Портрет Неизвестной

ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ

Жизнь прожить не поле перейти. В ней боязно оказаться далеко от родных мест, в чужом мире, среди чужих тебе людей, с иным укладом жизни, иной культурой. На портрете Ивана Крамского, названном знаменитым художником «Неизвестная», изображена девушка, знатоки творчества И. Крамского даже знают её имя, это Матрёна Савишна… крестьянская девушка, выросшая как приемная дочь у богатых помещиков. уроженка села Миленино Фатежского района Курской области. Барышня-крестьянка с трагической судьбой.
Ее, в юном возрасте оторвали от привычного образа жизни, от круга крестьянских подруг. На ее же беду, и французскому обучили, и манерам аристократическим, и утонченному вкусу. Гость ее хозяев, граф Голицын влюбился в красавицу. И даже женился на ней, чем вызвал просто шок в своем кругу. Утверждается, что в Высшем Свете Ее не приняли, отношение было брезгливым, хотя выглядела Она получше многих светских дам. Поэтому, якобы, Она все время сидела дома. А вот девичья фамилия её действительно неизвестна. Может у крестьян, в то время, ещё фамилий не было.
Другие же знатоки отвергают эту информацию и называют свою версию; «Звали её Татьяна Давыдова – она была известной в Санкт-Петербурге морфисткой и богатой куртизанкой, на содержании.»
Третьи заявляют: «Ничего подобного – портрет "Неизвестной" Иван Крамской написал со своей дочери Софии!»
И так далее, и тому подобное.
Как бы там ни было, а Жизнь, девушку "Незнакомку» или Матрёну Савишну, (кому как нравится); то баловала, то задвигала в угол… Трудно судить о жизни Незнакомки лишь по портрету, не зная в точности её истинной биографии. Но по спокойному, достойному симпатии и уважения облику красавицы на портрете, можно предположить, что жизнь её не пугает, скорее забавляет и в тоже время – вынуждает быть на стороже. Она не любит, когда к ней лезут в душу. Войти к ней в доверие не каждый может. По всему кажущемуся спокойным, уверенному в себе, виду "Неизвестной" заметно, что она не приемлет ни фамильярности к себе, ни жалости. Но она воспитана и вежлива. Полного спокойствия, покоя нет. А у кого оно есть? Девушка несомненно очень красива, в её лице угадываются черты как славянские, так и восточные, что-то неуловимое цыганское или испанское., кавказское?.. Не зря в неё влюбился граф и затем знаменитый художник. Но погубило её не то, что она, будучи из крестьянского сословия, переживала неприятие её "высшим светом". Скорее всего "Свет вельмож" её менее всего волновал. В жизни много прекрасного, чтобы отвлечься и радоваться каждому её мгновению. И у неё, несомненно есть, точнее были, близкие ей подруги. Кто она? Как звать на самом деле? Возможно, как уже сказано выше, Матрёна, а возможно Татьяна., или София, или…
Так ли это важно? Пусть останется для нас "Неизвестной"

Есть гениальная картина – шедевр русского художника Ивана Крамского по названию «Неизвестная». Дата написания 1880г. На картине изображена загадочная, красивая молодая женщина. Сидящая на заднем сиденье открытой кареты на одной из заснеженных улиц зимнего Санкт-Петербурга. Она в карете одна. К кому-то едет. К кому? Допусти – к одной из своих подруг. Могла ли она поехать одна без мужа? – скорее всего нет. Значит дело происходит после её развода с графом. Что ей сулил развод? – полный крах жизни, бедность? – По виду Незнакомки на картине – не похоже. Незнакомка знает дорогу, адрес места, куда едет и видимо знает – что там её радушно примут:
У подруги соберётся молодёжь, будут весёлые игры, песни под гитару или фортепьяно. Декламация стихов или монологов из популярных тогда пьес. . Возможно новомодное баловство морфием... Она строгого воспитания, религиозна, но не до фанатизма. Она жизнерадостна, а не печальна и она же - достаточно строгих правил, не любит пустых разговоров и нелепого кокетства. Смазливой, безмозглой кокеткой её не назовёшь.
Картина Ивана Крамского действительно гениальна. Его «Неизвестная» являет собой сборный портрет загадочной русской женщины, русской красавицы – современной и в наше время.
Не побоюсь даже, для кого-то вероятно спорного сравнения: "Неизвестная" Ивана Крамского не менее загадочна и обворожительна, чем знаменитая картина Да Винчи «Джоконда», с её загадочной улыбкой. В обоих картинах завораживает зрителя простота решения. В них нет ничего лишнего. Мне с детства привлекала картина Ивана Крамского «Незнакомка» точнее её репродукция, висевшая в квартире моего дяди по матери Алексея Романовича Коленчукова. Кстати, его дочь Лариса, в молодости очень была похожа на девушку изображённой на картине, может поэтому дядя Лёня и повесил картину в зале над диваном.
Утверждается, что Матрёне Савишне, после ее развода с мужем, графом Голицыным, пришлось вернуться домой, но куда именно? В приёмную помещичью семью, или в крестьянки?..
В дороге она заболела и умерла в Фатежской больнице, якобы, вместе с маленькой дочерью. Влюблённый в Ней художник, Крамской помчался вслед за ней, но нашел только свежую могилу. Реальная жестокая история Золушки и принца.
Может быть!
Но портрет Незнакомки как бы отрицает такой траурный финал.

На портрете Незнакомке уже не юные годы и не 22 года, когда она вышла замуж за князя Голицына. Даже если, Допустим, незнакомка и есть та сама барыня-крестьянка Матрёна Исаевна. Но что делает она одна в карете без мужа? – Бедствует? – ни в коем разе! Она одна! Свободна! Богато одета и куда-то едет!.. Что само по себе уже загадка. Барышни светского дворянского круга не были свободными от мужей женщинами и самостоятельно, в одиночку, разъезжать по гостям или магазином, без мужа, или по крайней мере, специально служащих для этого слуг, сопровождающих "нянечек", считалось ниже их статуса, и стало бы поводом для злых сплетен.
На портрете "Неизвестная" изображена одна и видимо не сразу, но, примерно через год, после развода. Она свободна и не бедна, модно и богато одета, ездит в дорогом экипаже. Держит себя она с достоинством, хотя мысли о разводе и не справедливости в том мире, который она покинула, не отпускают. Что-то грустное и изучающее есть в её полуопущенном взоре. Но печать болезни ещё не коснулась её миловидного личика.
Теперь она, не с дворянским сословием, но и не крестьянка. скорее всего она вошла в круг разночинцев, где много вольнодумцев, поэтов, актёров, художником. Там бывал раньше и знаменитый художник Иван Крамской. Возможно, художник и красавица познакомились ещё раньше, на светском приёме или балу, где почувствовали родство душ. Крамской влюбился в неё, и вскоре написал её портрет. Но был вынужден уехать в командировку за границу от академии художеств. Приехав из-за граничного путешествия, где Иван Крамской посетил святые места Европы и Ближнего Востока, Он узнал о кончине его Музы. Посетил её могилу Он, находясь под впечатлением, - переписал портрет красавицы.
Нет, погубил её не Свет, не статус бывшей крестьянки, - погубила её болезнь. Все одинаково смертны, все могут заболеть и умереть: и аристократы, и простолюдины. Я не вижу на портрете И. Крамского, "Неизвестная", в лице прекрасной девушки, надменности, "свойственной высшему обществу". Слёз я тоже не заметил. Молодые, свежие девичьи глаза с искринкой. Алые, полные губы ничуть не поджаты. Полное спокойствие, и уверенность в себе. Впрочем, это моё личное виденье, но я уверен – девичьи глаза и должны быть такими – слегка влажными, а не сухими, не надменными, тем паче зимой, в открытом экипаже, на лёгком морозце. Поэтому и щёки её покрыты лёгким морозным румянцем.
Я вижу в её лице спокойную уверенность, благородство души и самодостаточность. Она, как бы сдержанно спрашивает: "Ну, как я вам?" А потом, возможно, с лёгкой улыбкой, не со смехом, скажет возничему открытой кареты; "Поехали!". И уедет куда-то далеко по заснеженной улице, так и оставшись, прекрасной, загадочной незнакомкой.


Рецензии