arthur rimbaud Гласные

ГЛАСНЫЕ
Артюр Рембо
(Обзор переводов стиха)

Voyelles
 
A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu: voyelles,
Je dirai quelque jour vos naissances latentes:
A, noir corset velu des mouches ;clatantes
Qui bombinent autour des puanteurs cruelles,

Golfes d'ombre; E, candeurs des vapeurs et des tentes,
Lances des glaciers fiers, rois blancs, frissons d'ombelles;
I, pourpres, sang crach;, rire des l;vres belles
Dans la col;re ou les ivresses p;nitentes;

U, cycles, vibrements divins des mers virides,
Paix des p;tis sem;s d'animaux, paix des rides
Que l'alchimie imprime aux grands fronts studieux;

O, supr;me Clairon plein des strideurs ;tranges,
Silences travers;s des [Mondes et des Anges]:
—O l'Om;ga, rayon violet de [Ses] Yeux!


А- черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,
О - голубой - цвета причудливой загадки:
А - черный полог мух, которым в полдень сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, Е - белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
И - пламень пурпура, вкус яростно соленый -
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

У -трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;
О - резкий горний горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
О - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!


В А - черном, белом - Е, И - алом, У - зеленом,
О - синем я открыл все тайны звуков гласных.
А - черный бархат мух, докучных, сладострастных,
Жужжащих в летний зной над гнойником зловонным.

Е - холод ледников, далеких и прекрасных,
Палатка, облачко в просторе отдаленном.
И - светится во тьме железом раскаленным,
То - пурпур, кровь и смех губ дерзких, ярко-красных.

У - на воде круги, затон зеленоватый,
Спокойствие лугов, где пахнет диной мятой,
Покой алхимика, подвижника ночей.
О - звуки громкие и резкие гобоя,
Синеющая даль, молчанье голубое,
Омега, ясный взор фиалковых очей.


А - черный; белый - Е;  И - красный; У -зеленый.
О - синий: тайну их скажу я в свой черед,
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной -
О - дивных глаз ее лиловые лучи.


A- черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,
О - синий... Гласные, рождений ваших даты
Еще открою я... А - черный и мохнатый
Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты
Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;
И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный
Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У - цикл, морской прибой с его зеленым соком,
Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком
Алхимией запечатлен в тиши ночей.
О - первозданный Горн, пронзительный и странный.
Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,
- Омега, синий луч и свет Ее Очей.


А - тьма. Е - белизна. И - пурпур. У - зелёный.
О - синий. Тайны рожденья каждой гласной.
А - чёрный бархат мух божественно прекрасный,
Они над падалью гудят неутоленно.

У - зловещая вода безвыходной лагуны.
Е - тайны глетчеров и Белых Королей.
И - пурпур, кровь плевка, презрительные губы
В багряном бешенстве алеют веселей.

У - дальний океан зеленоватых прерий,
Е - знак алхимии, морщины недоверий,
Оков искателей загадочных вещей,
О - резкий звук трубы и синий запах снега,
Молчанье звёздных пропастей, Омега,
О - фиолетовый рассвет Её Очей.

СИНЕСТЕЗИЯ
Татьяна Гурская

Прекраснее гласных: А Е И О У Э –
Быть могут согласные, я не о них.
Хочу поделиться, хотя и рискую
Найти несогласных, читающих стих.

А – красное- цвет необузданной силы,
Любви, наполняющей алую кровь,
И божья коровка на пальчике милом,
И красный закат- предсказатель ветров.

Е – зелень, солёный огурчик на вилке,
Порядок и скромность, на сердце тоска,
Змеиный соблазн из прозрачной бутылки,
Оазис в пустыне и плеск родника.

И – синее.  В небе последняя стая,
Платочек заветный, шумливый прибой,
Рубашечка… Даль без конца и без края,
Сиротство, когда я прощаюсь с тобой.

О – чёрное, магия маленьких платьев,
Блаженство кофейное, страсти очей,
Восторг, и оскал родового проклятья,
Малевич и черные фраки грачей. 

У – цвет фиолетовый- запах сирени,
Порог безразличия, женский каприз,
Июльские ночи, моё сочиненье-
Нетвёрдой рукою исписанный лист.

Э – жёлтое в память о тех, кто уходит,
Литьё золотое в лесной полосе,
Последним подарком осенней природе 
Рассыплется солнце в холодной росе.

Сонет «Гласные» Артюра Рембо исследователи символизма ставят в один ряд с произведением другого французского поэта Шарля Бодлера «Соответствия». В обоих произведениях постулируется идея о том, что разные проявления физической действительности соответствуют друг другу и порождают в душе поэта единые образы.
При первом прочтении современному читателю может показаться, что поэт обладал редкой особенностью – синестезией. Во всяком случае, из начальных строк сонета следует, что автор воспринимает гласные не только как звуки, но и как цвета:
A — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый,
О — синий…
Но здесь же автор начинает раскрывать связь между буквами и образами. Каждый гласный звук предстает как символ, объединяющий многочисленные явления и предметы. Это могут быть и отдельные объекты, например горн, олицетворяющий звук «о», и целые комплексы образов («смех, гневом озаренный иль опьяненный покаяньем в час расплаты….»).
Также сонеты «Гласные» и «Соответствия» объединяют и неожиданно тяжелые и мрачные образы. В качестве примера, характеризующего звук «а», Рембо использует изображение кишащих мух над чем-то гниющим. Возможно, это свидетельствует о подражании Бодлеру и развитии мысли о том, что ничто природное не должно считаться недостойным внимания поэта.
Стихотворение написано в 1871 году. Оно оставило значительный след в искусстве, породив множество поэтических подражаний и вдохновив немало авторов на создание различных произведений.


Рецензии