О книге Эллы Крыловой Скорбные строфы

      
     "Скорбные строфы" - книга о вечной любви, побеждающей смерть. Стихи, которые писались на протяжении полутора месяцев, практически каждый день после ухода их адресата из жизни, посвящены прославленной московской поэтессой Эллой Крыловой горячо любимому и незабвенному мужу Сергею Гремяко, 15 апреля 2019 года ушедшему в Вечность. Это был необыкновенный брак, необыкновенная семья с разницей между супругами в 30 лет, о которой Элла скажет поэтически точно, ритмично и ёмко:

                Мы были заметной парой,
                нас знало всё Бирюлёво,
                здоровались продавщицы,
                соседи и почтари.
                Я баловалась гитарой,
                и жили мы очень клёво,               
                исписывала страницы,
                кружило нас - раз-два-три.
               
                (с.87)

И вот - апрель 2019 года, печальный финал, конкретный и жестокий приговор земному существованию, которое влачим все мы:    
               
                Как не роптать на Бога и судьбу?
                Я видела любимого в гробу.
                И образ сей в мозгу запечатлён,
                должно быть, до скончания времён.
               
                (с.15)

      "Скорбные строфы" - это книга прежде всего о смерти и связанных с человеческой смертью прочих переживаниях, овеянных Духом и зафиксированных в духовной плоскости. Читая, я ловлю себя на мысли о том, что этой книги покамест лучше бы не было. Лучше бы её адресат оставался живым, ведь это не так уж и много - 82 года. Мог бы прожить еще пару десятков лет на радость любимой жене и друзьям, устраивая дружеские встречи в уютной квартире, слушая бардов в исполнении Эллы, читая вслух стихи любимых поэтов. Но Богу было угодно распорядиться иначе. Книга "Скорбные строфы"
создавалась по как минимум двум причинам: во-первых, чтобы оживить в сознании образ ушедшего, воскресить его в памяти силой великой любви и, во-вторых, выполнить свой долг перед ним, увековечить его для сочувствующих Элле Крыловой читателей под обложкой хорошо оформленной книги: твёрдый цветной переплёт, фотографии Сергея Гремяко в разные периоды его жизни, а также совместные фотографии Сергея и Эллы.
      Элла Крылова всегда была поэтом мистическим, и это её свойство в "Скорбных строфах" проявляется с особой силой, все её откровения и видения о Сергее растут из твёрдого убеждения: "Господь тебя, конечно, принял в рай" (с.14). Поэтому зримо и ярко возникает в стихах образ замечательного райского домика, где её ждут все дорогие её сердцу умершие:

                Домишко этот заселён уже.
                Серёжа там на первом этаже.               
                А на втором там матушка и брат.
                Там наши кисы, пруд и пышный сад.

                ("Post scriptum", с.3)   

     А вот одно из главных мистических озарений Эллы, которым питается вся её книга
 
                Любовь такая не проходит,
                а просто в Вечность переходит.
                Взираешь с Неба ты, любя.
                Смотрю с любовью на тебя.
                (с.16)
                Утешает чаяние томное:
                мы с тобою встретимся в раю.
                (с.11)

     Надежда на эту встречу (хотя Элла просит сейчас у Бога, чтобы она произошла как можно скорей) заставляет известную московскую поэтессу продолжать жить во имя Серёжиной памяти и даже - в идеале - сделать музей творчества и настоящей любви из той квартиры, которая являлась их совместным жилищем. Как человек, как женщина Элла
Крылова - о том красноречиво свидетельствует ее последняя книга! - необычайно сильная. Во всяком случае, именно так я её воспринимаю. Ведь можно было уйти в запой, сломаться, бросить к чёрту всякое творчество... Ан нет! Божественному зову творчества даже в этой ужасной ситуации (ведь потеряла она за последние годы и маму, и брата, и любимую кошечку Александру) Элла остаётся верна. Конечно, книга, вышедшая спустя всего лишь два месяца после смерти Серёжи, окрашена ощущением вселенского одиночества, непроходящей тоски, порою граничащей с отчаянием:

                И зачем же тянуть мне лямку
                жизни вдовьей, пустой? Сломали...
                Да я с радостью в землю лягу!               
               
                (с.26)

     Но обратите внимание, читатели, что, несмотря на эмоциональный разлад, царящий в душе поэтессы, Элле Крыловой свойственна удивительная поэтическая собранность, книга о смерти и связанной со смертью мужа душевной дисгармонии становится удивительно гармоничной как явление литературы, она источает тонкий духовный свет и отличается необыкновенной поэтической цельностью:

                Пишу, чтоб не сойти с ума,
                я эти горестные письма,   
                поскольку наступила тьма
                и в жизни я не вижу смысла.
                А писанина кровь души
                пускает, чтоб не так вскипала.
                И Муза мне велит: пиши,
                чтоб слёзы рукопись вобрала!               
               
                (с.92)
11 июля 2019, Запорожье, Украина


Рецензии