Уч-Сумер алтайская сказка
Озо-озо, чакта… Давным-давно кочевал в долине большой реки сеок хана Алтая, не счесть было табунов быстрых коней; немало пестрых аилов стояло в степи. Было у хана много жен и сыновей, зятьёв и невесток, сыновья его брали в жены девушек из ближних и дальних земель. А одна из них, синеглазая и рыжеволосая Ярлу была привезена и продана сюда купцом из каких-то северных стран. Стала она женой ханскому сыну Бабыргану. Нескоро привыкла новая абакай в этих землях, тосковала по своей стране, где много больших снегов зимой, таких же белых, как её кожа, солнце такое же золотое, как её волосы, а море синее, как её глаза. Хоть и прожила она в степи немало лет, не все свои секреты раскрыла. Например, был у неё янчыык – тайный мешочек - с разными камушками, любила она их перебирать по вечерам, раскладывать по-всякому и шептать непонятные слова. А на свой чегедек вышила она белую гору с тремя вершинами и диковинные цветы у подножия. Родила Ярлу ханскому сыну дочь, тоже рыжеволосую, назвали ее Уч-Сумер, потому что в детстве, до шанкылу бала, завязывала она свои рыжие кудри в три смешных хвостика. Любил и баловал свою дочку Бабырган, но недолгой была семейная жизнь, сразила Бабыргана в бою вражеская стрела. Насыпали ему высокий курган, отвели тризну, как положено, а Ярлу затосковала пуще прежнего. Часто просила она хана Алтая отпустить её с караваном купцов на север, поискать свою родню, но хан не дал согласия. Наконец выросла Уч-Сумер, от отца достался ей строптивый и гордый нрав, острый взгляд быстрых и черных, как уголь, глаз, а от матери белая кожа и рыжие волосы.
И вот однажды хан Алтай позвал Ярлу и сказал:
- Вижу, что томишься ты здесь в степи, не мил тебе стал аил. А внучка моя уже шанкылу бала, заплели ей две сырмал с яркими бусинами, значит, в возраст вошла, пора ей жениха искать. Но вижу, что характер у нее кедер, дедовский, не каждый будет ей ровня и по сердцу. И ещё сказал хан Алтай:
- Поезжайте к южным пределам моих владений, поклонитесь тамошним ыйик, а еще в долине Катуни по осени будет большой праздник, ярыш, разные состязания, там Уч-Сумер и выберет себе батыра по душе. - И владения мои расширятся на юг, - подумал хан втайне, - а то неспокойно как-то там стало. Но последнее не сказал он, а лишь подумал.
Отправил он с невесткой и внучкой охрану немалую, собрал подарки для своих соседей: ткани шелковые, нанковые, коней, баранов, мешок талкана и даже эмеш монгун, немного серебра.
- Но смотрите, никому не говорите о своём богатстве, а лучше пусть никто не и знает, что ты моя внучка, так целее будете – напутствовал хан Уч-Сумер.
И вот приехали мать с дочкой в верховья Катуни как раз на ярыш, к началу состязаний успели: кюреш (борьба на поясах), карчага сайны (стрельба из лука), кодурге таш (поднятие камня) и, конечно, ат чабыш, конные скачки. Съехались сюда удальцы со всех окрестных долин и предгорий - показать свою силу, ловкость и поймать мёр - удачу. Самыми богато украшенными и гладкими аргамаками, вышитыми чекменями и гордой осанкой среди всех батыров выделялись сыновья местного нойона Кара-Тюрека, который владел не только табунами коней, но и перевалом между долинами рек, ключом к торговле со страной Кыдат и другими землями. И три его сына Кара-Оюк, Ак-Оюк и Ак-Кем не только показали на состязаниях меткость, силу и удачу, но и все глаза проглядели на Уч-Сумер. Но осталась равнодушна своенравная красавица Уч-Сумер ко всем батырам, ни разу не дрогнуло ее сердце, сумрачными оставались глаза, ни тени улыбки не мелькнуло на её лице. Заметила Ярлу, что начинает гневаться Кара-Тюрек из-за холодности своих гостий, подарки их показались ему скудными, а оказанная честь малой. И заболело материнское сердце, почуяв недоброе. И вот настал последний день, ат-чабыш, конные состязания. Быстрее всех ветров понеслись всадники, а первыми скачут быстроногие аргамаки из табунов Кара-Тюрека, немалая байга на кон поставлена за победу на скачках. Но что это? Вырвался вперёд никому не известный батыр. Это молодой анчы, охотник Тюнгур из долины Катуни вот-вот схватит свою мёр. И вправду, улыбнулась ему не только удача, но и холодная красавица Уч-Сумер, ярким светом вспыхнули её глаза, засмеялась она, будто серебряные колокольчики зазвенели. Тот засмеялся в ответ. А наградой победителю был отрез белой шелковой ткани.
- Э, какой добрый кёжёгё получится, - обрадовался Тюнгур, - да ещё и на яломаа останется. Тут он отрезал несколько полосок белых лент и с поклоном поднес их знатным гостьям. Приняла подарок охотника Ярлу и приметила, что уже сделала её дочь свой выбор. - Ну, что ж, начинай кудалаш, охотник, а каптар с приданым дочери давно готов, - с достоинством ответила Ярлу молодому батыру. А Уч-Сумер подарок Тюнгура вплела в свои косы и вложила в руку охотника зеленый камень в знак своего согласия и обещания. Тюнгур же прицепил этот камень на башлык, обнял суженую, сел на коня и поехал в свой аил готовиться к свадьбе.
Налились тут кровью узкие черные глаза Кара-Тюрека, понял он, что сделала свой выбор своенравная красавица Уч-Сумер, и никто ее не остановит. Но проглотил он обиду, пригласил гостей к праздничному столу, предложил переночевать в парадном белом аиле.
А как только ночь накрыла долину своей черной кошмой, отправился Кара-Тюрек в гости к старому илбичи Кузуяку, что жил уединенно вместе со своей дочерью. И стал кокымай - нойон просить старика творить колдовство, чтобы выведать всё о таинственных гостьях, а ещё, как погубить удачливого заезжего охотника. Долго не соглашался Кузуяк призывать на помощь эдюзи, но пригрозил ему Кара-Тюрек и всё ж заставил колдовать. И тогда рассказал ему Кузуяк, что необычные гостьи приехали на ярыш. Мать – невестка самого хана Алтая - и его внучка, что славится красотой и строптивым нравом, но своей силы пока до конца не знает. Открыл колдун и то, что везёт мать Ярлу янчыык, где хранятся разные волшебные камни, а самый могущественный из них, Ала-Таш, цветной камень Силы, снаружи золотой, как солнце, а внутри голубой, как море. И камень этот станет свадебным подарком Уч-Сумер от матери, если выберет она себе достойного жениха. А Тюнгур этот тоже не простой анчы, а сын могущественной шаманки Кёк-Суу, что жила давно в соседней долине, но теперь неведомо куда сгинула. Разгорелось завистью и жадностью черное сердце Кара-Тюрека, решил он, что нельзя отдавать такой сый охотнику. Даже и сыновьям своим не захотел уступать Кара-Тюрек это сокровище, решил взять Уч-Сумер силой, сделать второй абакай, молодой женой, а свою первую, верную Кучерлу, отослать в отдаленные земли. В задумчивости вернулся каралу - нойон в свой аил под утро, приказал своим слугам стеречь пуще глаза двух знатных гостий, забылся тяжелым сном.
Но не знал Кара-Тюрек, что слышала их ночной разговор дочь колдуна, Теккелю. А была она тоже тармачы, волшебницей, умела оборачиваться мечиртке, совой. Ещё затемно полетела она к аилу, где остановились Ярлу и Уч-Сумер, и рассказала им о коварстве Кара-Тюрека. А те и спать не ложились, уже изготовились бежать, но дороги не знали. Почему же решила помочь чужеземкам Теккелю? Был у неё шылтак, боялась она, что красота Уч-Сумер вскружит голову не только Кара-Тюреку, но и его сыновьям, а особенно его младшему сыну Ак-Кему, и забудет он свою подругу Текелю. Поэтому и хотела она, чтобы мать с дочерью уехали побыстрее, показала она им короткую орык ёл через перевал, а караван их кружной длинной дорогой направила. И потом долго пела убаюкивающие песни, насвистывала, как кичинек кучкаш, сладкоголосой птичкой, чтоб лучше спалось слугам и самому нойону Кара-Тюреку.
Но всё же проснулся Кара-Тюрек и отправил сразу же погоню за караваном, правда, вернулись слуги ни с чем. И понял он, что обманули его и не дали свершить задуманный яман. Помчался тогда он сам по тайной орык ёл и увидел беглянок уже после перевала, когда спускались они в долину, да и то, приблизился лишь на расстояние полета стрелы. И со злости стал пускать стрелы им вслед.
- Итатай – закричала Уч-Сумер, как же спастись нам? - Потом оторвала кусочек от подаренной Тюнгуром яломаа и пустила по ветру, в надежде, что донесёт он весточку до любимого, а тот найдет способ помочь им. Но потерял салкыын белую ленточку, зацепилась она за ветку арчын, затрепетала, как душа девичья в страхе, и осталась биться на ветру. А всё ближе Кара-Тюрек к беглянкам, ведь был он на крепком аргамаке, а мать с дочерью пешие.
- Итатай, - снова вскричала Уч-Сумер и оторвала ещё кусочек белой ленты, бросила её в быстрый ручей, в надежде, что принесёт он весточку Тюнгуру о настигающей их погоне. Но упал ручей в водопад, а ленточка зацепилась за камень и осталась биться в воде, как серебристая рыбка в сетях рыбака. И вот уже совсем догоняет Кара-Тюрек Уч-Сумер и ее мать. И тогда Ярлу, спасая дочь, пропустила её впереди себя по тропе, а сама стала разбрасывать камни из своего волшебного мешка. Где бросит голубой камень – возникнет кёль - горное озеро, где бросит белый – ляжет тош - ледник, а где черный - там побежит карасуу - быстрый ручей. Чуть подзадержалась погоня из-за препятствий на пути. Но опять стал настигать Кара-Тюрек свою добычу.
И тогда встала на тропе Ярлу, распустила свои йерен волосы, раскинула руки и стала просить солнце защитить их с дочерью. И выскочил на тропу огромный теке с закрученными золотыми рогами, а на самом верху нестерпимо ярко горели солнечные лучи, ослепили они Кара-Тюрека и его слуг. Долго стояли они, сокор, крепко закрыв глаза и боясь сделать шаг, чтобы не упасть в пропасть. И тогда взбешённый Кара-Тюрек натянул свой лук и снова выстрелил, не открывая глаз, впереди себя. На беду попала стрела в мать Ярлу, в самое сердце. Упала Ярлу, широко раскинув руки. И выкатился из янчыык её последний камень – Ала-Таш - снаружи золотой, как солнечные лучи, а внутри голубой, как её глаза. И укатился тот камень в курумник, смешался с ним, стал обычный яан-таш, валун. Ибо было предсказано, что Ийде этот камень откроет только добровольно, с согласия прежнего владельца, либо, если сам выберет своего хозяина. А упавшая навзничь Ярлу вдруг превратилась в кырлан, горный хребет, перекрыв дорогу погоне.
Но и бежать Уч-Сумер уже было некуда. Оказалась она у подножия неприступной вершины с тремя белыми туулар, ледниками с вечным снегом. Поняла девушка, что не выбраться ей теперь отсюда, тем более, что поставил упрямый алдас Кара-Тюрек на подступах к горе своих сыновей – Ак-Оюка и Кара- Оюка, чтобы охраняли они строптивую красавицу, оказавшуюся в ловушке. Пожалел беглянку только младший сын, Ак-Кем, бросился он на выручку Уч-Сумер, но поскользнулся на тропе и упал в озеро, которое наколдовала Ярлу. И заплакала тогда гордая девушка, расплела свои волосы, повязала их остатком белой яломаа и поклялась не выходить из горного ол-йоо до тех пор, пока не придёт её жених Тюнгур и не отомстит каралу- нойону за весь яман, что случился с ней и её матерью. И от этих её слов пополз по горным вершинам туман, подул холодный ветер, начал сыпать колючий кар, и скрылись в снежной мгле все три вершины горы. Поняла тогда Уч-Сумер учур своего имени и что стала она Эйзи (хозяйка горы). Но остались у нее еще маленький кусочек надежды и маленький кусочек белой яломаа. И кинула она ленточку Ак-Кему, тому брату, что обещался помочь ей. Обернулся Ак-Кем чакпынду-суу, быстроногим водным потоком, помчался вниз, в долину, искать охотника Тюнгура. А подружка его, верная Теккелю, поджидала внизу, когда силы Ак-Кема иссякли, она обратилась в учар-суу и присоединила свои воды к его потоку, побежали они вместе в долину разыскивать Тюнгура.
Что до охотника, то, не дождавшись весточки от любимой, решил он, что забыла его гордая Уч-Сумер. Сорвал с башлыка подаренный невестой зеленый камень, да и зашвырнул далеко в горы. Вся его досада полетела с этим камнем, а где упал он в землю, образовалось озеро, которое назвали Дены-Дёрь, (место, где глубоко). Там, на дне озера, нашли наконец себе пристанище горные духи. А Тюнгур забыл свою обиду и начал думать, как бы узнать, что случилось с его невестой. И решил он влезть на самое высокое дерево, может, оттуда увидит свою Уч-Сумер. Сначала забрался он на карагай, высокую сосну, но увидел только горный перевал. На нем даже в ясный день налетали на путников порывы холодного ветра, мог начаться град или снег. И понял Тюнгур, что стал Кара-Тюрек ёлбос ээ, вечным хозяином своего перевала и останется теперь там навсегда. А на вершине перевала, на палке, воткнутой в обо-таш, трепетали кыйро и яломаа, оставленные путниками; и одна из них, белая, шелковая, показалась охотнику знакомой. Но свою Уч-Сумер он так и не увидел. И во второй раз полез Тюнгур на кайын, высокую березу. И увидел он пестрый горный хребет, над которым светило солнце. И понял Тюнгур, что там лежит её мать, Ярлу, раскинув свои рыжие волосы, а из пронзённой стрелой груди сочится кан – кровь любящего сердца. Поэтому, говорят, над Ярлу чаще, чем везде, светит такое же йерен- рыжее - солнце. А неведомый Ала-Таш, цветной камень Силы, люди, приходящие сюда, ищут, да найти не могут, ибо достойных ещё не было, а остальное всё - меке, обман, что люди себе напридумывали. Но опять Тюнгур не увидел свою суженую Уч-Сумер. И тогда в третий раз полез он на огромный йурук, кедр, и лез наверх целых девять дней, даже устал. И увидел оттуда трехглавую ослепительно-белую сумер, горную вершину. А на каменной стене – прекрасную девушку с повязанными лентой волосами.
- Уч-Сумер, я здесь, – закричал Тюнгур, - но было слишком далеко, и девушка, конечно, его не услышала, исчезла, а через некоторое время на все три вершины надвинулась снеговая туча, и даже в долину подул холодный ветер. Тогда запустил охотник свою остроконечную шапку в небо, может, заметит его сугени. Но вдруг откуда-то сверху на голову ему упал тюнгур (шаманский бубен), видать, прятали его здесь до поры. Обрадовался Тюнгур, схватил бубен, начал стучать, что есть силы; от этого стука гром и молнии понеслись по долине, туман повсюду рассеялся, а девушка на горной стене вновь появилась.
И с тех пор в особые часы можно увидеть, как бродит под снежными пиками гордая красавица Уч-Сумер, но не выпускают её два брата– Кара-Оюк и Ак-Оюк, а может, потому что чертен, она сама клятву дала. Но каждую весну шлёт Уч-Сумер весточку своему жениху, анчы Тюнгуру. Тогда Ак-Кем выбегает из озера и начинает свой путь в долину. А когда выдыхается Ак-Кем, дает силы ему Теккелю, верная подруга, и вот уже вместе бегут они, но путь их долог и извилист. Злится на своём перевале Кара-Тюрек, насылает холодный колючий салкыын, потом наступает кыш, зима, сковывает льдом реки и водопады. Так и не получил ещё Тюнгур весточки от любимой. Но стучит он в огромный бубен, призывая добрых ыйик себе в помощь. И тогда он и любой, кто верит, может увидеть красавицу Уч-Сумер под тремя ослепительными туулар. И разносится по горам куулт, ритм тюнгура. И в звуках его любой, кто верит, может расслышать стук любящего сердца; люди же в долине различают лишь раскаты грома. Но пока стучит оно, остаётся надежда.
Сеок- род
Абакай – жена, супруга
Янчыык –небольшой мешок или колчан
Чегедек – одежда замужней женщины на Алтае, длинная безрукавка
шанкылу бала – возраст невесты
сырмал – две косы девушки
Кедер – упрямый
ыйик – духи воды и гор
Ярыш – состязания
Монгун – серебро
Эмеш – немного
Аргамак – конь
Чекмень – мужской халат
Кыдат – Китай
Байга – приз за победу
Кёжёгё – белый свадебный балдахин невесты, непременный атрибут
Яломаа, дзаламаа, кыйро – священные ленты из цветной светлой ткани, которые алтайцы привязывают в особых местах – у обо-таш (дорожных камней), на деревьях, у родников.
Кудалаш – обряд сватовства
Каптар – мешок с приданым невесты
Сый - подарок
Илбичи – чародей
Кокымай – человек, кликающий беду
Эдюзи – нечистые духи
Анчы – охотник
Каралу- человек с черными мыслями
Шылтак – причина, повод
Орык ёл – тропа
кичинек кучкаш – маленькая птичка
арчын – можжевельник
салкын – ветер
итатай – возглас ужаса
теке – козел
йерен – рыжий
сокор – ослепший
ийде – сила, мощь
кырлан – гористое место
алдас - глупец
кар – снег
учур – смысл, значение
сумер – горная вершина
туулар – ледники, покрытые вечным снегом
чакпынду-суу – бурная река
учар-суу – водопад
ол-йоо – плен
ёлбос- бессмертный
ээ – хозяин
сугени – любимая
куулт – гул, ритм
йурук - кедр
Свидетельство о публикации №119072902698
костра . Побольше бы таких произведений . Понравилось . Удачи Вам .
Сергей Данилов .
Сергей Данилов 4 31.07.2019 11:09 Заявить о нарушении