Владимир Орлов
А с Орловым в этой рюмочной я пересекался неоднократно. Думаю, что он там чаще меня бывал, я-то периодически и спорадически – чтобы от народа отдохнуть, или стресс снять, да и то, в основном после 99 года, когда на фирме был кризис и развал. Вид у него был обыкновенный, ничем он не выделялся, был завсегдатаем, с которым здоровалась и продавщица, и местная голытьба. Называли его Виктрч. Обычно грустный был, думаю, с народом пообщаться приходил. Любил пиво и хорошую водку, ну, а то, что он был писателем, который написал «Альтист Данилов», я узнал уже много позже, когда купил в «Москве» «Камергерский переулок». Увидел его портрет на обложке и понял, что мужик из закусочной в Театральном и автор «Альтиста Данилова» - один и тот же человек. Впрочем, я что-то и тогда слышал, что он: то ли преподает, то ли работает в Лите.
Мне персонажи «Камергерского» нравились, а идея и навороченность совсем были не интересны. Собственно, сюжет можно рассказать одним предложением, но «теории» сплющенного времени, «Великие Правила Единого поля» и подобная мура, частью почерпанная у Фоменко (в романе он Хвостенко), только громоздят и мешают.
Так вот, о «Теремке» (условно) и закусочной в Театральном (Камергерском). Когда я начал читать «Камергерский», сразу же стал натыкаться на персонажей и целые диалоги из Закусочной: Арсений Линикк (Афанасий Линник – Гном Центрального Телеграфа), буфетчица Даша (Нюра?), Ардальон, Васек Фонарев, Прокопьев, Соломатин, Квашнин. Бесконечные фрагменты в Закусочной как гигантский пазл собран Орловым, там тебе и безответная любовь («Неужели к Ксении Собчак?»), и перекупить у канадцев хоккеиста Овечкина, ну и главное – поиски бочки Есенина (в чем собственно сюжет и состоит). У меня такое чувство, что это была его творческая лаборатория, слушал, экспериментировал, записывал. В «Камергерском» есть целый диалог, в котором я принимал непосредственное участие, поэтому я роман прочитал до конца. Там есть упоминание и о моей квартире, прям по фамилии, а был такой разговор у нас с Орловым.
Но опять же, я о той публике, тех москвичах хочу сказать, о тех завсегдатаях закусочных и пельменных рядом с домом или с работой, которых больше нет, канули в Лету, а Москва превратилась в город хипстеров (только в смысле модников) и бездельников, да еще не просто бездельников, а, фактически, приезжих бездельников. Так что «Камергерский переулок» особенно ценен для меня как памятник той безвозвратно ушедшей эпохе и тем москвичам. Посетители были немыслимой смесью люмпена, интеллигенции, пишущей и артистической, литераторов, перекупщиков книг, служащих, посыльных, проституток, мелких барыг и крупных математиков.
Для меня Орлов – отдельная тема, но славу ему принес, несомненно, «Альтист Данилов», а о влиянии на умы тогдашние – и спору нет, книга была одной из самых главных для нас. Сам он жил в Газетном, но как долго и с кем я не знаю ничего.
Другие места: рюмочная между Консерваторией и театром Маяковского «у Игоря и Антонины» (по-моему, после там была белорусская рюмочная, сейчас не знаю что) - это все до следующего случая.
Есть у него и понятия, которых я нигде больше не встречал: «Срединная Москва» и
«Затверские». Тогда это очень важно было, но теперь - неважно совсем: мы потеряли город, да и в Центре мало народу живет, а москвичей уж давно всех выдавили. Просто остались отдельные случайные звездочки. Кто свалил за рубеж, кто в ближайшем Подмосковье что-нибудь выстроил, а кто спился и пьет теперь пиво с Тором и Одиным в Валгалле.
2.7.2019
Свидетельство о публикации №119071800366