Stabat Mater Dolorosa
Евангелие от Иоанна. Глава 19. Стихи 25-27.
Stabat Mater Dolorosa
Yuxta Crucem Lacrimosa,
Dum pendebat Filius.
Cuius animam gementem,
Contristatem et dolentem
Pertransivit gladius.
О quam tristis et afflicta
Fuit ilia benedicta
Mater unigeniti.
Quae more bat et dolebat,
Pia Mater dum videbat
Nati poenas inclyti.
Якопоне да Тодди. 1230- 1306.
Стоит Мать скорбящая
возле креста слезного,
где распят Сын,
чью душу стонущую,
омраченную и скорбящую
пронзил меч.
О как печальна и огорчена
была эта благословенная
Мать единородная.
Как горевала и печалилась,
Благая Мать, и содрогалась, видя
страшные муки Своего Сына.
Поэзия Якопоне да Тодди. Италия.
Талантливые воспитанники детского струнного оркестра дирижера Веры Сергеевны Горянской в XXI веке совершили культурное творчество, на стихи Якопоне да Тодди вышили партитуру ”Stabat Mater Dolorosa”, композитор Дмитрий Щирица: о трагедии в культурной жизни Древнего Израиля – о скорбящей Богородице Марии, о страстях Мессии Израиля Иисуса Христа. Вышитая партитура – благотворительная, дарит свет духовного Израиля и является фрагментом лекции христианской этики и эстетики, философии культуры. В музыкальном произведении Моцарта "Реквием" есть часть "Lacrimosa" - термин трагедии.
«Трагическое – одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столковениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности – противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство. Конкретные противоречия человеческой деятельности и существования, могущие приобрести трагический характер, многообразны. Одно из них Ф.Энгельс в письме к Ф. Лассалю по поводу его драмы «Франц фон Зиккинген» сформулировал так: «Трагическая коллизия между необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления». Здесь имеется в виду невозможность победы из-за незрелости сознания самого Зиккингена, этого вождя рыцарского восстания против императорско-княжеской власти в Германии в 16 веке. Основой трагических коллизий могут стать также острые, резкие несоответствия между стремлением деятеля и незрелостью окружающих его объективных условий; между благой целью и неугодными, низкими средствами её достижения; между содержанием субъективных намерений и фактических, объективных результатов деятельности…
В свою очередь, субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей» в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных сил – сострадания и страха…
Категория трагического находится в тесной связи с эстетическими категориями прекрасного, возвышенного, с понятиями гармония и дисгармония, а также с рядом важнейших категорий этики – «героическое», «добро и зло», «справедливость», «совесть», «ответственность», «вина» и др.»
Краткий словарь по эстетике. Под редакцией доктора философских наук профессора М. Овсянникова. Москва. Просвещение. 1983. С. 175, 176.
Свидетельство о публикации №119080300672
Евангелие от Иоанна. Глава 19. Стихи 25-27.
Stabat Mater Dolorosa
Yuxta Crucem Lacrimosa,
Dum pendebat Filius.
(Обработка Катерины).
Весьма полезная для малышей такая вышивка, нотная обработка в детском оркестре дирижёра Веры Горянской с её учениками музыки.
Адонис Ситник 31.07.2022 09:16 Заявить о нарушении