О книге Эллы Крыловой Скорбные строфы
"Скорбные строфы" - книга о вечной любви, побеждающей смерть. Стихи, которые писались на протяжении полутора месяцев, практически каждый день после ухода их адресата из жизни, посвящены прославленной московской поэтессой Эллой Крыловой горячо любимому и незабвенному мужу Сергею Гремяко, 15 апреля 2019 года ушедшему в Вечность. Это был необыкновенный брак, необыкновенная семья с разницей между супругами в 30 лет, о которой Элла скажет поэтически точно, ритмично и ёмко:
Мы были заметной парой,
нас знало всё Бирюлёво,
здоровались продавщицы,
соседи и почтари.
Я баловалась гитарой,
и жили мы очень клёво,
исписывала страницы,
кружило нас - раз-два-три.
(с.87)
И вот - апрель 2019 года, печальный финал, конкретный и жестокий приговор земному существованию, которое влачим все мы:
Как не роптать на Бога и судьбу?
Я видела любимого в гробу.
И образ сей в мозгу запечатлён,
должно быть, до скончания времён.
(с.15)
"Скорбные строфы" - это книга прежде всего о смерти и связанных с человеческой смертью прочих переживаниях, овеянных Духом и зафиксированных в духовной плоскости. Читая, я ловлю себя на мысли о том, что этой книги покамест лучше бы не было. Лучше бы её адресат оставался живым, ведь это не так уж и много - 82 года. Мог бы прожить еще пару десятков лет на радость любимой жене и друзьям, устраивая дружеские встречи в уютной квартире, слушая бардов в исполнении Эллы, читая вслух стихи любимых поэтов. Но Богу было угодно распорядиться иначе. Книга "Скорбные строфы"
создавалась по как минимум двум причинам: во-первых, чтобы оживить в сознании образ ушедшего, воскресить его в памяти силой великой любви и, во-вторых, выполнить свой долг перед ним, увековечить его для сочувствующих Элле Крыловой читателей под обложкой хорошо оформленной книги: твёрдый цветной переплёт, фотографии Сергея Гремяко в разные периоды его жизни, а также совместные фотографии Сергея и Эллы.
Элла Крылова всегда была поэтом мистическим, и это её свойство в "Скорбных строфах" проявляется с особой силой, все её откровения и видения о Сергее растут из твёрдого убеждения: "Господь тебя, конечно, принял в рай" (с.14). Поэтому зримо и ярко возникает в стихах образ замечательного райского домика, где её ждут все дорогие её сердцу умершие:
Домишко этот заселён уже.
Серёжа там на первом этаже.
А на втором там матушка и брат.
Там наши кисы, пруд и пышный сад.
("Post scriptum", с.3)
А вот одно из главных мистических озарений Эллы, которым питается вся её книга
Любовь такая не проходит,
а просто в Вечность переходит.
Взираешь с Неба ты, любя.
Смотрю с любовью на тебя.
(с.16)
Утешает чаяние томное:
мы с тобою встретимся в раю.
(с.11)
Надежда на эту встречу (хотя Элла просит сейчас у Бога, чтобы она произошла как можно скорей) заставляет известную московскую поэтессу продолжать жить во имя Серёжиной памяти и даже - в идеале - сделать музей творчества и настоящей любви из той квартиры, которая являлась их совместным жилищем. Как человек, как женщина Элла
Крылова - о том красноречиво свидетельствует ее последняя книга! - необычайно сильная. Во всяком случае, именно так я её воспринимаю. Ведь можно было уйти в запой, сломаться, бросить к чёрту всякое творчество... Ан нет! Божественному зову творчества даже в этой ужасной ситуации (ведь потеряла она за последние годы и маму, и брата, и любимую кошечку Александру) Элла остаётся верна. Конечно, книга, вышедшая спустя всего лишь два месяца после смерти Серёжи, окрашена ощущением вселенского одиночества, непроходящей тоски, порою граничащей с отчаянием:
И зачем же тянуть мне лямку
жизни вдовьей, пустой? Сломали...
Да я с радостью в землю лягу!
(с.26)
Но обратите внимание, читатели, что, несмотря на эмоциональный разлад, царящий в душе поэтессы, Элле Крыловой свойственна удивительная поэтическая собранность, книга о смерти и связанной со смертью мужа душевной дисгармонии становится удивительно гармоничной как явление литературы, она источает тонкий духовный свет и отличается необыкновенной поэтической цельностью:
Пишу, чтоб не сойти с ума,
я эти горестные письма,
поскольку наступила тьма
и в жизни я не вижу смысла.
А писанина кровь души
пускает, чтоб не так вскипала.
И Муза мне велит: пиши,
чтоб слёзы рукопись вобрала!
(с.92)
11 июля 2019, Запорожье, Украина
Свидетельство о публикации №119073108603