Конец истории

Цикл завершается победный
Террористических атак,
И наступает мрак бесследный,
Поскольку не проходит мрак.

Как нас таблетками не пичкай,
Здесь негашёный лишь гашиш,
И, ненароком чиркнув спичкой,
Историю ты завершишь.

18.03.2004.


Рецензии
Прежде чем наступит конец истории нам предстоит пережить «Перед концом света».

Как тут не вспомнить слова Эмиля Чорана: «Конец истории предопределен тем, что у нее име­лось начало. Историческое время так напряжено, что попросту не может не взорвать­ся. Вот-вот пружина лопнет — мы ощущаем это каж­дый миг. Возможно, это будет не так скоро, как нам кажется. Но катастрофа неизбежна, сомнений нет. И только после того, как она произойдет, уцелев­шие счастливчики, жители постисторической эпо­хи, узнают, чем же была история».

Оптимистичнее смотрит на этот вопрос французский философ Эдгар Морен. В неизбежности катастрофы он видит шанс на спасение, где из образовавшегося хаоса возникнет новый, творческий потенциал, человечество очнется от кризиса, в котором рисковало потонуть окончательно, и из состояния «к пропасти» явится новая метаморфоза, которая станет выходом к возрождению и преобразованию.

«Если исходить из парадоксальной фразы Мартина Хайдег­гера: «Наше начало не позади нас, а впереди нас», то разре­шить этот парадокс можно, предположив, что мы, вероятно, приближаемся к новому началу... Мы знаем, что в истории жизни на земле и в истории человечества было немало новых стартов. Мы также можем сказать, что человечество, вероятно, на­ ходится в конце того этапа, который называется историей.

Что это значит?

Это значит то, что история не является неотъемлемой ха­рактеристикой человечества. Человечество жило, эволюцио­нировало в течение многих тысячелетий и без истории.

Мы, может быть, и в самом деле, находимся в конце Исто­рии, но не в том смысле, который вкладывает в это понятие Фукуяма. Френсис Фукуяма сказал: «Мы находимся в конце Истории, потому что мы уже исчерпали все великие возмож­ности человека и общества: а именно, парламентарную демо­кратию и либеральную экономику».

Мы находимся в конце Истории, скорее, в смысле, пред­лагаемом Раймоном Паниккаром, индийским и каталонским мыслителем, по убеждению которого, мы должны пересмо­треть шесть или восемь тысяч лет истории цивилизации, чтобы спросить себя, в этом ли, на самом деле, заключается судьба человечества? Может быть существует иная идея и цель жизни человечества, которая находится вне истории? И если, таким образом, можно начать заново, то этот новый старт будет озна­чать начало другого пути!».

Харитон Отрадный   19.07.2019 03:56     Заявить о нарушении
Всё это очень интересно и отчасти верно, но мне был бы интересней Ваш отклик на моё стихотворение, не являющееся философемой, а всё-таки поэтическим произведением (надеюсь).

Владимир Микушевич   20.07.2019 23:17   Заявить о нарушении
Поэзия (в общем смысле) и Ваша (в частности) побуждает к параллельному мышлению в сторону философии. Я об этом стараюсь много читать и размышлять, поэтому неудивительно, что она рождает именно такой отклик. Возможно, что стихами можно комментировать философские работы, а поэтические сборники анализировать философскими методами.

Харитон Отрадный   21.07.2019 03:06   Заявить о нарушении
Хорошо, если это так, но это не значит, что поэзия выигрывает от философствования. Гёльдерлин говорил, что так называемая философская поэзия - госпиталь для хилых дарований.

Владимир Микушевич   21.07.2019 23:24   Заявить о нарушении
Возможно, что те, кто не любит Гёльдерлина — сказали бы, что эта идея пришла ему в голову в момент помутнения рассудка, но я не из их числа, и только на миг позволил себе подобную дерзость в мыслях, но мгновенно осекся. Его поэзия как раз отражает то, о чем был разговор выше, Хайдеггер смотрел в него, как в зеркало, а каждый порядочный молодой человек примерял на себя образ Гипериона. Оценивать с подобных позиций поэзию Максимилиана Волошина или, к примеру, Вячеслава Иванова, надеюсь, никому в голову не придёт, хотя она насквозь философична. С другой стороны, стихи писали Гегель, Ницше, Хайдеггер, et cetera. А на Ваш взгляд, кто в России и в мире были самыми философскими поэтами (в положительном смысле) за всю историю?

Харитон Отрадный   22.07.2019 03:05   Заявить о нарушении
Думаю, что Державин и Марина Цветаева. Что же касается Хайдеггера, то на него намекает Готфрид Бенн: "Досадно... когда новую мысль не запакуешь в гёльдерновский стих по примеру профессоров" (перевод мой, В.М.). Кстати, философию Хайдеггера злые языки называли verschwazte Poesie (разболтанная поэзия).

Владимир Микушевич   22.07.2019 23:36   Заявить о нарушении