Уч-Сумер алтайская сказка

Алтайская Сказка
Озо-озо, чакта… Давным-давно кочевал в долине большой реки сеок хана Алтая, не счесть было табунов быстрых коней; немало пестрых аилов стояло в степи. Было у хана много жен и сыновей,   зятьёв и невесток, сыновья его брали в жены девушек из ближних и дальних земель. А одна из них, синеглазая и рыжеволосая Ярлу была привезена и продана сюда купцом из каких-то северных стран.  Стала она женой ханскому сыну Бабыргану. Нескоро привыкла новая абакай в этих землях,   тосковала по своей стране, где много  больших снегов зимой, таких же белых, как её кожа, солнце такое же золотое, как её волосы, а море синее, как её глаза.   Хоть и прожила она в степи немало лет, не все свои секреты раскрыла. Например, был у неё янчыык – тайный мешочек -  с разными камушками, любила она их перебирать по вечерам, раскладывать по-всякому и шептать непонятные слова. А на свой чегедек вышила она белую  гору  с тремя вершинами  и диковинные цветы у подножия.  Родила Ярлу ханскому сыну дочь, тоже рыжеволосую, назвали ее Уч-Сумер, потому что в детстве, до шанкылу бала,   завязывала она свои рыжие кудри в  три смешных хвостика.  Любил и баловал свою дочку Бабырган, но недолгой была семейная жизнь, сразила Бабыргана в бою вражеская стрела. Насыпали ему высокий курган, отвели тризну, как положено, а  Ярлу затосковала пуще прежнего.  Часто просила она хана Алтая  отпустить её с караваном купцов на север, поискать свою родню, но хан не дал согласия. Наконец  выросла Уч-Сумер, от отца достался ей строптивый и  гордый нрав, острый взгляд быстрых и черных, как уголь, глаз, а от матери  белая кожа и  рыжие волосы.   
И вот однажды хан Алтай  позвал Ярлу и сказал:
 - Вижу, что томишься ты здесь в степи, не мил тебе стал   аил. А внучка моя уже шанкылу бала, заплели ей две сырмал  с яркими бусинами, значит,  в возраст вошла, пора ей жениха  искать. Но вижу, что характер у нее кедер,  дедовский, не каждый будет ей ровня и  по сердцу. И ещё сказал  хан Алтай: 
- Поезжайте к южным пределам моих владений, поклонитесь тамошним  ыйик, а еще в долине Катуни по осени будет большой праздник, ярыш,  разные состязания, там Уч-Сумер и выберет себе батыра  по душе.  - И владения мои расширятся на юг, - подумал хан втайне, -  а то неспокойно как-то  там стало.  Но последнее не сказал он, а лишь подумал. 
Отправил он с невесткой и внучкой охрану немалую, собрал подарки для своих соседей: ткани шелковые, нанковые, коней, баранов, мешок талкана и даже эмеш монгун,  немного серебра.
  - Но смотрите, никому не говорите о своём богатстве, а лучше  пусть никто не и знает, что ты моя внучка, так целее будете – напутствовал хан Уч-Сумер.
И вот приехали мать с дочкой  в верховья Катуни как раз на ярыш, к началу состязаний успели:  кюреш (борьба на поясах), карчага сайны (стрельба из лука), кодурге таш (поднятие камня)  и, конечно, ат чабыш, конные скачки. Съехались сюда удальцы со всех окрестных долин и предгорий -  показать свою силу, ловкость и поймать мёр -  удачу. Самыми богато украшенными и гладкими аргамаками, вышитыми чекменями и  гордой осанкой  среди всех батыров выделялись сыновья местного нойона Кара-Тюрека, который владел не только табунами коней, но и перевалом между долинами рек, ключом к торговле со страной  Кыдат и другими землями. И три его сына Кара-Оюк, Ак-Оюк и Ак-Кем не только показали  на состязаниях меткость, силу и удачу, но и все глаза проглядели на Уч-Сумер. Но осталась равнодушна своенравная красавица Уч-Сумер ко всем  батырам,  ни разу не дрогнуло ее сердце, сумрачными оставались глаза,  ни тени улыбки не мелькнуло на её лице.  Заметила Ярлу, что начинает гневаться Кара-Тюрек из-за холодности своих гостий, подарки их показались ему скудными, а оказанная честь  малой. И заболело материнское сердце, почуяв недоброе. И вот настал последний день, ат-чабыш, конные состязания.  Быстрее всех ветров понеслись всадники, а первыми скачут быстроногие аргамаки из табунов  Кара-Тюрека, немалая байга на кон поставлена за победу на скачках. Но что это? Вырвался вперёд никому не известный батыр. Это молодой анчы, охотник Тюнгур из долины Катуни   вот-вот схватит свою  мёр.  И вправду, улыбнулась ему не только удача, но и холодная красавица Уч-Сумер, ярким светом вспыхнули её глаза, засмеялась она, будто серебряные колокольчики зазвенели. Тот засмеялся в ответ. А наградой победителю был отрез белой шелковой ткани.
 - Э, какой добрый кёжёгё получится, - обрадовался Тюнгур, - да ещё и на яломаа  останется.  Тут он отрезал несколько полосок белых лент и с поклоном поднес их знатным гостьям. Приняла подарок охотника Ярлу и приметила, что уже сделала её дочь свой выбор.  - Ну, что ж, начинай  кудалаш, охотник, а каптар  с приданым дочери давно готов, - с достоинством ответила Ярлу молодому батыру. А Уч-Сумер подарок Тюнгура вплела в  свои   косы и вложила в руку охотника зеленый камень в знак своего согласия и обещания.   Тюнгур же  прицепил этот камень на башлык, обнял суженую,  сел на коня и поехал в свой аил готовиться к свадьбе.
Налились тут кровью узкие черные глаза Кара-Тюрека, понял он, что сделала свой выбор своенравная красавица Уч-Сумер, и никто ее не остановит.  Но проглотил он обиду, пригласил гостей к праздничному столу, предложил переночевать в парадном белом аиле.
А как только  ночь накрыла долину своей черной кошмой,  отправился  Кара-Тюрек в гости к старому илбичи Кузуяку, что жил уединенно вместе со своей дочерью. И стал кокымай -  нойон просить  старика творить колдовство, чтобы   выведать всё о таинственных гостьях,  а ещё,    как погубить удачливого заезжего охотника. Долго не соглашался Кузуяк призывать  на помощь эдюзи,  но пригрозил ему Кара-Тюрек   и всё ж заставил колдовать.  И тогда рассказал  ему  Кузуяк, что необычные гостьи приехали на ярыш.  Мать – невестка самого хана Алтая -  и его  внучка, что славится красотой и строптивым нравом, но  своей силы пока  до конца не знает.  Открыл  колдун и то,   что везёт мать  Ярлу янчыык, где  хранятся разные волшебные камни, а  самый могущественный из них, Ала-Таш, цветной камень Силы, снаружи золотой, как солнце, а внутри голубой, как море. И камень этот  станет  свадебным подарком Уч-Сумер от матери, если выберет она себе достойного жениха. А Тюнгур этот тоже не простой анчы, а сын могущественной шаманки Кёк-Суу, что жила давно в соседней долине, но теперь неведомо куда сгинула. Разгорелось завистью и жадностью черное сердце Кара-Тюрека, решил он, что нельзя  отдавать  такой сый  охотнику.  Даже и  сыновьям своим не захотел уступать  Кара-Тюрек это  сокровище, решил взять Уч-Сумер силой, сделать  второй абакай, молодой женой, а свою  первую, верную Кучерлу, отослать в отдаленные земли.  В задумчивости вернулся каралу - нойон в свой аил под утро, приказал своим слугам стеречь  пуще глаза  двух знатных гостий,  забылся тяжелым сном. 
Но не знал Кара-Тюрек, что слышала их ночной разговор   дочь колдуна, Теккелю. А была она тоже тармачы, волшебницей, умела оборачиваться мечиртке, совой. Ещё затемно полетела она к аилу, где остановились Ярлу и Уч-Сумер,  и рассказала им о коварстве Кара-Тюрека.     А те и спать не ложились, уже изготовились бежать, но дороги не знали.  Почему же решила помочь чужеземкам Теккелю? Был у неё шылтак, боялась она, что красота Уч-Сумер вскружит голову не только  Кара-Тюреку, но и его сыновьям, а особенно  его младшему сыну Ак-Кему, и забудет он свою подругу Текелю. Поэтому и хотела она, чтобы мать с дочерью уехали побыстрее, показала она им короткую орык ёл  через перевал, а караван их кружной длинной дорогой направила.   И потом долго пела убаюкивающие песни, насвистывала, как кичинек кучкаш, сладкоголосой птичкой, чтоб лучше спалось слугам и самому нойону Кара-Тюреку.
Но всё же проснулся Кара-Тюрек и  отправил сразу же погоню за караваном, правда, вернулись слуги ни с чем. И понял он, что обманули его  и не дали свершить задуманный яман. Помчался тогда он сам по тайной орык ёл и увидел беглянок  уже после перевала, когда спускались они в  долину, да и то, приблизился лишь на расстояние полета стрелы. И со злости стал пускать стрелы им вслед.
 - Итатай – закричала Уч-Сумер, как же спастись нам?  - Потом  оторвала кусочек от подаренной Тюнгуром  яломаа и  пустила по ветру, в надежде, что донесёт он весточку до любимого, а тот найдет способ помочь им. Но потерял салкыын белую ленточку, зацепилась она за ветку арчын,  затрепетала, как душа девичья в страхе, и осталась биться на ветру. А всё ближе Кара-Тюрек к беглянкам, ведь  был он на крепком аргамаке, а мать с дочерью пешие.
 - Итатай, - снова вскричала Уч-Сумер и оторвала ещё кусочек белой ленты, бросила её в быстрый  ручей, в надежде, что принесёт он весточку Тюнгуру о настигающей их погоне. Но упал ручей в водопад, а ленточка зацепилась за камень и осталась биться в воде, как серебристая рыбка в сетях рыбака. И вот уже совсем догоняет Кара-Тюрек Уч-Сумер и  ее мать. И тогда Ярлу,  спасая дочь, пропустила её впереди себя по тропе, а сама стала разбрасывать камни из своего  волшебного мешка. Где бросит  голубой камень – возникнет кёль - горное озеро, где бросит белый – ляжет тош - ледник, а где черный  - там побежит карасуу - быстрый ручей. Чуть подзадержалась погоня из-за препятствий на пути. Но опять стал настигать Кара-Тюрек свою добычу.
И тогда встала на тропе  Ярлу, распустила свои йерен волосы, раскинула руки и стала просить солнце защитить их с дочерью. И выскочил на тропу огромный теке с  закрученными золотыми рогами, а на самом верху нестерпимо ярко горели  солнечные лучи,  ослепили они Кара-Тюрека и его слуг.  Долго  стояли они, сокор, крепко закрыв глаза и боясь сделать шаг, чтобы не упасть в пропасть.  И тогда взбешённый Кара-Тюрек   натянул свой лук и снова выстрелил,  не открывая глаз, впереди себя. На беду попала стрела  в  мать  Ярлу, в самое сердце.  Упала Ярлу, широко  раскинув руки. И выкатился из янчыык  её последний камень – Ала-Таш -  снаружи золотой, как  солнечные лучи, а внутри голубой, как её глаза.  И укатился тот камень в  курумник, смешался с ним, стал обычный яан-таш, валун. Ибо было предсказано, что Ийде  этот камень откроет только добровольно, с согласия прежнего владельца, либо, если сам выберет своего хозяина.  А упавшая  навзничь Ярлу вдруг превратилась в кырлан, горный хребет, перекрыв дорогу погоне.
 Но и бежать Уч-Сумер уже было некуда. Оказалась она у подножия неприступной вершины с тремя белыми туулар, ледниками с вечным снегом. Поняла девушка, что не выбраться ей теперь отсюда, тем более, что поставил упрямый алдас  Кара-Тюрек на подступах к горе своих сыновей – Ак-Оюка и Кара- Оюка, чтобы охраняли они строптивую красавицу, оказавшуюся  в ловушке. Пожалел беглянку только младший сын, Ак-Кем, бросился он на выручку Уч-Сумер, но поскользнулся на тропе и упал в озеро, которое наколдовала Ярлу. И заплакала тогда гордая девушка, расплела свои волосы, повязала их остатком белой яломаа и поклялась не выходить из горного ол-йоо до тех пор,  пока не придёт её жених Тюнгур и не отомстит каралу- нойону за весь  яман, что случился с ней и её матерью. И от этих её слов пополз по горным вершинам  туман, подул холодный ветер, начал сыпать колючий кар, и скрылись в снежной мгле  все три вершины горы. Поняла тогда Уч-Сумер учур своего имени и что стала она   Эйзи (хозяйка горы). Но остались у нее еще маленький кусочек надежды и маленький кусочек белой яломаа.  И кинула она ленточку  Ак-Кему, тому брату, что обещался помочь ей. Обернулся Ак-Кем чакпынду-суу, быстроногим водным потоком, помчался вниз, в долину, искать охотника Тюнгура. А подружка его, верная Теккелю, поджидала внизу, когда силы Ак-Кема иссякли, она обратилась в учар-суу и присоединила свои воды к его потоку, побежали они вместе в долину  разыскивать Тюнгура.
Что до охотника, то, не дождавшись весточки от любимой, решил он, что забыла его гордая Уч-Сумер.  Сорвал  с башлыка подаренный  невестой зеленый камень, да и зашвырнул далеко в горы. Вся его досада полетела с этим камнем, а где упал он в землю, образовалось озеро, которое назвали Дены-Дёрь, (место, где глубоко).  Там, на дне озера, нашли наконец себе пристанище  горные духи. А Тюнгур забыл свою обиду и начал  думать, как бы узнать, что случилось с его невестой. И решил он влезть на самое высокое дерево,  может, оттуда увидит свою Уч-Сумер. Сначала забрался он на карагай, высокую сосну, но увидел только горный перевал. На нем даже в ясный день налетали на путников порывы холодного  ветра, мог начаться град или  снег. И понял Тюнгур, что  стал Кара-Тюрек ёлбос ээ, вечным хозяином своего перевала и останется теперь там навсегда.   А на вершине перевала, на палке, воткнутой в обо-таш, трепетали кыйро и яломаа, оставленные путниками; и одна из них, белая, шелковая, показалась охотнику знакомой.  Но свою Уч-Сумер он так и не увидел. И во второй раз полез Тюнгур на кайын, высокую березу.  И увидел он пестрый горный  хребет, над которым  светило солнце. И понял Тюнгур, что там лежит её мать, Ярлу, раскинув свои рыжие волосы, а из пронзённой стрелой  груди сочится кан – кровь любящего сердца. Поэтому, говорят, над Ярлу чаще, чем везде, светит такое же йерен- рыжее -  солнце. А  неведомый Ала-Таш, цветной камень  Силы, люди, приходящие сюда, ищут, да найти не могут, ибо достойных ещё не было, а остальное всё -  меке, обман, что люди себе напридумывали.  Но опять Тюнгур не увидел свою суженую Уч-Сумер. И тогда в третий раз полез он на огромный   йурук, кедр, и лез наверх целых девять  дней, даже устал.  И увидел оттуда  трехглавую ослепительно-белую сумер, горную вершину. А  на каменной стене – прекрасную девушку с повязанными  лентой волосами.
- Уч-Сумер, я здесь, – закричал Тюнгур, - но было слишком далеко, и девушка, конечно, его не услышала, исчезла, а через некоторое время на все три вершины надвинулась  снеговая  туча, и даже в долину  подул холодный ветер. Тогда запустил охотник свою  остроконечную  шапку в небо, может, заметит его сугени. Но вдруг откуда-то сверху на голову ему упал тюнгур (шаманский бубен), видать, прятали его здесь до поры. Обрадовался Тюнгур, схватил бубен, начал стучать, что  есть силы; от этого стука гром и молнии понеслись по долине, туман повсюду рассеялся, а девушка на горной стене вновь появилась. 
    И  с тех пор в особые часы можно увидеть, как бродит под снежными пиками гордая красавица Уч-Сумер,  но не выпускают её два брата– Кара-Оюк и Ак-Оюк, а может, потому что чертен, она сама клятву дала. Но  каждую  весну шлёт Уч-Сумер  весточку своему жениху, анчы  Тюнгуру.  Тогда Ак-Кем выбегает из озера и начинает свой путь в долину. А когда выдыхается Ак-Кем, дает силы ему Теккелю, верная подруга, и вот уже вместе бегут они, но путь их долог и извилист.  Злится на своём перевале Кара-Тюрек, насылает холодный колючий салкыын, потом наступает кыш, зима, сковывает льдом реки и водопады. Так и не получил ещё Тюнгур весточки от любимой. Но стучит он в огромный бубен, призывая добрых ыйик себе в помощь. И тогда он и любой, кто верит,  может  увидеть красавицу Уч-Сумер под тремя ослепительными туулар. И разносится по горам куулт, ритм тюнгура. И   в звуках его любой, кто верит,  может расслышать   стук любящего сердца; люди же в долине различают лишь раскаты грома. Но пока стучит оно, остаётся  надежда.

Сеок- род
Абакай – жена, супруга
Янчыык –небольшой мешок или  колчан
Чегедек – одежда замужней женщины на Алтае, длинная безрукавка
шанкылу бала – возраст невесты 
сырмал – две косы девушки
Кедер – упрямый
ыйик – духи воды и гор
Ярыш – состязания
Монгун – серебро
Эмеш – немного
Аргамак – конь
Чекмень – мужской халат
Кыдат – Китай
Байга – приз за победу
Кёжёгё – белый свадебный балдахин невесты, непременный атрибут
Яломаа, дзаламаа, кыйро – священные ленты из цветной светлой ткани, которые алтайцы привязывают  в особых местах – у обо-таш (дорожных камней), на деревьях, у родников.
Кудалаш – обряд сватовства
Каптар – мешок с приданым невесты
Сый - подарок
Илбичи – чародей
Кокымай – человек, кликающий беду
Эдюзи – нечистые духи
Анчы – охотник
Каралу- человек с черными мыслями
Шылтак – причина, повод
Орык ёл – тропа
кичинек кучкаш – маленькая птичка
арчын – можжевельник
салкын – ветер
итатай – возглас ужаса
теке – козел
йерен – рыжий
сокор – ослепший
ийде – сила, мощь
кырлан – гористое место
алдас  - глупец
кар – снег
учур – смысл, значение
сумер – горная вершина
туулар – ледники, покрытые вечным снегом
чакпынду-суу – бурная река
учар-суу – водопад
ол-йоо – плен
ёлбос- бессмертный
ээ – хозяин
сугени – любимая
куулт – гул, ритм
йурук - кедр


Рецензии
Молодец ! Недурно написано , как будто сказитель алтайский спел вечером у
костра . Побольше бы таких произведений . Понравилось . Удачи Вам .
Сергей Данилов .

Сергей Данилов 4   31.07.2019 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, и вам удачи!

Марина Плавко   01.08.2019 17:05   Заявить о нарушении