К поэзии Михаила Матусовского
«Когда из жизни уходят великие мастера, на душе всегда становится грустно. И вроде бы лично ты и не знаком был с актёром или композитором, но поскольку вырастаешь на их творчестве, они в любом случае занимают место в тебе самом, и когда внезапно теряешь авторов творчества – появляется ощущение, что от тебя ушёл, быть может, не родной – ни к чему лишний пафос? — но довольно близкий человек, без которого возникает какая-то необъяснимая внутренняя пустота».
Александр Васильев. История одной песни.
Сегодня с момента дня рождения года Михаила Львовича Матусовского исполнилось 104 года.
В честь 100-летия памяти Михаила Матусовского мне случайно удалось увидеть концертную программу почти с самого начала на одном из центральных телеканалов. Исполнялись песни советских композиторов, чья музыка была положена на слова всем широко известного поэта – Михаила Матусовского. С реальной очевидностью можно было остро почувствовать настроение зрителей этого концерта с момента, как только вступила в тишину концертного зала музыка Василия Соловьёва-Седого, а затем, и трогательное пиано исполняемой песни «Подмосковные вечера» одним, из современных, молодёжным ансамблем. Медленно, поднимаясь один за другим, встали зрители всего зала. Со второго куплета тихо, но звучно в зале подхватили слова этой чарующей песни. Острое ощущение ностальгии по прошедшей эпохе социализма каждого из современных зрителей настолько передалось мне, что я едва не задохнулась от спазм в горле, пытаясь удержаться от прилива внутреннего всплеска стона и от слёз, обжигающих глаза. Раскачиваясь, взявшись за руки, зрители допели эту песню, ставшую визитной карточкой в Советский Союз и его столицу – Москву для гостей из числа многих народов мира. Не многим из числа зрителей удалось сдержать невольно появившиеся слёзы или спрятать взгляд покрасневших глаз перед камерами телеоператоров транслируемого телевидением концерта. Не побоюсь смелости, и, взятой на себя ответственности за мои слова, если скажу о том, что вряд ли есть страны, в которых не слышали бы исполнения этой песни на концертных подмостках фестивалей, олимпиад, за круглым столом форумов, и на телеканалах, транслируемых эстрадные выступления, да и при иных обстоятельствах, сближающих людей всех национальностей.
«Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра,
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.»
В подтверждение своих слов, я сошлюсь на своё путешествие в мае – июне 1968 года по наградной туристической путёвке в Венгерскую Народную Республику на целых двадцать четыре дня. У меня было множество отгулов, что позволило руководству областной больницы Талды-Кургана, где я работала медсестрой, продлить мой отпуск. Также был и дополнительный бонус, ставший причиной такого неожиданного сюрприза, как получение мною премии и льготной туристической путёвки за успешный трудовые достижения. В ту пору социализма нас как туристов встречали с настоящим гостеприимством при хорошо организованном сервисном обслуживании. В связи с этим, спешу дать ссылку в интернете на мой рассказ «Чемодан», где я рассказала об этой поездке, лишь набрав в ПОИСКЕ моё ФИО (Алевтина Николаевна Евсюкова) и само его название.
Вечерами, возвращаясь после экскурсий в гостиницу, мы были предоставлены самим себе, коротая время по собственному усмотрению. Приходилось заглядывать и в бар, отдыхая вечерами за бокалом сока. Мужчины, конечно же, предпочитали попробовать национальные напитки с градусным присутствием довольно широкого спектра, как и их названий, вплоть до текилы, любимой венграми, не менее их замечательных вин. Стоило нам – русским – попасть в бар, как тут же мы были окружены их вниманием, приветствуя нас знаками узнавания в нас русских, произнося: «О, Москва, Московья!» При исполнении нашего заказа, нам преподносили и то, что мы не заказывали, показывая жестом на угощающих нас местных завсегдатаев. Поворачиваясь вслед указующему жесту, мы видели широко улыбающиеся лица. Едва нам удавалось пригубить свои напитки, как вскоре посетители бара просили нас спеть наши песни, – конечно же, «Подмосковные вечера» и «Катюшу». Надо сказать, что в Венгрии в ту эпоху всё население так же, как и у нас во всех республиках СССР, любило петь. Пели, как и у нас, повсюду: во всех общественных местах отдыха или, собираясь группами на местах сбора, выбранных ими, где отмечали события частного порядка, включая и посещение баров, где всегда было шумно и весело. О том же я читала и в прессе, и слышала от тех, кто побывал в туристических поездках в разных странах, или видела по телевидению.
Как же замечательно прогуляться по страницам незабываемой памяти о детстве, юности и молодости, и вспомнить всё очарование пленительных песен советских композиторов, на стихи поэтов-песенников, звучание которых стало любимым народами СССР, а ныне нашей страны – России. В них ведь были запечатлены все наши чувства, искренняя радость. Кажется, какими мы были счастливыми, читая те же строки Михаила Матусовского. Да нет, мы, в самом деле, были счастливыми, открытыми всей душой навстречу жизни, родным, друзьям и миру! Да, да, мы, в самом деле, были счастливыми! Через наши любимые песни мы ощущали чувство локтя в наших трудностях. Как поётся в песне из кинофильма «Весёлые ребята»: «Нам песня строить и жить помогает. / Она зовёт нас вперёд и вперёд. / И тот, кто с песней по жизни шагает, / Тот никогда и нигде не пропадёт». Всех нас объединяло тесное общение и неудержимая любовь к песням, которые мы любили петь повсюду: и дома, и при дружеских встречах с близкими и друзьями по праздникам и даже на работе – во всех производственных цехах и на заводских территориях непременно звучали популярные песни из обязательно устроенных радиоузлов. Сейчас всех нас разъединяют "расстояния" закрытых дверей, телевидения, интернета. А, казалось бы...
Вот и строки Михаила Матусовского, живут в каждом из нас – в памяти былого. И, к счастью, песни советских композиторов ещё помнят многие и многие из граждан России, и – хочется верить! – их вспомнят потомки. Как ни удивительно, но и они уже сегодня поют песни XX века. А это говорит о многом. Крылатые слова этих песен во все времена находили, находят и ещё найдут своих слушателей и поклонников.
На этом концерте песни советских композиторов на слова Михаила Матусовского исполняли разные группы молодёжных ансамблей. Все они пели так же, воодушевлённо, как пели и любимые всеми исполнители советской эпохи, и, как пели эти песни мы сами. Аплодисменты были настолько бурными и длительными, что их дружные всплески не могли не тронуть как души зрителей этого концертного зала, так и зрителей телевидения, в чём вряд ли можно сомневаться. Сужу я по себе, чётко зная не только о том, как были любимы песни бывшими гражданами СССР и не только ими. Мне самой множество раз приходилось слышать песни двадцатого века, исполняемые современной молодёжью в моменты их отдыха или в общественном транспорте, распевающих юными исполнителями так трогательно и с воодушевлением.
Следующее исполнение песни: «На безымянной высоте», Вениамина Баснера, также не оставило никого равнодушными. Эту песню можно прослушать на ссылке © Fishki.net Михаил Матусовский написал эти строки, ставшие песней, в 1943 году в должности военного корреспондента. После её прослушивания на пятый день от её написания определёнными кругами, она была одобрена, а уже через семь дней её пели наши солдаты в окопах. Так она и стала популярной в народе.
И, вот теперь, эту песню снова, проникаясь чувствами, пели зрители, кажется, всем залом, едва только прозвучал первый куплет этой песни.
«Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только двое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте –
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте…»
Не могло не тронуть сердца и исполнение следующей песни: «Берёзовый сок»
(Музыка Вениамина Баснера)
«Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок –
То плачут березы, то плачут берёзы.
Как часто, пьянея средь ясного дня,
Я брёл наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня
Берёзовым соком, берёзовым соком.»
Её слушали в зале, затаив дыхание. Наверное, в каждом из зрителей пронеслись в памяти кадры популярнейшего фильма: «Семнадцать мгновений весны», сериал которого все мы смотрели, с нетерпением дожидаясь показа последующих серий с участием в главной роли одного из любимейших народом актёром театра и кино Вячеславом Тихоновым.
Следующие три песни прозвучали в исполнении детских хоровых коллективов:
«Летите голуби» (Музыка Исаака Дунаевского):
«Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет.
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет.
Пусть над землёю ветер стонет,
Пусть в тёмных тучах небосвод.
В пути вас коршун не догонит,
С пути вас буря не собьёт.»
«Школьный вальс» (Музыка Исаака Дунаевского):
«Давно, друзья весёлые,
Простились мы со школою,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду берёзки с кленами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.»
«Скворцы прилетели» (Музыка Исаака Дунаевского):
«Опять свой наряд обновили
В зелёных побегах леса.
И нас на заре разбудили
Весёлых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели –
Мы сразу узнать их смогли.
Ребята! Ребята!
Скворцы прилетели!
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли!»
«Прощайте, голуби!» (Музыка Марка Фрадкина)
«Вот и стали мы на год взрослей,
И пора настаёт:
Мы сегодня своих голубей
Провожаем в прощальный полёт!
Пусть летят они, летят,
И нигде не встречают преград...
Что же так затуманилась вдруг
Синева наших глаз?
Это, выпорхнув прямо из рук,
Годы детства уходит от нас...
Пусть летят они, летят –
Им уже не вернуться назад...»
«Вместе весело шагать» (Музыка Владимира Шаинского)
/Припев:/
«Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка.
Раз иголка, два иголка – будет ёлочка,
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка.»
Кто может оставаться равнодушным, когда для нас искренне и воодушевлённо поют наши дети чистыми, звонкими голосами, вызывая в нас ностальгические чувства по прошедшему детству и юности, ушедшей от нас безвозвратно, оставив в наших сердцах память чистых помыслов, искренней радости счастливого детского бытия, пережитого нами, светлых чувств незабываемой первой любви? И своими строками Михаилу Матусовскому в полной мере удалось всё это передать лирическими нотами детских чувств.
И, ах, эти «Московские окна», написанные композитором Тихоном Хренниковым, который написал музыку на слова, любимого всеми поэта-лирика!
«Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья.
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
И, заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.»
Наверное, не я одна любила в юности смотреть неотрывно на светящиеся окна в сумерках поздних вечеров и в ночи? И, до сих пор я люблю любоваться ночными огнями окон многоэтажек городов, как и звёздным небом. Кто этого не любил и не любит и доныне, несмотря на сумрачность самой нашей жизни? Ведь в этих радужно сверкающих картинах ночных огней и звёздного неба светится сама наша родина, так горячо любимая нами, как была она любима и самим поэтом Михаилом Матусовским, отобразившим это любование в своих множественных поэтических строках, как, например, в строках этой «Утренней песни» (Музыки Исаака Дунаевского):
«Паровозным гудком растревожена
На просторах твоих тишина.
Хороша в это утро погожее
И светла ты, родная страна!
Хороши твои рощи зелёные
И простые цветы на лугу... –
Всё гляжу я в окошко вагонное,
Наглядеться никак не могу…»
О своей любви к морю, а значит, и к родине, Михаил Матусовский пишет в следующих строках, ставшими одной из любимых песен у советских граждан: «Чёрное море моё», на музыку Оскара Фельцмана, которую исполнял Леонид Утёсов:
Тот, кто рождён был у моря,
Тот полюбил навсегда
Белые мачты на рейде,
В дымке морской города,
Свет маяка над водою,
Южных ночей забытьё.
Самое синее в мире
Черноё море моё.
Продолжая тему, посвящённую любви к Родине, нельзя не воспроизвести полностью текст одного из стихотворений, посвящённых ей Михаилом Матусовским, слова которого отображает всю суть глубины его чувств к ней:
«С чего начинается Родина» (Музыка Вениамина Баснера)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А, может, она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
С чего начинается Родина...
Нельзя не отметить и мягкую лирику Михаила Матусовского, в которой не менее глубоко раскрыты его чувства любви ко всему, что его окружает. В его лирике каждая строка дышит его любовью – он весь в ней, ощутимой через его чувства, передаваемые им миру, родине, людям и самой природе.
«Вологда» (Музыка Бориса Мокроусова)
Письма, письма лично на почту ношу –
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат –
В доме, где резной палисад!
Где же моя темноглазая, где?!
В Вологде-где-где-где, в Вологде-где…
В доме, где резной палисад.
Где же моя темноглазая, где?!
В Вологде-где-где-где, в Вологде-где…
В доме, где резной палисад.
«Целую ночь соловей нам насвистывал…» (Музыка Вениамина Баснера)
Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал, и молчали дома...
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролёт нас сводили с ума.
Сад весь умыт был весенними ливнями,
В тёмных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда!
Годы промчались, седыми нас делая...
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.
В час, когда ветер бушует неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя!
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность моя...
Годы проходят, годы летят... Самые светлые, самые счастливые мгновения нашей жизни уплывают в безбрежную даль прошедшего времени, постепенно растворяясь в ней, казалось бы, не оставляя в сердце следа. Но, нет, – наша чудная память напоминает нам вновь и вновь о тех незабываемых в душе мгновениях, в которых грелись или вспыхивали жаром наши сердца, нередко в дружеском единении порывов полёта души к мечтам. Как это часто с нами случалось! Как часто летели наши устремления к мечте, словно к звёздам, которые волновали и притягивали наши неосознанно щемящие чувства, словно там, в звёздном небе, ютились наши души!
И как же не быть благодарными авторам замечательных советских песен: поэтам и композиторам, известных каждому советскому человеку, и даже, что удивительно и трогательно, – молодёжи!
И, вновь прочитывая, – нет! – тихо пропевая песенные строки Михаила Матусовского, с чувством острой тоски по той эпохе, по нему и композиторам, написавшим музыку к ним, как-то:: Исааку Дунаевскому, Василию Соловьёву-Седому, Владимиру Больеру, Никите Богословскому, Тихону Хренникову, Михаилу Фрадкину, Оскару Фельцману, Владимиру Шаинскому, ты ощущаешь то, родное единство с ними, и с тем миром, в котором мы были все вместе – вся страна.
P S; Невольно вдруг оцениваешь один из методов формирования истинно свободного советского гражданина Отечества через создание патриотической литературы, её влияние через пропаганду и популяризацию, как самой отечественной литературы, создаваемой в условиях жёсткой критики в процессе отбора настоящей классической литературы, как и лучших образцов советской культуры, искусства, образования и воспитания духа подрастающего поколения в эпоху развивающегося нового социально-экономического и политического управления социалистическим государством, так и образа жизни человека по принципам: «Всё человеку, всё для человека!» и: « От каждого – по способности, каждому – по труду!»
И, ещё. Как же, было замечательно, что в образовательной программе в период социализма в каждом детском саду, во всех школах, училищах, техникумах и в институтах детям и молодёжи прививали все навыки к труду, к общественной деятельности через участие во всех конкурсах, в организации выставок и художественной самодеятельности, участия в соревнованиях, олимпиадах и спартакиадах, в сборе металлолома и уборке территорий, закреплённых за каждым учреждением и предприятием как местного, так и союзного масштаба, в ВОИРах и в ДОСААФах и т. д. и т. д. Результатом такого воспитания истинно советского человека – гражданина своей страны – были дисциплинированность и ответственность за свои дела, за поступки и труд, и стремление к совершенствованию и достижению высоких показателей во всех сферах деятельности советского народа. И, Михаил Матусовский был одним из тех создателей популярнейшей поэзии, как истинный поэт, как представитель классической литературы и искусства эпохи социализма, единственно верного социального строя, где литература, искусство и культура служат формированию настоящего человека и мирного государства, основанного на духовном развитии.
24.07.2019 г.
Свидетельство о публикации №119072503035
Тёплая статья об авторе
стольких песен. Время от времени вспоминаешь их
и, словно в каком-то волшебном калейдоскопе, прокручивается перед
тобой твоё детство.
Помню, как во время путешествия по Канаде,
в одном из квебекских ресторанчиков я вдруг услышал:
«Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера...".
Мой отец в юности дружил с Матусовским.
Отец работал тогда в Луганске, сочинял стихи, печатался и входил
вместе с Матусовским в один и тот же поэтический клуб.
Потом их дороги разошлись.
С уважением,
Яков
Яков Рабинер 30.07.2019 00:04 Заявить о нарушении
повесть "Жизнь прожить - не поле перейти".
Она о жизни моих родных во время войны.
И там, в двух главах повести речь идёт о работе отца
на луганском паровозостроительном заводе
(как выяснилось из биографии Матусовского,
он работал на том же заводе, что и мой отец).
Вот небольшой отрывок из этой повести,
где речь идёт об отце и Матусовском:
"сли погода была плохая, то он поднимал воротник и настолько уходил в себя, что казалось глаза его повёрнуты внутрь и шарят в памяти, как прожекторы, в поисках чего-то такого, что, пусть обманчиво-ненадолго, погрузят его в тёплые воспоминания. В одной из таких вынужденных прогулок вспомнилась ему как-то вечеринка в луганской литстудии с Казакевичем, Матусовским и Фефером.
В густом сигаретном дыму они спорили друг с другом, пили вино. А потом пели песни, романсы.
Вспомнилась ему одна песня, потом другая и, казалось, уже не отвертеться от них, крутятся долгоиграющей пластинкой в голове:
Имел бы я златые горы
И реки полные вина –
Всё отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна.
Кто-то ещё налил вино. Кажется Матусовский предложил спеть песню на "упаднические стихи" Есенина. Компания была своей, тесной, сексотов среди них не предполагалось. Матусовский взял гитару, провёл пальцами по струнам и они запели:
Есть одна любимая
Песня у соловушки.
Песня панихидная
По моей головушке.
Пейте, пойте в юности.
Бейте жизнь без промаха.
Всё равно любимая
Отцветёт черёмухой.
Яков Рабинер 31.07.2019 21:41 Заявить о нарушении