Конец истории
Террористических атак,
И наступает мрак бесследный,
Поскольку не проходит мрак.
Как нас таблетками не пичкай,
Здесь негашёный лишь гашиш,
И, ненароком чиркнув спичкой,
Историю ты завершишь.
18.03.2004.
Свидетельство о публикации №119071900129
Как тут не вспомнить слова Эмиля Чорана: «Конец истории предопределен тем, что у нее имелось начало. Историческое время так напряжено, что попросту не может не взорваться. Вот-вот пружина лопнет — мы ощущаем это каждый миг. Возможно, это будет не так скоро, как нам кажется. Но катастрофа неизбежна, сомнений нет. И только после того, как она произойдет, уцелевшие счастливчики, жители постисторической эпохи, узнают, чем же была история».
Оптимистичнее смотрит на этот вопрос французский философ Эдгар Морен. В неизбежности катастрофы он видит шанс на спасение, где из образовавшегося хаоса возникнет новый, творческий потенциал, человечество очнется от кризиса, в котором рисковало потонуть окончательно, и из состояния «к пропасти» явится новая метаморфоза, которая станет выходом к возрождению и преобразованию.
«Если исходить из парадоксальной фразы Мартина Хайдеггера: «Наше начало не позади нас, а впереди нас», то разрешить этот парадокс можно, предположив, что мы, вероятно, приближаемся к новому началу... Мы знаем, что в истории жизни на земле и в истории человечества было немало новых стартов. Мы также можем сказать, что человечество, вероятно, на ходится в конце того этапа, который называется историей.
Что это значит?
Это значит то, что история не является неотъемлемой характеристикой человечества. Человечество жило, эволюционировало в течение многих тысячелетий и без истории.
Мы, может быть, и в самом деле, находимся в конце Истории, но не в том смысле, который вкладывает в это понятие Фукуяма. Френсис Фукуяма сказал: «Мы находимся в конце Истории, потому что мы уже исчерпали все великие возможности человека и общества: а именно, парламентарную демократию и либеральную экономику».
Мы находимся в конце Истории, скорее, в смысле, предлагаемом Раймоном Паниккаром, индийским и каталонским мыслителем, по убеждению которого, мы должны пересмотреть шесть или восемь тысяч лет истории цивилизации, чтобы спросить себя, в этом ли, на самом деле, заключается судьба человечества? Может быть существует иная идея и цель жизни человечества, которая находится вне истории? И если, таким образом, можно начать заново, то этот новый старт будет означать начало другого пути!».
Харитон Отрадный 19.07.2019 03:56 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 20.07.2019 23:17 Заявить о нарушении
Харитон Отрадный 21.07.2019 03:06 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 21.07.2019 23:24 Заявить о нарушении
Харитон Отрадный 22.07.2019 03:05 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 22.07.2019 23:36 Заявить о нарушении