Новая история Трои

Странно, но раньше мне никогда не приходило в голову искать связь между легендарным городом и числом три. Но сегодня, после того, как перед моим мысленным взором возникло это слово, написанное по-французски – TROI– меня осенило.

А что, если посмотреть на эту легенду в ином контексте? Что мы увидим, убрав все подробности?

Три персонажа: старый царь, Менелай, его прекрасная жена, Елена и молодой Парис. Весь сюжет сводится к противостоянию старика молодому сопернику. Точно так же, как в скандинавском мифе Король Остролист противостоит молодому Королю Дубу.

Однако, в мифе молодой король  является сыном старого короля. Так может, и Парис на самом деле сын Елены?

В сборнике сказок Афанасьева неоднократно упоминается  сюжет, в котором богатырь уезжает на ратные подвиги на много лет. А по возвращении  домой  застает на брачном ложе свою прекрасную жену в объятиях молодого красавца.  В сказке, прежде, чем расправиться с неверной женой, богатырь будит ее, и та рассказывает о рождении сына.

Учитывая, что Троя была основана нашими предками, не удивительно, что мифы о Прекрасной Елене сохранились  в русском фольклоре, и по наследству перешли к грекам, как, впрочем, и многие иные персонажи.  То, что костяк истории со временем оброс подробностями, отличающимися у разных народов,  как раз не удивительно. Ведь то же самое произошло и с Тримурти Джаганнатха:  в зависимости о того, какого бога подразумевают под Джаганнатхом, Шиву или Кришну, рассказываются совершенно разные истории.

Но ведь в основе все те же персонажи: отец, мать и ребенок.

Получается, что, освободив рассказ о Трое от лишних подробностей, мы возвращаемся в русло единого мифа. Однако  в описании троянской войны и самих персонажей есть несколько важных подробностей.

Во-первых, Елена является дорийским божеством плодородия или же, по другой версии, рождена от союза Зевса и Леды из волшебного яйца. Что опять-таки, является символом творения мира.

Парис, который присудил золотое яблоко Афродите, был пастухом. Точно так же, как бог Велес или Кришна. 

Золотое яблоко является символом проявленности, а золото связано с богиней – матерью, под каким бы именем ее ни почитали - Афродита, Венера, Кибела, Иштар, Инанна.

Как и в других проявлениях троицы, Парис имеет дело не с одной, а двумя проявлениями богини –   виде драгоценного зародыша, или золотого яблока он минует первые врата рождения, которые охраняются богиней Девой. И в процессе вынашивания и родов он минует вторые врата, и все это время он находится рядом с Еленой.

В древних индейских кодексах написано, что роды для женщины приравниваются к бою, а успешное рождение ребенка – к захвату пленного, и потому женщины, умершие родами, принимались Солнцем в зените и спускались с ним к Западу, месту своего пребывания.

На 61 странице кодекса Мальябеччи Кецалькоатль назван  «сыном иного бога, которого зовут Миктлантекутли и который является господином места мертвых».

Как и Король Остролист, повелитель покоев мертвых, который и порождает новую жизнь и противостоит ей.  На страницах кодекса Видбоненси есть весьма красноречивая иллюстрация сути этого процесса. На рисунке изображен череп с раскрытыми челюстями, из которых истекает струя живой воды. Это выразительно дает понять то, что источником живой субстанции является мертвая материя: химические элементы, газы и жидкости, камни, песок, которые лишены свойств, присущих органической жизни. У мертвого или того, что мы считаем таковым, и у живого единая суть. Разница проявляется в разных уровнях организованности  материи.

Если вам мало этих примеров, вспомните легенду о маленьком Зевсе, которого мать прятала от супруга в недрах пещеры, и затем выросший Зевс оскопляет отца. Оскопление, как жертва ради новой жизни было частью культа Инанны.

Во всех этих культах богини – матери есть одна важная деталь, о которой на данном этапе развития общества мы стараемся забыть. Поскольку этот момент кажется очень уж невероятным, если не неприличным.  Речь о том, что богиня Мать рожает себе мужа. Можно считать это всего лишь пережитком культа, но в одном из племен Индии и в настоящее время женщины племени берут в мужья маленьких мальчиков, не достигших и 12 лет, поскольку считается, что женщина должна сама вырастить себе мужа.

Как видите, и здесь мы сталкиваемся с разными уровнями воплощения идеи.

Парис, возможно, всего лишь иная форма имени Пуруша, который, дробясь, входит в каждую часть вещества и образует бесчисленные живые  формы. Именно поэтому рождение возникает из смерти.

Эту всеобщую идею мы встречаем в самых разных вариантах: как разделение тела великана Имира, как принесение в жертву Пуруши, как битва богов.

Первоначальная  символика, подкрепленная обрядами и сакральными ритуалами, со временем упрощается, забывается и заменяется на поздние толкования. Сакральность темы все еще прослеживается по самым древним деталям, но, чем больше проходит времени, тем больше появляется новых подробностей, не относящихся к первоначальной идее. И вот уже перед нами история о героическом сражении троянцев и греков, история, в которой очень трудно найти корни, сближающие ее с эпосом других стран.


Рецензии