начало анализа летних практик на пси

Переопределив понятие пафоса, снизив его до бытового уровня, ведущий летних практик перпендикулярно уклонился от течения криптопатетики. Пафос - это не  "высшая точка эмоционального чувства, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем", а страстное воодушевление, состояние авторской психики в момент высказывания. Подчёркиваю, пафос - свойство авторской психики, которое отражается в художественном высказывании как когнитивный импульс, а не достигается  в нём кем бы то ни было как некое развлекательное возбуждение. Соответственно, криптопатетика - работа не столько с текстом, сколько с психикой, распознавание и использование в ней скрытых потенциалов. А стихи - зеркало, в котором такое дело отражается по мере таланта и мастерства версификатора. Тут можно было бы и закончить анализ материала, как не имеющего отношения к пересечению сфер компетенции и интереса криптопатолога. Однако, криптопатевту есть повод для нескольких обобщений.

Рассмотрев весь корпус уже (26.07. полдень) представленных на практиках стихотворений, можно заметить, что подавляющее большинство построено на сентиментальном пафосе. То есть, авторы страстно возбудились на приукрашивание и преувеличение значимости тривиальных бытовых переживаний. Но есть исключения. Некоторые реплики сделаны мастерски с выходом на уровень романтического пафоса через художественный парадокс. Например:

8.
что ни день то перу
(нарисованное на бумаге от маковой папироски)
я иду по каменному перу
птицы босха
вся моя маята
не для этого горного кряжа
все не то, все не так, все не та
золотистая пряжа
из нее не соткать полотна
для холстов, для воркующей кисти
над тропой, у которой уже не отнять
опадающих листьев

Здесь криптопатетика имеет место, ввиду наличия, как минимум, пары пафосных ядер. На сентиментальное бытовое сожаление о конечности жизни опирается переживание романтической гипотезы о вечной памяти. Вероятно, это максимальный уровень воодушевления достижимый в заявленном практиками формате.

Рассмотрим следующую реплику:

по реке плывут белые лодки и паутина
к осенней пасхе пекут куличи
красят яйца
голу’бкам из глины
доверяют духовные письма

испачканы кончики пальцев
темно-рыжим отваром луковой шелухи

рис, изюм что-то было нужно еще
что-то нужно еще
что-то нужно

целый день мытник-дождь идет к храму по лужам
замолить все неведомые грехи

Пафосная схема стихотворения подобна приведенному выше примеру. С той разницей, что там была сентиментальная романтика, а здесь романтический сантимент. Разница состоит в иерархическом соподчинении соразмерных пафосных ядер. В "осенней пасхе" сакральная романтика очередных поминок опирается на сентиментальную гиперболу о принципиальной неопределённости в иерархии частных истин. Образ кутьи без мёда, о котором забыла стряпуха, отражает ключевой сантимент, бытовую деталь возвышенную до романтической сакралии.

И ещё одно исключение из общего монопафосного правила:

посейдон
посей дон
по сей дон
не пускайте меня на улицу
я там обязательно
начну говорить правду
про сациви, арагви
про уран и юпитер, но
опоздаю на литерный
и буду пугать голубей над фонтанами
еще неокрепшими крыльями
а потом меня поднимут в запыленных
кедах, понесут по аллее платановой
а я буду думать, какой бы статус
на фейсбуке завтра выставить

Здесь автор вдохновился комическим и героическим мотивами, избежав общего для прочих текстов сантимента. Текст открывается забавной каламбурной сакралией и в целом представляет собой гротескную модель молитвенного обращения к миру, который сообщество мирян - высшая относительно героической личности инстанция. В финале божественно поверженного героя чествуют в формате потешного триумфа. Этот текст следует признать криптопафосным без всяких оговорок, по основному определяющему признаку криптопатетики: два ядра из несмежных областей пафосного спектра.

В отличие от контрафакта, марочная криптопатетика открывается версификатору через что, а не через как. Геймеру вдруг оказывается есть что сказать нового о себе и (или) мире. Как сказать это новое что, в каком из кривых зеркал отразить, под каким углом, в духе какого времени - решается с учётом партнёрских качеств, типа, этических норм, версификаторских предпочтений, способов смысловой кодировки и т.п в процессе творческой коммуникации... формальные задания ведущего практик опять же можно учесть. Или не учесть, если свежее пафосное ядро удобнее и вернее отражается в классическом ровном метре, чем в раздёрганном дольнике или акцентированном раёшнике. Кому-то криптопафосные новости могут показаться замшелыми банальностями, а кому-то - биномом Ньютона, который в его системе образования не проходили и не планируют.

МАНИФЕСТАЦИЯ

***
от рима все пути ведут ко дну
скажите а
кто думал что не тонет
я молча молочу свою копну
зерно за мной несут морские кони
а чушь болтает ласковый прибой
тяжёлый дух у кромки лукоморья
наивные зовут его судьбой
продвинутые - выморочной корью
и зажигают истинности для
во здравие пока стало не поздно
не веришь мне
помешивая звёзды
спроси у капитана журавля

***
От пневмонии лучшее лекарство
Собачье сердце
Я сейчас не про
Булгакова
Со дна воронки карстовой
Всплывает порт и плот
Баюкает чужую маму дочь
И истины под пальцами поются
И всё всё всё что было с ними до
Расходится как трещина по блюдцу
Не преданность двусмысленности слов
Как греческий коньяк бьет прямо в башню
Печально что уходит плоть и кровь
И страшно

***
Все сказки ложь у синей бороды
Была собака сам он подвизался
Своеобычным чином в маалюле
Собаку звали кажется метакса
Хозяин суку страшную любил
Убил ее во сне дамасским шилом
Сварил и всю раздал соседским детям
Его казнили в пятницу к обеду
Отрезали башку как богоборцу
Творящему немыслимую мерзость
И выставили в старой медной чаше
На собственном кедровом аналое
Потом всех палачей прогнали наши
Молитвами пречистой мамы маши
А там на камне вырос куст алоэ

***
изречена
из сердца
значишь ложь
почти не важно чья
пустынный морок
свободой захлебнулась плачея
едва за сорок
несвоеголоса
в коленях дрожь одуряющая
бес с кожи
нанкин с изнанки
канкан и танки
всё отутюженное итожат
в банке
завис всевидящий банкомат
крестовики
трясут паутину в шоке
изречена
из пальцев
ты значишь блажь
а у осы
причинное жало
в жопе
мон анж
покровские ворота
с тех пор
как савранский слился
снесли на память
хоботов не спасётся
ни муза ни красота
ни перенос столицы
из перца в камень
изречена
из уст
означаешь соль
целью своей сильна
швалью чужой больна
не забывай
что счастье
когда не делится
входит в состав рецепта
потом не расти трава
и не моя вина
на циферблате мельницы

***
А знаешь счастье надо отдавать
Кричать о нем и петь на все мотивы
И может быть тогда придут слова
Крепки как чивас
Как можно мягче бережней нижней
Рукой касаться не бояться ранить
И будет кожа будто бы пергамент
Прозрачна
новоязы палачей
Роскошны
А глаза раскосы
глядят не добро
И несыты осы
Арахнофобы жгут
На шее жгут
Мне подарил носок сегодня добби
И ты ничей

***
и ты ничей как свора палачей
как пауки собравшиеся в банке
становятся сговорчивее злей
сказал бианки
что сказка ложь намёки ни к чему
и мы сгорим в огне прокрастинаций
арахнобуки пишут про тюрьму
хотят сдаваться

паук построил одноместный флот
война идёт из психбольницы зримо
армада насекомая плывёт
в осколках дыма

хитин не треснет треснула губа
живи паук на что-нибудь надеясь
ах господи пожалуйста избавь
от свор злодеев

***
пока плетёт психический мизгирь
узор арахноэрной оболочки
позор терзает слабые мозги
аж опыт забывает ставить точки
от улыбайки левой заводной
на стакане аттического узо
две-три дороги сходятся в одной
пюпитор до утра лайкает лузер
а германа проклятого всё нет
нет есть но он в плену у вавилонок
никто ему не сделает минет
ни на одной из их бензоколонок
я королева я я я я я
солярки мне и литерного чаю
ну наконец-то папочка - твоя
не стоит перечитывать
кончаю

***
есть кто-то рядом мой близнец по крови
а может быть он мальчик для битья
и мой предел прекрасная суоми
в которой не бывала даже я

там говорят салют из всех орудий
спасение в 3D до фонаря
там холодно там ничего не будет
и по снежинке сказки собирать

приходится разбрасывая камни
в озёра с жемчугами по воде
а близнецы в суоми полигамны
их разницы в 3D не разглядеть

но я ребра трёхмерного не вижу
и в текстах разбираю слово "как"
но если на фонтанке пьяный чижик
то значит он законченный чудак

а климат не подходит
хоть ты тресни
перенести февральскую чуму
я не смогу в бетховенской болезни
ты в хельсинки не нужен никому

и вот смирившись с импортным девайсом
вдруг понял группа крови не влечёт
ну проходи мой милый раздевайся
на то и был суоминский расчёт

как ни крути а ближе до границы
от питера разбег
но ты забей
ведь я хотела только объясниться
когда тебя нашла
среди
людей

***
похоронив седьмую галатею
пигмалион решил уйти в монахи
но бес его попутал оголтелый
и внутреннее всё сказало
н а х у й
нет
нет любви
кругом пустые куклы
оживший мрамор дерево и глина
все губы от влюблённости опухли
хочу тебя опять
из пластилина

любить не стану
буду тупо трахать
куда хочу
и сколько мне угодно
пока ты не начнёшь истошно ахать
на зависть городским и огородным
потом сомну в горячий бурый ком
и выброшу на свалку тамагочи
пускай меня признают дураком
мир не забудет
нашей
главной
ночи

***
не впервые уходим с радаров
смотреть будем в оба
боже белыми нитками чёрное тело не шей нам
сексуальную жизнь близнецов с нелюбовью до гроба
таиландские мальчики сносят с любым афтершейвом

одинаковы все андрогины
поэтому сорри
выпадает в осадок сиамская девочка
топлесс
я тебя не хочу из-за нескольких гнусных историй
пусть танцует твоя героиня входящая в образ

пациент операбелен
хвалят господнее чудо
после экстренных ньюс в интернете дешёвая драма
но разносит альковные тайны по сайту иуда
цифровая модель с жутким трэшем родного сиама

зашипят пузырьки в голове многорукого шивы
засыпай моя радость
усни и ни слова морали
это в нашей природе – на бред улыбаться фальшиво
если пахнет изменой весь мир
мы его про... кутили на бали

***
эпоха измен открывается видом на свет
в окне где истошно работает стивен кинг
землистый господь предаётся с приветом москве
за тридцать минут и три мегатонны книг
живи побыстрее а иначе бабадук
серебряный инок расклёван курями вдрыск
его гонорейка вытянулась в дудук
а в сундуке словечки всосались в крыс
всемирный бордель перевыполнил планы на век
примите родные сегодня в уплату вздох
бренди пошёл по венам как танк кавэ
нечем сказать помилуй - скажите ох
быть может зачтётся за новое имя его
хотя накануне чудес никогда не бывает
чтоб поле бранилось за нас именами богов
и шли куда надо с малиновым звоном трамваи

Игровой состав: Павел Бетач, Ульяна Валерьевна, Лайт Шейд.


Рецензии
) подход к разбору, как минимум, правильный и именно с точки зрения понимания КП.
.
На что, как мне кажется, стоит обратить чуть больше внимания и о чем поговорить более подробно.
.
1. Пафосные ядра.
1.1. Просьба о них рассказать на примере следующих текстов: что ни день то перу, от пневмонии лусшее лекарство (выделить конкретные фрагменты текстов - ядра, каким образом происходит их взаимодействие -или что есть такое крипто фактор на уровне психики автора, читателя)
1.2. Все виды пафосов из манифеста представить в виде примеров (по два, три) пафосных ядер. Тогда имея описание п.1.1. можно представить и понять что уже есть в наличии, а над чем имеет смысл поработать.
2. Течение КП и его авторы.
2.1. Есть смысл в текущем моменте открыть на странице ПБ пост для всех желающих попробовать себя в КП... Разместить публичную творческую оферту - представить подборки криптопатетических текстов для вступления в ряды КП-истов.. и реального заявления о течении, с полным набором пред.являемым к этому общественным мнением требованиями.
2.2. Отказаться от фарса (90% помойки это фарс а не пафос) именно этот массив сегодня выполняет функцию не защиты идей КП, а надгробной плиты на которую большинству мимо проходящих хочется плюнуть, следом матюгнуться, а некоторым и помочиться... выглядит со стороны ужо как пространство за баней.. С точки зрения временного фактора еще чуть-чуть и будет пройдена точка невозврата... далее за идею, проект КП биться будет бессмысленно.
2.3. Разместить на странице П.Б. чистую подборку КП одним файлом, как близкий к окончательному пример, где собрать только лучшее. И здесь нужно отнестись внимательно прежде всего к самому себе.. если вверх возьмут внутренние подмены, то как бы усе, будет грустно.
.
пока так

Фомин Алексей   27.07.2019 08:05     Заявить о нарушении
Добрый щас, Алексей. Подключение криптопатетики к литературному процессу на правах некоего течения, очевидно просматривается за твоими рекомендациями в качестве моей цели. Такое целеполагание принципиально подобно стремлению наших лимитрофов в НАТО. Постсоветский литературный процесс в настоящий момент тоже терпит позорное поражение в гибридной битве с тенью за права собственных паразитов. Нам с криптопатетикой не туда :) Но! В литпроцессе пока наличествуют определённые ресурсы, которые мне небезынтересны. Теперь к сути.

Системе пафосных взаимодействий, которая лежит в основе криптопатетики, более четырёх сотен лет. Соответствующей эксклюзивной методике конструирования эстетически ценных и суггестивных текстов, которую я освоил благодаря Исаянцу и паре продвинутых консультантов по тоталитарной эстетике, в следующем году двадцатник. Игровому формату криптопатетики уже больше года. Оно живо: творит, удивляет, радует, злит, кусается и воняет. Можно конечно удалить котику зубки и завязать писю, чтоб не больно злил кусаниной и писаниной, но тогда котик скоренько сдохнет и завоняет похлеще. Не то чтобы я был сильно озабочен правами котиков, но в обиду не даю - стесняюсь. Так вот, моя криптопафосная студия не публикует имена геймеров в привязке к их репликам. Это принципиальная позиция. Интересанты, которым штырят наши тексты, не важно - в плюс или в минус, могут немного потрудиться и нагуглить все студийные умолчания и разночтения. Ну... почти все. Можно и без всякого гугления присоединиться к игре, потрудиться над пафосными задачами. Открытых ресурсов для этого достаточно. Прилюдно кланяюсь тебе в пояс за прошлогодние весенние практики и остальную активность в мою сторону. В результате мне прояснились несколько важных моментов, наработался увесистый творческий архив с заданными свойствами, и подтянулись интересанты.

На сегодня в нормальном публичном доступе есть следующие материалы, имеющие прямое отношение к криптопатетике от первоисточника: книга стихов Исаянца "Пейзажи инобытия" издательство "Водолей", "Криптопатетика" издательство Либерти, криптопафосный коллаж "Слово Поэтарху" Виктора Образцова "Тропы" N1 и подборка криптопатетики с интервьюшкой, которая будет опубликована в "Тропах" на днях. Это достаточно презентабельный корпус текстов для претензии на литературоведческий анализ экспертного уровня. Подчёркиваю, мне интересна не потребительская оценка, типа "ну, на мой изысканный вкус, тут местами - моё, а временами всё совсем хорошо/плохо". Такое нехай пипл на БЛК благоговейно хавает. Мне интересно поиметь обобщающее экспертное заключение о литературных свойствах криптопафосных стихов, в американской манифестации и на русских "Тропах". Ты ж их публикуешь не только для объёмности журнала, не так ли? Годится любая система литературоведческого анализа на предмет сравнительной ценностной характеристики. Следующий криптопафосный шаг в информационном поле литературного процесса целесообразен после публикации авторитетной экспертной работы на немаргинальном ресурсе.

Что касается фарса, то тут неплохо бы уточнить на примере, что именно ты называешь этим словом. Я не раз говорил, что ценностное КПД криптопатетики в игровом режиме пять-десять процентов. У меня на странице намеренно устроена слабо структурированная свалка. Я знаю, где там снычены сахарные кости, орехи и монеты, а посторонним это знать незачем. Но начинаю подозревать, что ты, Алексей, принимаешь за криптопатетику то, в чём она зарыта, и называешь это фарсом. Так в фейковой лузге американской манифестации, по моей оценке, снычено всего четыре ценных криптопафосных текста. "Слово Поэтарху" - подлинный, живой образец чистой криптопатетики. Это безупречная работа на все сто. Горжусь, что сдюжил, и спасибо тебе за помощь. Одобренная тобой подборка для июльских "Троп" тоже не дешёвка. Короче, нет повода не выпить :) Это хозяйство уже не совестно предлагать для критического анализа литературоведу нормального академического уровня. Такой специалист может, конечно, и плюнуть на могилу криптопатетики и даже насрать, но при условии, что он эту могилу сам профессионально выроет, и надлежащим образом оформит захоронение. Та страсть, с которой нечто подобное пытаются сделать всякие сидорколи, говорит лишь о том, что контент гарантированно провоцирует острый пафосный резонанс негативного характера в графоманской среде, то есть штатно работает, выявляя категорически непотребных.

Павел Бетач   28.07.2019 08:35   Заявить о нарушении
Пафосное ядро - это ключевой элемент художественного замысла, идея вдохновляющая автора на создание художественного произведения. Стороннему исследователю пафосное ядро становится доступно через художественное воплощение идеи в произведении искусства - систему образов, символов, знаков в их взаимодействии и системной целостности. Например:

***
что ни день то перу
(нарисованное на бумаге от маковой папироски)
я иду по каменному перу
птицы босха
вся моя маята
не для этого горного кряжа
все не то, все не так, все не та
золотистая пряжа
из нее не соткать полотна
для холстов, для воркующей кисти
над тропой, у которой уже не отнять
опадающих листьев

Ключевым для этого стихотворения является образ мысли лирического героя. Он художник, на что ясно и прямо указывают такие знаки как холст и кисти. И символ: рисунок пера на папиросной гильзе - реплицированный элемент образа из арсенала хрестоматийного средневекового живописца. Сентиментальное пафосное ядро представляет собой идею художественного описания рутинного выхода профессионала на этюды в Анды. Поскольку стихотворение написано по-русски, корректно полагать, что художник работает в режиме творческого путешествия. Стихотворение было бы монопафосным, если б не одна деталь, позволяющая интерпретировать всю систему как романтическую - папироска не простая, а маковая.

В конце девяностых годов прошлого века в России активно рекламировалась и легально продавалась одна марка голландского курительного табака, орошённого слабым раствором опия. Она была очень популярна у богемных рисовальщиков, торгующих своими малюнками на городских панелях. Эта деталь, на которую делается специальный, сильный акцент с помощью скобок, указывает на воображаемый характер путешествия. Опиум - не только депресант, но и сильный галлюциноген. Ощущение полёта в комплекте с яркими сюрреалистическими грёзами о видах сверху - классика наркотического воздействия опиатов. Таким образом, герой воспевает в стихотворении не только рутинный поход на этюды, как полагается в рамках сантимента, но возвышает источник своего вдохновения - опиум. А это уже романтика. Сильный акцент на неё в завязке стихотворения позволяет считать именно романтический пафос доминирующим в рассматриваемом стихотворении, а сантимент - пафосом второго плана.

И особым пунктом замечу, что моё заключение о характере пафоса данного текста, не является моим частным мнением. Это именно компетентное эспертное заключение криптопатолога, имеющего дело с целостным и законченым произведением искусства, исследовавшим текст на предмет пафосных характеристик по актуальным методологическим стандартам криптопатетики, которые определяю я на правах генерального разработчика и единственного пока системного специалиста по криптопатетике.

Вот как-то так, Алексей :)

Павел Бетач   28.07.2019 11:30   Заявить о нарушении
Стихотворение "от пневмонии лучшее лекарство..." предлагаю тебе, Алексей, для самостоятельного анализа. А вдруг у тебя сразу получится. Текст довольно простой, твоих эрудиции, профессиональных знаний и интуитивных компетенций может оказаться вполне достаточно для такой задачки. Если не получится сразу, я помогу. На то у нас и практики :)

Павел Бетач   28.07.2019 11:38   Заявить о нарушении
:) ВОТТ!!!!
.
теперь смотри: манифест или критический обзор (что более ценно?) чтобы показать факт именно литературного течения...
.
Манифест - заявляет
Критический обзор - доказывает
.
В рамках воскресного окончания практик - самым ценным была бы серия аналогичных критических обзоров по текстам не П.Б. (принципиально) - Елена (Евгеньева)/,
Ульяна Валерьевна / от пневмонии лучшее лекарство, Лайт Шейд / ? надо подумать и Жиль де Брюн / ? надо подумать, Рая Школьник /? , Анна Иделевич / просьба поверить в мой выбор текста(ов) (но над ним(и) надо поработать)
.
и сейчас попробую сделать совсем грустную попытку очередного ографа (от КП ушел уж очень далеко, но вдруг, что нить попадет в бредень криптопата)))
.
.
пока (по ощущениям) делаем все правильно

Фомин Алексей   28.07.2019 11:57   Заявить о нарушении
Свое (как то свободное время практически все проел), сегодня буду подводить короткий итог.
Пока уверенности в целесообразности показа текстов на уровень выше нет, но практически все для этого готово. Думаю надо еще раз вернуться к текстам и еще раз перетряхнуть (как минимум еще два с ленты рецензий образовались) и критические обзоры (их фигурантов можно потом представить, принципиально, общим списком)
.
по поводу моего интереса (он уж очень глубок и не в режиме решения даже через год))

Фомин Алексей   28.07.2019 12:08   Заявить о нарушении
Алексей, криптопатетику некорректно относить к категории поэтических течений. Во всяком случае, пока для этого нет достаточных оснований. На сегодня кпк (я предпочитаю такое сокращение) - это реально работающая практическая психотехнология. Довольно сложная и даже, в некоторых аспектах, опасная для психики. Это доказанный вот прямо на твоих практиках факт.

Про серию критических обзоров поддерживаю всецело. И я в этой серии целесообразен в качестве консультанта. Предельно ясный образец решения задачи мной уже дан. Других пафосов на актуальных пси практиках практически не представлено. Диагностирую первый - простейший - уровень аналитики. Переноси уже эту рецензию вместе с "произведением" на ПСИ. Надеюсь, желающие поддержать эту работу найдутся. Например, ты.

Павел Бетач   28.07.2019 13:46   Заявить о нарушении