Новая книга - 4
Прежде, чем рассмотреть такую важную первую тему, как концепции маркетинга применительно к рынку вакансий, следует хотя бы немного разобраться — с вакансией. Что это за продукт — товар или услуга?
Я рассмотрю 5 наиболее важных характеристик, отличающих услугу от товара:
— неосязаемость,
— неотделимость от источника (оказания услуги),
— непостоянство качества,
— несохраняемость,
— участие покупателя в производстве услуги.
НЕОСЯЗАЕМОСТЬ
Товар
Товар можно потрогать, например, автомобиль. Можно даже понюхать (например, свежеиспеченную булку). Увидеть, послушать (если это диск с любимой мелодией), и даже лизнуть (например, мороженое). Продавцы на базаре дают попробовать на вкус спелые ягоды.
Короче говоря, хотя Ф. Котлер в своем классическом учебнике подчеркивает преимущественно осязаемость товаров, все органы чувств помогают покупателю «почувствовать» товар.
Услуга
Услугу, точнее ее результаты, можно понять только после оказания услуги — какая получилась стрижка или дизайн ногтей, доставка почты или пиццы, консультационные услуги пр. и пр.
Желающие могут найти достаточно информации в интернет, где описаны методы, позволяющие хотя бы частично преодолеть проблему неосязаемости услуги (почитать отзывы покупателей и пр.)
Вакансия
Что касается вакансии, то кажется, что точно также как услуга, вакансия неосязаема.
Но давайте посмотрим, что входит в состав такого необычного продукта, как вакансия:
— заработная плата,
— рабочее место,
— организация работы (менеджмент),
— атмосфера в коллективе,
— перспективы карьерного роста,
и т. д.
Деньги и осязать не нужно — мы знаем, что это такое. Рабочее место можно посмотреть, даже посидеть в вашем будущем кресле и послушать — скрипит ли оно. А если эта вакансия в цеху завода — посмотреть, услышать уровень шума. да, если много значит время на то, чтобы добраться до нового места работы — можно еще прокатиться — и узнать насколько удобно и сложно решается транспортная проблема конкретной вакансии.
Если вы планируете стать продавцом в продовольственном магазине, можете даже понюхать ваше будущее рабочее место.
Получается, что по ряду параметров вакансия похожа на товар.
В остальном — вакансия конечно же неосязаема.
Делаем первый вывод - вакансия - это, возможно, неосязаемый товар.
Свидетельство о публикации №119080203009