От незамеченной
«Когда Аля* с детьми, она глупа, бездарна, бездушна, и я страдаю, чувствуя отвращение, чуждость, никак не могу любить». Из записных книжек М.Цветаевой.
Ты писала стихи. А они словно дети:
Удачные выходят непременно в люди.
А остальные, эти издержки поэта?
Будут оставлены… Где-то в приюте…**
Писала ты стихи. Писала от души.
Все восхищались, говорили: «Хороши!»
Чтобы порадовать родную мать
Я тоже рано начала писать.
Хвалила девочкой меня родня…
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
Я старалась, тянувшись к планке,
Вырасти в Ариадну из Альки…
Я звала тебя тетей в приюте…
Я звала тебя… В эти минуты
Твое имя мне было как щит, как броня…
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
Писала ты во Франции про Гончарову,
Художницу***. Я не придумала другого,
Как научиться рисовать … Я стала изучать, что есть гравюра,
Закончила не что-нибудь, а школу Лувра…
Ты поначалу говорила мне: «Мазня!»
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
Ты знаешь, мама, меня били…
Родителей оклевать «просили»…
Пытали, мне казалось, без конца…
Я про тебя ни слова… Только про отца…
И в лагере за то себя кляня,
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
Ты пишешь Берии про папу: «Слаб здоровьем,
Его б на хлеб перевести и молоко коровье…»****
А за меня хлопочет мой гражданский муж,
Да только он в таких делах-то не особо дюж…
Но в этом не твоя вина…
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
Ты, говорят, зашла в тупик…*****
Тебе бы отыскать хотелось нить,
Которую в руках держала Ариадна,
Но ты нашла веревку… Ладно,
Я не стану осуждать. Вокруг тебя достаточно вранья…
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
В Тарусе ты лежать хотела над Окой******,
Я в этом городе нашла себе покой …
Витает здесь, наверное, твой дух…
Цветаевых - поэтов быть не может двух…
Над кладбищем порой так много воронья!
Ах, мама, я прошу: заметь меня!
Все стихотворение - только плод фантазии автора.
Ариадна Эфрон— переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой. Родители и близкие называли Ариадну Алей. Она с раннего детства писала стихи. В Париже окончила училище прикладного искусства «Arts et Publicit» (где изучала оформление книги, гравюру, литографию) и высшую Школу Лувра.
В 1939 года была арестована и осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, под пытками вынуждена была дать показания против отца. В 1943 году Ариадна Эфрон отказалась сотрудничать с оперотделом лагеря и её перевели на лесоповал. Актрисе лагерного театра Тамаре Сланской удалось попросить у кого-то из вольных конверт и написать гражданскому мужу Ариадны, Гуревичу: «Если Вы хотите сохранить Алю, постарайтесь вызволить её с Севера». Похоронена на кладбище г. Тарусы.
**В конце 1919 года М. Цветаева оформляет двух своих дочерей в Кунцевский приют, назвавшись их крестной мамой и попросив старшую дочь называть ее тетей. Позже она ее заберет, а младшую, которую она считала «дефективным» ребенком, оставит. Вскоре ее младшая дочь там и умрет.
***Художница Наталья Сергеевна Гончарова – внучатая племянница Н.Н. Пушкиной. Цветаева познакомилась с Гончаровой в 1928 году. Некоторое время Гончарова занималась рисунком с Ариадной Эфрон. М. Цветаева в 1929 г. написала книгу: «Наталья Гончарова: жизнь и творчество».
****Цветаева написала несколько писем к Берии, прося за Эфрона, но безрезультатно.
****** М. Цветаева повесилась. Из предсмертной записки сыну : «Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик»
******«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины» - из эссе М. Цветаевой «Хлыстовки».
Свидетельство о публикации №119071806173
Рефрен потрясающий: "Ах, мама, я прошу: заметь меня!"
И это тоже не осуждение, а просьба, мольба, в которой и любовь, и боль, и надежда.
Бирюков Игорь 18.07.2019 18:22 Заявить о нарушении
Инна Гофман 19.07.2019 09:08 Заявить о нарушении