Вечность мимолётного
Всё проходит, -
но всё остаётся,
И ничто не исчезнет совсем.
Что забыто, - тайком отзовётся
В разрешеньи грядущих проблем.
Где хранится былое, не знаю,
Но приносит плоды свои нам…
И хоть прошлого жаль, - понимаю:
Стало вечным причастно мирам.
(по мотивам письма Флоренского)
…самое далекое прошлое открывается нам как
настоящее, они суть одно…
(Ницше)
1.
Мысль о возвращении прошлого в той или иной форме, в различных конкретизациях многократно возникала в истории – скажем, у Пифагора и стоиков. Несомненно, Фридрих Ницше знал об этом, но это было лишь внешним знанием до момента озарения в 1881 году. И хотя сам автор написал всего несколько фраз о вечном возвращении, оно теперь связывается именно с Ницше.
Передо мной одна из новых книг, посвященных вопросам, так или иначе связанным с вечным возвращением: «Об иных горизонтах здешнего» традиционалиста Сергея Жигалкина (М., 2019). Здесь нашла отражение история многих философских и богословских обсуждений проблемы. Мы же коснемся лишь некоторых, ближайших к нашей жизни аспектов книги.
Будем при этом помнить, что в сколько-нибудь серьезном философском размышлении мы встретим не готовые ответы на метафизические вопросы, но скорее попытки приблизиться к новому пониманию, не вполне ясному и сочинителю, посредством старого языка, примеров, аналогий… Так что додумывать, - в отличие от освоения учебника математики, - придется самим.
2.
…я вечно возвращаюсь к этой же самой жизни
в самом большом и также в самом малом…
И этот лунный свет меж деревьев, и я сам…- это
мгновение уже было когда-то и возвратится
опять…
(Ницше)
Резюмируя свои размышления, автор (всюду имеется в виду С.Ж.) сводит основные мыслимые виды возвращений к трем.
Самый радикальный - возвращение того же самого вплоть до малейших штрихов – тождество, а не подобие и не разные облики одного и того же (по его классификации – третий вид). Иными словам, когда-нибудь весь мир, и мы сами, в точности возникнет опять, и так бессчетное число раз (правда, неясно, кто сможет определить порядковый номер мира -НС). Такая глобальная идея возникала еще у древних и активно обсуждалась, но она все же представляется излишне жесткой и фантастической.
Я считаю большой заслугой автора то, что сохраняя ключевые понятия «вечное» и «возвращение», он обратил внимание на возможное их частное, локальное проявление в близких для нас ситуациях, именно:
Первый вид – возвращение похожего, но другого. Например, схожие закатные облака, похожие люди, повторяющиеся сезоны итд.
Второй вид – возвращение того же, но изменившегося:
встречи через долгие годы с теми же людьми, возвращение в родные места…
3.
Ближайшая и знакомая всем «модель» возвращения бывшего – пробуждение. Мы оказываемся снова в прежнем, но несколько изменившемся мире… Особенно много мыслей возникает вокруг этого, если мы видели сны (вспомним Кальдерона: Жизнь есть сон).
Павел Флоренский приводил примеры, долженствующие доказать, что во сне и время может течь в обратную сторону. Например, человеку снится, что его казнят на гильотине; в ужасе он просыпается, пытается вскочить, и от этого падает спинка кровати, ударяя его по шее. Казалось бы, что этот удар – причина кошмара и должен был ему предшествовать…
Впрочем, и наяву о такой последовательности причин и следствий говорят всякие предчувствия и предсказания…Едва ли возможно объявить их все обманом, хотя это упростило бы вопрос. Интересно, что и у меня есть такой пример, возможно, несерьезный - http://www.stihi.ru/2012/09/07/2703 (для полноты отметим, что не исключаются и провалы – исчезновения какого-то интервала времени; опять-таки гипотетический пример - https://www.proza.ru/2013/12/04/738 ).
4.
Мне… всё кажется настолько ценным и важным, что никак не может быть мимолетным: я ищу для всего вечности: разве можно выливать в море драгоценные вина и умащения? Вот в чем мое утешение: всё, что было – вечно: море вынесет всё обратно.
(Ницше)
Автор видит отблески, следы вечного, непреходящего в мимолетностях текущей жизни; мне думается, я его понимаю. Частично это мироощущение присутствует в моих прежних текстах (даже с почти совпадающим названием «Мгновения вечности» -https://www.proza.ru/2012/01/20/1058).
Он в значительной мере опирается на известное всем или почти всем чувство – ностальгия по прошлому. «Случайное воспоминание, грёза о канувшем в Лету былом могут вызвать непонятное, но притом сильное чувство: неземную тоску…Будто приблизилось, но не раскрылось что-то поистине грандиозное, к чему мы стремились всю жизнь, не сознавая того». Но не обязательно это чувство связано с конкретными воспоминании о ярких событиях.
И необязательно мы бы хотели повторить то время…Ведь мы как бы смотрим на себя тогдашнего со стороны, осознавая дистанцию… Скорее при таком возвращении пошлого нам удается посмотреть на жизнь в целом как бы со стороны и увидеть ее ценность и неповторимость…
Попасть в состояние ностальгии мы можем, и оказавшись в давно не посещавшемся месте, особенно если оно было сопряжено с дорогими минутами, но не обязательно. И тогда мы увидим не такой мир, как все другие - в каком-то преображенном виде вернется прошлое...
Я думаю, что в таких вопросах велики индивидуальные различия. Часть моих ощущений отражена, например, в http://www.stihi.ru/2013/08/18/3804 .
По-видимому, близким является феномен deja vu – уже виденное, когда оказавшись заведомо впервые в каком-либо месте, человеку внезапно всё начинает казаться знакомым до мелочей… И возникает желание не просто вернуться в этот бывший мир, но и постичь его суть… Автору видятся три возможных объяснения: просто близкое сходство, особенно повторяющихся циклов, например, природных. Или же имело место – возможно, в снах или грёзах – предвидение ситуации; почему и зачем – неясно. Наконец, третий вариант, совсем маловероятный – действительное повторение всего. (Но в таком случае возникла бы жуткая путаница с представлениями разных людей, - конечно, если повторяется объективный мир – Н.С.).
(Справедливости ради не будем исключать и такую гтпотезу: в силу особенности состояния мозга он сначала зафиксировал картину-ситуацию без осознания этого, а чуть позже сделал это вторично, уже осознавая и сравнивая).
«Я шел не по тем же улицам, по которым шли другие люди, вышедшие из дома в этот день, я шел по скользким и печальным улицам моего прошлого».
(Пруст)
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Срываю ль поздние цветы,
Всё так же мыслию безумной
Владеют прошлого черты.
На старой улице встречаю
Не то, что все: былого след.
Цветы живые заслоняет
Когда-то собранный букет,
Чей образ ярче. Всё труднее
Смотреть сквозь давние года
На мир окрестный: он тускнеет…
Совсем исчезнет –
что тогда?
5.
Полнота и точность явившегося образа, символа – самое удивительное;… всё предстаёт, как самое верное, самое близкое…
…открываются перед тобой слова и ларцы слов всякого сущего; всякое сущее хочет сделаться словом…
(Ницше)
Автор обращает внимание на то, что озарение, инспирация пришли к Ницше внезапно, без внешних причин (даже яблоко на голову не упало - НС) и касались темы, хотя и известной тому, но не представлявшей ранее интереса. Иными словами, не только внешний, но и внутренний мир, казалось бы, не изменился, но обнаружено в нем было нечто принципиально новое: причастность мгновения, мира и времени к вечности.
Не схожее ли состояние, - пусть на менее интенсивном, доступном для нас уровне – испытываем и мы в редкие моменты, когда сознание переключается и погруженность в жизнь не мешает увидеть эту жизнь как нечто целостное и ценное, и – словами автора – мгновение, жизнь раскрываются в измерении трансцендентном? Мы обсуждали такое в статье «Измененное сознание и квантовый мир» - https://www.proza.ru/2019/07/14/448 .
«Если бы кто-нибудь обладал таким искусством и властью, что собрал бы в одном мгновении и настоящее, и все, что произошло за шесть тысяч лет или еще имеет произойти до конца света, то это было бы свершением времен.
Вот подлинное МГНОВЕНИЕ ВЕЧНОСТИ: когда душа познает все вещи в Боге такими новыми и свежими и в той же радости, какими я ощущаю их сейчас перед собой.»
Мейстер Экхарт
Свидетельство о публикации №119072206826