КРИК, картина Мунка
Кем-то понят, и сердцем принят…
Должен быть Божественный дар –
Как свою, боль чужую узнать…
Крик отчаянья… Боли крик…
В чём причина? Отчего он возник?
Даже небо темнеет зловеще,
И становится ветер резче,
И в тоже время – глухая тишь,
Лишь отчаянный, жуткий крик!…
Лицо перекошено – жуть…
В чём же этой картины суть???
На фото - картина "КРИК" (1893г.) норвежского художника Эдварда Мунка.
Эту картину знают практически все. Слишком значительно её влияние на современное массовое искусство
Экспрессионист Мунк создал четыре версии картины «Крик» с 1893 по 1910 год. Самая первая находится сегодня в Норвежском национальном музее (г.Осло), другая ушла с молотка в 2012 году за рекордную стоимость – 119,9 миллионов долларов.
На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона.
«Крик», как эмблема экспрессионизма, служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления.
В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника Мунк так описывает источник своего вдохновения:
"Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 год Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков.
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство, тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.
А главный герой – невообразимо странное существо, похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча,как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.
Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.
И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик!.. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так бывает во сне, когда мы хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно. Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.
Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, её уже не получается забыть никогда.
Бытует мнение, что картина наделена мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.
«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:
В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка(город ОСЛО).
Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
Свидетельство о публикации №119072208343