Дети наши скажут - 3
Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён, дополнен,
найденные ошибки исправлены и т.д. –
см. выше дату "ближайшей редакции".
Лидия Кузьмина-Сапогова
ДЕТИ НАШИ СКАЖУТ – 3
Повторю (чуть иначе) сказанное при публикации 1й и 2й частей – для тех, кто их не видел.
Коллекцию «детских реакций» собираю не один десяток лет.
Надо оформить и прокомментировать – обязательно… в будущем.
К 1 апреля (ко дню смеха, не обмана) 2017го опубликовала небольшую подборку, ставшую первой частью.
А 2ю и 3ю - уже без повода.
«Творят» здесь в основном дошкольники, но не только.
Всё подлинное и оригинальное.
Часть -
от моих собственных сыновей;
есть рассказанное знакомыми;
попадаются и мои личные – того же возраста - "ситуации".
Так что где-то и правда мемуары.
Разделять пока не стала.
Кое-что слегка отредактировано для удобства восприятия.
«Дитя прекрасно. Ясно это?
Оно - совсем не то, что мы.
Все мы - из света и из тьмы.
Дитя - из одного лишь света.
Оно, бессмысленно светя,
Как благо, не имеет цели.
Так что не трогайте дитя,
Обожествляйте с колыбели».
Александр Межиров
«Выспалось дитя. Развеселилось.
Ляльки-погремушки стало брать.
Рассмеялось и разговорилось.
Вот ему какая благодать!
А когда деревья черной ратью
Стали тихо отходить во тьму,
Испугалось. Страшно быть дитятью!
Поскорей бы возрастать ему»!
Давид Самойлов
==================================================
ДЕТИ НАШИ СКАЖУТ – часть3я
* Задача – что-то, кажется, из Остера.
Примерно так: если каждый месяц на мытьё пяток расходуется два куска мыла, сколько кусков мыла нужно на год?
Прочёл, пожимает плечами.
Какой вопрос, спрашиваю.
- Сколько мыла уходит в пятки на год?
* Мама моя недавно встретила во дворе четырёхлетнего соседа. Поговорить любят оба, завязалась светская беседа. Нет поблизости его ровесников, что соседа удручает. Строго спрашивает:
- А у вас есть малыш?
- Нет…
Очень строго
- Заведите!
Мама растерялась… обещала подумать.
* Коротко.
- Я научился зажигать чайник!
- «Опоздал»? Через «о»! Проверочное слово – «пОзден».
- Кеды новые набула.
- А почему какао безсладкое?
- Пальто ему ширикО.
- Дай гороховое платье.
(т.е. «в горошек»)
* Года в три младший сын почему-то понимал слово «намекать» как «ссориться».
- Почему Вова с Женей подрались?
- Они намекают.
* Женщина защла в церковь с дошкольными, но уже читающими детьми.
Над входом надпись:
«Разговаривающим в храме посылаются скорби».
(Простите - возможно, чуть иначе, но смысл таков.)
Прочли – смысл мама объяснила.
Внутри никого, кроме служителей – три пожилые женщины и юноша. Громко разговаривают о делах мирских, смеются.
Дети в недоумении.
Один тихо спрашивает:
- Читать не умеют?
* Новые кроссовки очень радуют малыша.
Во дворе никого, как назло – а так показать хочется.
Подходит к лежащему в тенёчке псу.
- Со-ба-ка! Ты посмотри, кааакие у меня кроссовки!
* Решила, что сначала учу детей бегло читать. Потом – «на английский», но предварительно освоим alphabet , чтоб учебное время «с настоящим учителем» на это не тратить.
- Буквы-то знаешь? – спросили как-то «дошкольного» сына.
- Нашими я пишу слова. А ненаших знаю, как зовут.
* Из Драгунского («Заколдованная буква»)
– про слово «шишки»:
________ «И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!»
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шёл домой и всё время думал: чего они спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился на лестнице и внятно сказал:
— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки»!______
Почти у всех малышей есть период, когда поди пойми:
«жалко» - это не значит ли «жарко»,
а «клыса» - это «крыша» или «крыса»? И т.д.
Но тут хоть предположить можно.
А иногда в это время понять могут лишь особы, приближённые к говорящему.
Например,
касИська и масИська – это конфета и машина;
анька – сметана;
кУку – колбаса;
яИсь – и «я хочу есть» и ложись;
малё и амалё – самолёт;
амбУдю – не буду;
мамАпа – Анапа;
мамОе - на море;
умпакОк – колобок;
нигОгай – не трогай;
палапОт – поезд (на паровоз больше смахивает);
коЯдика – шоколад;
мУки – мультфильмы
и т.д.
(Где-то читала:
кроха довёл до слёз приехавшую в гости бабушку
требовательным криком:
«Молись и кайся!» (так она слышала),
что было спокойно объяснено пришедшими родителями как желание ребёнка посмотреть любимый мультфильм
«Малыш и Карлсон»).
* Научившись складывать буквы в слова я, как все дети, читала вывески.
Но вот приехали мы к бабушке с дедушкой в Латвию – опа! «Аptieka». Знаю, что там аптека!
Ааа, по-латышски написано?
В полной уверенности (невесть откуда взявшейся), что алфавиты однотипны, каждая буква русского алфавита просто заменяется подходящей иноязычной (плюс могут быть и непроизносимые отдельно, как наши мягкий-твёрдый знаки – иначе зачем бы эта непонятная «i» в «аптеке» при подобии прочих?) намереваюсь сама его освоить и читать по-латышски, узнавая слова знакомые и спрашивая значение неизвестных.
Не сразу смирилась с тем, что всё, оказывается, не так просто.
* Взрослые дети.
Старший сын недавно был в опуске, присылал фото, часть я отправила подруге. Она пишет в ответ:
- Море красивое. На одной из фоток Илья так на тебя похож! (если ещё побрить).
Скопировала фразу, передала сыну.
Он:
- Добдое уддо :)
Встали, я побрился (чтобы больше быть на тебя похожим),
… Это радует.
___________ Ниже – уже публиковала ранее в каких-то текстах (вроде «Невеличках»), добавляю здесь (копию) – как «потемное».
*Знакомая рассказала.
Поехала с дошкольной дочкой к родителям в пригород. Из багажа - испытанный удобный чемоданчик.
Родители напихали в него домашней снеди. Не вошла – дали ещё сумку. У дочки набрался пакет с подарками .
И вручили - небольшую совсем - денежную сумму на какую-то покупку. Она и её положила поглубже в тот чемодан, «чтоб не спутать».
Электричка вначале была битком. На полпути народ схлынул, решили перебраться на места поудобнее.
- Дочка с пакетом, я за ней с сумкой – тяжёлая, чемодан своей очереди ждёт. Пристраиваю багаж, девочка моя оглядывается и на весь вагон кричит: «М а м а! А чемодан с д е н ь г а м и?!»
Кааак на нас всю дорогу смотрели….
=================================================== 2019 07 23
Свидетельство о публикации №119072300765
Сидим разговариваем и тут слышим
дочь ,глядя на куклу-мальчика задумчиво произносит:Лешенька-Лешенька.Дуяцек ты неноймальный.
Леша со смехом говорит:Ну теперь я знаю что твои родители обо мне думают.А я просто не знаю куда деться.Ну,не говорили мы такого о соседе.Он замечательный был сосед!
С уважением
Юрий Милашенко 05.04.2020 20:50 Заявить о нарушении
Сочувствую вам. Дети могут оконфузить - да непредсказуемо... Тут вы без вины оказались виноваты, оправдаться сложно. Считается, что «устами младенца»… Попробуй объясни, что случайность чистоводная. Хорошо, Лёша был не мнителен и не принял ведь лепет на свой счёт всерьёз?
Когда-то мне шепнули: хочешь понять, как на самом деле к тебе относятся знакомые, присмотрись к их детям. Если подвох есть – на поведении детей скажется… лакмус верный. Потом и читала что-то в таком духе. Это очень вероятно, не отрицаю, а всё ж не на 100% - погрешностей много: малыши могут спутать объекты, исказить слово, неправильно расслышать или понять, подразумевать не того и не то… а взрослые спешат с выводами, не особенно разбираясь. И хуже – с наказаниями спешат… вместо спокойных объяснений и коррекции собственного поведения в дальнейшем.
Одной даме в гостях пришлось прослушать малопристойный стишок про обезьяну Чичи – её вполне солидная фамилия начиналась созвучно. А предварялся он фразой «я про тебя слышал». И убеди попробуй – что не дома слышал, а в садике; что ребёнок не собирался огорчать, «хотел как лучше». И одобрения ждал.
Знаете стишок Г. Остера?
«Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой! Сдавайся! Руки вверх!"
И когда со стула тётя
С перепугу упадёт
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребёнком,
Папа руку вам пожмеё.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведёт.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить».
_______________ Готовлю 4ю часть, но ещё добавить и проверить надо.
______ Всего вам доброго.
Л.==============
Лидия Кузьмина-Сапогова 07.04.2020 15:20 Заявить о нарушении