Учёное невежество Льва Шестова

«Мы жалуемся – пишет Лев Шестов в своей апории Docta ignorantia – что не знаем, откуда пришли, куда идем, что было, что будет, что делать, чего избегать и т. д., – уверенные вперед, что если бы знали, то было бы лучше. Но, может быть, было бы не лучше, а хуже: знание связало бы нас и ограничило. А раз не знаем – значит ничего не связывает».
После этой апологии вседозволенности, с которой мы повсеместно сталкиваемся в быту (нарушал, потому что не знал!), Лев Исакович закономерно переходит к идеальной стороне этой анархии – к волшебству или магии.
Читаем:
«Docta ignorantia (Учёное невежество, лат.) пожалуй, ничего другого не имела в виду, как подчинение res – intellectui и освобождение intellectus’a от всех уз, даже от «первых начал». Не мы принуждены приспособляться к вещам, а вещи, по слову или требованию человека, готовы менять не только формы, но и сущность свою. Не то что из воска, как теперь, можно будет по желанию сделать то шахматную фигуру, то слепок для печати, а воск можно будет силой одной мысли превратить в мрамор или золото. Философский камень может оказаться не бессмысленной мечтой суеверных и невежественных людей».
Не бывать тому!! – говорим в ответ. И не потому, что невозможно: а потому, что Обладающий Могуществом не станет этого делать – превращать воск в золото. Кроме того, использующий «силу мысли» не имеет и не будет иметь Могущества.


Рецензии