Тело, как зеркало психологических проблем

ТЕЛО, КАК ЗЕРКАЛО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
 
Наше собственное тело может быть незаменимым помощником в решении психологических проблем, безошибочным проводником по лабиринтам нашего бессознательного… Каким образом?
 
Не всегда психологические проблемы прячутся внутри. Иногда их накапливается столько, что они просто что есть силы лезут наружу. Говоря профессиональным языком, происходит так называемая либо соматизация, либо морфологизация проблем. Раз уж мы говорим о теле и внешности, давайте уделим и этим явлениям немного внимания.
 
Соматизация – это отражение психологических проблем с помощью болезней: к сожалению, это собственно то, к чему многие уже словно бы привыкли. Если вас что-то гнетет изнутри, причем либо очень давно, либо очень чувствительно, то проблема вскоре дает о себе знать с помощью ухудшения вашего здоровья (и совсем не обязательно психического). Начинает болеть голова, желудок, сердце, скачет давление… В общем, полный букет телесных недомоганий, с которыми нередко человек проходит один за другим все кабинеты от хирурга до гинеколога - и никаких результатов. Так вот: как правило, такие пациенты нуждаются прежде всего в помощи врача-психотерапевта. Подобному больному лишь на время помогут лекарства и процедуры. Потому что первопричина его недомогания - не телесная, а духовная.
 
Можно подозревать соматизацию проблем и в том случае, когда человек постоянно испытывает ощущения, неизбежно вызывающие депрессию: хроническая фрустрация - несоответствие реальных и ожидаемых результатов; подавление личности; профессиональное несоответствие; семейные проблемы и т. п. ...но тем не менее признаки явной депрессии у него отсутствуют. Подобная ситуация говорит о том, что у этого человека начинается маскированная (скрытая) депрессия. Еще ее называют соматизированной (телесной) - потому что скрывается она за физическими недомоганиями.
 
При этом бывает, что человек от тех психологических проблем, что породили его соматические недуги, уходит в лечение своей телесной хвори. Но поскольку не устраняется основная причина этой хвори, она так и не вылечивается до конца. И человек надолго обрекает себя на лекарства, обследования, больницы... А зачастую на этом фоне возникает так называемая условная приятность: когда "хронический больной" начинает извлекать из своей болезни как бы пользу, уходя таким образом от психологических неурядиц. И когда специалист предлагает помочь ему разрешить вызвавшие болезнь жизненные сложности, такой человек отвечает: "Ну что вы! До личных ли мне проблем, когда у меня..." - и далее следует подробное цитирование (не без удовольствия!) собственной истории болезни.
 
А теперь – о более сложной маскировке душевных проблем в теле: так называемой морфологизации. Это явное (или чаще скрытое) изменение нашего тела под действием психологических проблем. Чуть ли не хрестоматийные примеры – это, скажем, ранняя седина под воздействием сильных переживаний, или сутулость из-за «груза житейских проблем». Но это случаи достаточно явные. Хуже, если душевные проблемы создают скрытые напряжения мышц.
 
В общем-то об этом знал еще Гиппократ, когда говорил, что диагностика начинается не с разговора с больным, а с наблюдения врача за тем, как больной входит в кабинет, как садится… В общем - с анализа походки, мимики, жестов и прочих невербальных сигналов, поданных человеком. И здесь, кстати, тоже нельзя подходить к этому с точки зрения однажды принятых установок. Скажем, если вспомнить Пиза с его трактовкой жестов – то мы говорили, что «жесты барьера» (скрещенные пальцы, сведенные ноги и т.п.) не всегда говорят о внутреннем неприятии информации, которую вы выдаете собеседнику, и для разных типов личности этот жест может читаться совсем по-разному… Но человек может действительно бессознательно закрываться, - однако вовсе не от вас, а от своей проблемы, которая гнетет его постоянно и от которой он не в силах отделаться. Вот и сплетает постоянно пальцы в замок, потому что руки всегда находятся в напряжении, а то, о чем вы ему в данный момент говорите, на его жестикуляцию никак не влияет.
 
Откуда же взялась эта так называемая теория мышечных зажимов, и каким образом можно по имеющимся телесным напряжениям определить характер проблемы? Здесь давайте опять обратимся к истории человечества.
 
Как известно. наши предки на все внешние раздражители реагировали действием, причем немедленным, без лишних раздумий. Появилась добыча – догоняй, напал враг – защищайся, грозит опасность – убегай… Таким образом, все человеческие переживания и проблемы в результате «закорачивались» на мышечную систему. И в результате у нынешнего человека любой стресс, любое раздражение приводит к выбросу «гормонов действия» - адреналина и ему подобных. Разумеется, у каждого это происходит в разном количестве – но всегда, в любом случае, стрессовая ситуация провоцирует мышечное напряжение: это именно своего рода готовность на стресс отреагировать действием.
 
Но мы же не пещерные предки. И у нас далеко не всегда есть возможность такую реакцию осуществить (вспомните, как иногда сжимаются в кулак пальцы, когда хочется ударить обидчика! Но нельзя, особенно если в общественном месте. И вот обидчик ушел, а сжатые напряженные пальцы остались…) Причем далеко не всегда это напряжение внешне заметно – у тихих и скромных людей, которые в жизни не размахивали кулаками, мышцы тоже напрягаются, но в незаметных глазу количествах.
 
Или же возможность реагировать действием есть, но это действие не оказывается решением проблемы (скажем, в волнении бегать по комнате, «не находя себе места»…) И если таким образом движение не решает проблему или нет возможности это действие осуществить – разрядка возникшего внутреннего напряжения не происходит. И остается так называемый мышечный зажим – пока, разумеется, очень незначительный и со временем проходящий. Но если пережитый стресс – не однократный, а постоянный, изо дня в день? Тогда напряжение копится, и возникает стойкий зажим определенной группы мышц. И тут в принципе можно определить, на какого рода стресс дало такую реакцию тело? Какие именно мышцы отвечают за «травмированную» область психики? И в каком направлении искать причины вашего недовольства жизнью, окружающими и собой? Главное – суметь верно определить наличие таких зажимов и адекватно «прочитать». Конкретно этим занимается так называемая телесно-ориентированная терапия. И в этом случае тело действительно становится помощником в решении душевных неурядиц.
 
Вот несколько примеров самого приблизительного наглядного «прочтения» некоторых зажимов (разумеется, при работе с конкретной ситуацией все может быть иначе, но хотя бы для примера):
 
Сутулость и понурость осанки (как в сказке - «что невесел, ниже плеч голову повесил») – иногда говорит о взятой человеком непосильной нагрузке или неподвластной самостоятельному решению проблеме, а то и ожидании такой проблемы. Человек ходит так, как будто приготовился взвалить на плечи тяжелый мешок.
 
Появление симптомов радикулита у совершенно здорового в этом отношении человека иногда возникает при весьма интересных обстоятельствах. Начнем с того, что радикулитные боли возникают тогда, когда мышцы спины напрягаются асимметрично (скажем, если человек долгое время носит тяжелый груз в одной и той же руке). И тогда в области поясницы возникает боковой мышечный перекос, в конце концов приводящий к радикулитным болям. Так вот, в отношении психологии: принято считать, что правая сторона человеческого тела обозначает действия социального характера (правой рукой мы пишем, работаем и т.п.,), а левая – символизирует реакции и мысли личные, интимные (и сердце с левой стороны…). И если человек долгое время «поднимает правой рукой» непосильные проблемы на работе или в бизнесе, у него возникают мышечные напряжения с правой стороны спины. Или же если ему приходится «тащить левой рукой» сложности в постели или в семье – то постепенно накапливается зажим с левой стороны спины. И неудивительно, что вследствие таких несимметричных напряжений со временем возникают боли, сходные с радикулитными. Вот только практически бесполезно в этих случаях лечиться тигровой мазью или перцовым пластырем.
 
Вообще возникновение и трактовка мышечных зажимов весьма зависит… от культуры и словаря общества, в котором вращается человек (так называемая черезвербальная соматизация). Скажем, в нашей культуре зажимы в области живота частенько связаны… с тем, что в русском языке существовало другое значение слова «живот» – жизнь. Это каждый из нас помнит (по крайней мере, хранит в бессознательном) с детства: из сказок и былин, а то и повествований о войне. Помните – «не щадя живота своего»? И таким образом нередко зажимы в области брюшного пресса говорят о том, что человек испытывает страх за свое физическое существование, опасается угрозы собственной жизни или откровенно ждет какого-то смертельного удара «ниже пояса».
 
Или еще: у нас принято говорить, что «кто-то у кого-то на шее сидит». И кроме шуток, - частенько напряжение так называемой воротниковой зоны «выдает» наличие материальной обузы или неоправданного иждивенца.
 
Еще одно частое мышечное напряжение связано с понятием «рост», в частности – рост карьерный. Если человек постоянно втягивает голову в плечи и чуть пригибается, по крайней мере, имеются внутренние напряжения соответствующих групп мышц, - можно с достаточной долей вероятности сказать, что ему ограничили его социальный рост «сверху»: поза у него такая, как будто он вынужден все время жить в помещении с очень низким для его роста потолком.
 
Особый разговор – о напряжении мышц лица. Нередко приходилось встречаться с самыми настоящими перекошенными и асимметричными лицами у людей, которые во что бы то ни стало хотели прятать от окружающих свои эмоции (этому может быть много причин – скажем, страх обнаружить свои переживания, опасения быть осмеянным, да много еще чего). Так, если даже им смешно – они будут прятать улыбку (точнее, превращать ее в ухмылку), улыбаясь лишь одной половиной рта. И когда подобное самоограничение повторяется не раз и не два, возникает стойкое мышечное напряжение с одной стороны лица. И лицо становится «перекошенным».
 
Кладезь зажимов – ноги. В общем это и понятно – ноги всегда в напряжении, и именно им доставалась в нашим первобытные времена львиная доля двигательных реакций: убегать, догонять и даже драться… Так вот, о драке: очень часто зажим передней поверхности бедра говорит… о происходящем тягостном расставании или разрыве с человеком, вызывающим неприятные эмоции. Трансакция такая: уж так хочется этому человеку дать пинка, чтобы он скорее убрался из моей жизни!.. Понятно, что культурный человек (а среди моих клиентов других не бывает) никогда этого не сделает – то есть реализации мышечного напряжения с помощью действия не происходит. Вот напряжение и копится… Человек уже сам не может определить. что именно его гнетет и откуда у него такая зажатость и скованность. А оказывается, все дело в этом неприятном разрыве и в «невыданном» когда-то пинке!
 
Так называемый «зажим запрещенной сексуальности» - напряжение внутренней поверхности бедер - очень часто встречается у женщин, которые и сидят-то постоянно со сведенными ногами: этакая своеобразная «защита от посягательств». Собственно, это и есть отражение ее состояния – внутреннего сексуального возбуждения, которое она на уровне своей «внутренней цензуры» по тем или иными причинам не может себе разрешить.
 
Если человеку приходится идти по ненадежной поверхности (скажем, по тонкому льду) – он обычно ставит ногу всей стопой, и при такой ходьбе икроножная мышца напряжена постоянно. Таким образом, если в области этих мышц у человека имеется скрытый зажим, можно предположить. Что у него, что называется, «нет надежной опоры», что постоянно он боится в чем-то «провалиться», в ком-то неуверен и тому подобное.
 
Похожее ощущение, связанное с опорой – чувство, что «качается земля под ногами». То есть зашатались некоторые устои, на которые человек доселе успешно опирался. В случаях, когда приходится стоять на шаткой опоре, возникает желание этому раскачиванию противостоять: (скажем, у матросов от постоянного хождения по качающейся палубе вырабатывается походка враскачку, широко расставив ноги). Но для того, чтобы так ходить, необходимо напряжение внешней поверхности бедер. Вот и пожалуйста: нередко такое напряжение у человека отражает угрозу прочности его давних семейных отношений или реакцию на изменение государственного строя, при котором он вырос.
 
Зажим ягодиц, как правило, говорит… об ожидании какого-то наказания со стороны. Собственно, это результат того, что у нас как бы принято ребенка чуть что шлепать по попе. Вот и закрепляется этакий рефлекс…С другой стороны, это и весьма интимная зона, и в то же время достаточно унизительная (в частности, с ней связано много всяких ругательств), и помимо всего – незащищенная (скажем, прикрывать ее руками в случае чего считается достаточно неприличным). Так что ягодичный зажим в принципе может быть отражением какой-то внутренней незащищенности.
 
Список этих примеров можно было бы продолжить, но снова хочу заметить, что составить «универсальный справочник толкования зажимов» невозможно. Как минимум потому, что мышцы могут напрягаться в разной степени и в разном сочетании, создавая весьма сложную мозаику и образовывая своеобразный язык тела – а точнее, язык бессознательного. Кроме того, у каждого человека индивидуальны и реакция на проблему, и восприятия, и ассоциации, и тому подобные важные моменты. Именно поэтому при работе с мышечными зажимами параллельно непременно идет беседа с клиентом, чтобы определить именно его реакцию, именно его особенности восприятия.
 
Что же делать с этими зажимами и особенно с вызвавшими их проблемами?
 
За мышечное напряжение и расслабление отвечает наше бессознательное, которым человек по большому счету управлять не может. Поэтому если какая-то проблема вас давит, крутит и сжимает, приказом своего сознания избавиться от внутреннего телесного напряжения не удастся – не по тому ведомству приказ. Интересно другое – решение такой морфологизированной проблемы фактически заключается в ее нахождении и вербализации (проговаривании). Потому что как только проблема переводится из бессознательного в область сознания, как только самому клиенту стало ясно, что именно его так напрягает – вот тут, пожалуйста, он уже выявленным, осознанным напряжением может управлять сам. Хотя как только проблема проговорена, мышечное напряжение начинает ослабевать и постепенно совсем исчезает.
 
На этом основан один из методов телесно-ориентированного психоанализа – так называемый Розен-метод (по имени автора метода Мэрион Розен). Он намного короче по времени так называемого классического психоанализа.
 
Вообще работа с проблемами, заключенными в бессознательном, напоминает поиск некоего предмета в темной комнате: неизвестно, есть ли он там вообще, а если есть, в каком направлении искать? И если классический психоаналитик последовательно «обшаривает половицу за половицей», то работа телесно-ориентированного консультанта продвигается быстрее именно за счет «подсказки» мышечных зажимов клиента. Фактически это способ, при котором вполне можно буквально пощупать руками человеческое бессознательное! И благодаря этому достаточно точно определить. в какой области искать проблему. Не говоря уже о том, что, как уже упоминалось, на таком сеансе постоянно идет беседа с клиентом – имеется обратная связь и на вербальном уровне в процессе диалога. В результате вывод проблемы в область сознания, определение, с чем работать, да и само время работы сокращается во много раз. Однако следует помнить, что очень многое в таком сеансе зависит от профессионализма и опыта консультанта. От его умения не ограничиваться наиболее распространенными интерпретациями, от его стремления проникнуть вглубь проблемы.



 Стратегии коррекции агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраст
 
 
 
 Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
– помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
– учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
– учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
– учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
– стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
 Стратегия на переключение состояния:
– стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
 Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
– у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
– у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

Игры для агрессивных детей

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
 
«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).
Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.
 «Жужа, жужа, выходи,
 Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».
Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.
 
Драка.
«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»
«Уходи, злость, уходи!».
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Важно! Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из возбужденного состояния к спокойному.


Рецензии