города. Но разве можно в двух словах обрисовать всю красоту, неповторимость, притягательность, которой наделено место, собирающее со всего мира туристов и приверженцев особого мировоззрения? Рассказывать о Тибете можно часами.

Лхаса заслуживает особого внимания. Но если вы ничего не смыслите в тонкостях религии, исповедуемой в этих местах, и далеки от истории города, будет сложно понять всю уникальность и красоту местности. Но нет ничего невозможного! Тибет только кажется неприступным.

Одна из сокровенных тайн в истории жизни Николая Константиновича Рериха — посещение им Лхасы. Удалось ли ему побывать в «запретном городе» — такой вопрос ставился и обсуждался всеми его биографами и исследователями его творчества, неизменно вызывая огромный интерес. Это напрямую связано с верным пониманием жизненной миссии Н.К.Рериха и его творческого наследия, тесно соприкасаясь с его устремлением в священную страну Шамбалу, представления о которой на Западе в его время питались образом популярной Шангри-ла.

Документальными подтверждениями того, что художнику довелось увидеть Лхасу, мы на сегодняшний день не располагаем. Сам он никогда не выступал с прямыми утверждениями на этот счёт. Легенды и намёки, как и определённая устная традиция,— всё это так или иначе присутствует, но, опять-таки, вся жизнь Рериха представляет собой поразительное сплетение мифа и реальности, которое всегда сбивало с толку дотошных исследователей. Доподлинно известно лишь, что по прибытии в Индию художник незамедлительно обратил свой взор к Лхасе и что у него было что обсудить с высшими духовными лицами Тибета. Однако в 20-е годы прошлого века Страна Снегов была по сути «закрытой страной». О том, чтобы Н.К.Рериху во время его пребывания в Индии в 1923–25 гг. выдали разрешение посетить Тибет, не могло быть и речи. Стоило ему вступить на индийскую землю, как колониальные власти установили за ним наблюдение. Прознай англичане, что этот русский тайно побывал в Тибете,— и даже при самом благоприятном стечении обстоятельств все дороги туда и в Британскую Индию были бы для него закрыты.

Проходит всего несколько лет, и Н.К.Рерих прокладывает путь на Лхасу с севера, вполне открыто. В апреле 1927 года Центральноазиатская экспедиция Рериха вышла из Урги (Улан-Батора) и осенью вступила на территорию Тибета. Располагая всеми мыслимыми визами, паспортами и документами, Посольство буддистов Запада во главе с Н.К.Рерихом направлялось в Лхасу для официальной встречи с Далай-ламой XIII. Однако в результате вмешательства британских спецслужб вся Экспедиция была вскоре остановлена и задержана на сторожевых заставах. Лишь весной 1928 года, после пяти долгих зимних месяцев, чудом пережитых в летних палатках в услових высокогорья, Экспедиции крайне неохотно позволили двинуться дальше, в Индию, но только тяжёлым кружным западным маршрутом в обход Внутреннего Тибета, с тем чтобы держать Н.К.Рериха как можно дальше от Лхасы. Больше он на эту землю не ступал, хотя образы Тибета и Гималаев стали важнейшей частью его творчества.

В 1924 году H.К.Рерих впервые написал два вида Лхасы: знаменитый дворец Далай-лам Поталу и главный вход в город, западный, включив их в серию Тибетский путь и назвав одинаково — Святыни . Эти произведения входили в экспозицию Музея Рериха и воспроизведены в большой монографии работ художника, вышедшей в 1926 году в Нью-Йорке в издательстве «Брентано» . Представленные здесь ракурсы следуют за фотоснимками , ставшими весьма популярными на Западе после выхода книг о британской военной экспедиции Янгхазбенда 1904 года в Тибет и о посещении европейцами Лхасы. К тому же и по своему характеру эти работы Н.К.Рериха определённо отличаются от листов его путевого альбома и должны были восприниматься как своего рода дань уважения великому городу.
http://www.macdougallauction.com/media/Uguns762.html


Рецензии
Вадим.
Хорошо написали.
Спасибо Вам огромное.

Дмитрий Ахременко   08.08.2019 06:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.