Золотой шар

Зона Бытия. Заветная комната

                Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая;
                но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую
                дверь. / Хелен Келлер /

   В студенческие годы смотрела фильм Андрея Тарковского (где-то 84 год). В то время в кинотеатрах Одессы показывалось несколько фильмов Тарковского. Фильмы Тарковского на уровне трансцендентности (это что-то переступающее, выходящее за пределы разума…) Люди в течение сеанса кино вставали и уходили… Я тоже не понимала,  особенно, его «Зеркало», но смотрела до конца… А фильм «Сталкер» (фантастический фильм по мотивам романа «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких ) мне запомнился:

   В одном месте упал метеорит – спустя годы в этом районе начали происходить аномальные явления. Место получило название Зона. Поползли слухи о таинственной комнате, где могут исполняться самые заветные, самые искренние, самые выстраданные желания. Люди шли в зону, чтобы попасть в эту комнату, пропадали… Зону оцепили. Главный герой фильма, вышедший из тюрьмы человек Сталкер (to stalk – «преследовать крадучись»), живший в бедности с больной дочерью и женой. Он зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные походы в Зону.

   Однажды его наняли быть проводником Профессора и Писателя, которые хотели попасть в ту заветную Комнату… Путь был очень сложным, с ловушками. Они всё прошли. Добрались до комнаты. Мне помнится, что перед тем, как зайти и загадать самое заветное желание, надо было вспомнить и прокрутить всю свою жизнь (такое вроде было условие)… Освободить память, осознать ошибки… Именно это никто не мог сделать. В последний момент Писатель отказывается загадывать желание. А Профессор, как оказалось, шёл не за исполнением желания, а нёс с собой атомную бомбу, желая взорвать комнату, он хотел избавить человечество от претворения в жизнь опасных желаний. Сталкер убедил его, что нельзя уничтожать комнату, и Профессор разобрал и выкинул бомбу…

   Но с порога Комнаты герои, так и не загадав желания, уходят… Не смогли они переступить порог.  Сталкер возвращается домой, к жене и дочери. Он говорит жене, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и в жизни. Но хотя они так и не вошли в комнату, в их жизни произошёл перелом. Они поняли, что в их жизни есть всё, что им нужно, раз они отказались от исполнения желания.

   Мне вспомнился этот фильм… И кажется, что творческие сайты, в частности - стихи.ру (проза.ру), – это сложная, опасная Зона, где многие из нас хотят найти заветную Комнату для исполнения  заветного Желания…  И некоторые уже на пороге заветной Комнаты, вспоминают всю жизнь, записывают и не боятся, верят в себя. Я тоже в них верю. И может быть, кто-то рискнёт и смело зайдёт в эту комнату и загадает сокровенное Желание. И его Мечта исполнится!  А, может, кто-то откажется от мечты, поняв, в их жизни есть всё, что нужно.


Золотой шар (Машина желаний)

   Артефакт Зоны в книге Стругацких «Пикник на обочине» (дата написания – 1971г., дата публикации – 1972г.). Это объект, имеющий форму золотистого или красноватого шара. Согласно легендам, обладает способностью исполнять желания, но не любые, а только самые сокровенные. Адаптация в фильме Тарковского: заветная комната.

   Примерно за 13 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре возникает шесть «зон» – областей, в которых начинают происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Предполагается, что Зоны – результат Посещения инопланетян. Зоны становятся непригодны для жизни, их территории взяты под строгую охрану и официально стали предметом осторожного научного изучения. В Зонах обнаруживают много артефактов с разными свойствами, одни лечат, другие – крайне опасны. Один из учёных образно предполагает, что все находки зоны – космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни пустым банкам и бутылкам, забытым после человеческого пикника на обочине дороги. Но тем не менее они становятся добычей сталкеров и продаются за большие деньги.

   Одна из Зон находится в черте города Хармонт. Главный герой книги Рыжий (Рэдрик Шухарт) становится нелегальным сталкером. Сильный человек, озлобленный нелёгкой жизнью.  Из-за постоянного стресса злоупотребляет табаком и алкоголем. Обладает высочайшим чутьём на опасность, интуицией, чрезвычайно развитыми рефлексами, сверхчувствительностью зверя. Он не может отказаться от походов в Зону, разрушающую его жизнь (отчасти из-за желания получать большие деньги и не считать их, но главным образом из-за магнетического притяжения Зоны, понятного только настоящему сталкеру). Только в Зоне он чувствует себя на своём месте и жить без неё уже не может.

   Рыжий планирует и осуществляет свою заключительную миссию в Зоне  –  решает найти «Золотой шар», который, согласно легенде, может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Разочаровавшись в жизни, он идёт к нему как к последней надежде. Сложность пути не только в смертельных ловушках, но и в том, что последняя ловушка к нему требует жертвы, одной человеческой жизни. И сталкер приносит эту жертву в виде своего спутника, романтичного юноши, который напросился в спутники.

   Отец этого юноши – старейший сталкер, впоследствии инвалид, Стервятник, известный тем, что ходившие с ним в Зону часто не возвращались, так как он знал дорогу к шару и, жертвуя  попутчиками, вымолил себе детей у Золотого шара, так как у всех сталкеров дети рождались неполноценными людьми (не избежал этой участи и Рыжий). Стервятник и раскрыл Рыжему местонахождение Шара и расставленных ловушек, в надежде, что тот сможет вернуть ему ноги. Стервятник не знает, что сын идёт в тот же поход и погибает в «мясорубке», успев выкрикнуть заветное желание.


Счастье для всех даром…
(отрывок из конца книги Стругацких)

   А мальчишка все спускался, приплясывая, по крутому спуску, отбивая немыслимую чечетку, и белая пыль взлетала у него из-под каблуков, и он что-то кричал во весь голос, очень звонко, и очень весело, и очень торжественно, как песню или как заклинание, и Рэдрик подумал, что впервые за все время существования карьера по этой дороге спускались так – словно на праздник. И сначала он не слушал, что там кричит эта говорящая отмычка, а потом как будто что-то включилось в нем, и он услышал:
— Счастье для всех!.. Даром!.. Сколько угодно счастья!.. Все собирайтесь сюда!.. Хватит всем!.. Никто не уйдет обиженный!.. Даром! Счастье! Даром!

   А потом он вдруг замолчал, словно огромная рука с размаху загнала ему кляп в рот. И Рэдрик увидел, как прозрачная пустота, притаившаяся в тени ковша экскаватора, схватила его, вздернула в воздух и медленно, с натугой скрутила, как хозяйки скручивают белье, выжимая воду. Рэдрик успел заметить, как один из пыльных башмаков сорвался с дергающейся ноги и взлетел высоко над карьером. Тогда он отвернулся и сел. И ни одной мысли не было у него в голове, и он как-то перестал чувствовать себя. Вокруг стояла тишина, и особенно тихо было за спиной, там, на дороге. Тогда он вспомнил о фляге – без обычной радости, просто как о лекарстве, которое пришло время принять. Он отвинтил колпачок и стал пить маленькими скупыми глотками, и впервые в жизни ему захотелось, чтобы во фляжке было не спиртное, а холодная вода.

   Прошло некоторое время, и в голове стали появляться более или менее связные мысли.

   Ну вот и все. Дорога открыта. Уже сейчас можно идти, но лучше, конечно, подождать еще немножко. «Мясорубки» бывают с фокусами. Все равно подумать надо. Дело непривычное – думать, вот в чем беда. Думать – это значит извернуться, обвести вокруг пальца, сфинтить, сблефовать, но ведь здесь это все не годится…

   Ну ладно, Мартышка, отец… Расплатиться за все, душу из гадов вынуть, пусть дерьма пожрут, как я… Не то, не то это, Рыжий… То есть то, конечно, но что все это значит? Это же ругань, а не мысли. Он похолодел от какого-то страшного предчувствия и, сразу перешагнув через множество разных рассуждении, которые еще предстояли, свирепо приказал себе: ты вот что, рыжая сволочь, ты отсюда не уйдешь, пока не додумаешься до дела, сдохнешь здесь рядом с этим шариком, сжаришься, сгниешь, падаль, но не уйдешь…

   Господи, да где же слова-то, мысли мои где? Он с размаху ударил себя полураскрытым кулаком по лицу. Ведь за всю жизнь ни одной мысли у меня не было! Подожди, Кирилл ведь что-то говорил такое… Кирилл! Он лихорадочно копался в воспоминаниях, всплывали какие-то слова, знакомые и полузнакомые, но все это было не то, потому что не слова остались от Кирилла, остались какие-то смутные картины, очень добрые и совершенно неправдоподобные…

   Подлость, подлость… И здесь они меня обвели, без языка оставили, гады… Шпана… Как был шпаной, так шпаной и состарился… Вот этого не должно быть, ты слышишь? Чтобы на будущее это раз и навсегда было запрещено! Человек рожден, чтобы мыслить (это Кирилл, наконец-то!..). Только ведь я в это не верю. И раньше не верил, и сейчас не верю, и для чего человек рожден, не знаю. Родился – вот и рожден. Кормятся кто во что горазд. Пусть мы все будем здоровы, а они пускай все подохнут. Кто – мы? Кто – они? Это ж яснее ясного. Мне хорошо – Барбриджу плохо, Барбриджу хорошо – Пуделю плохо, Хрипатому хорошо – всем плохо, и самому Хрипатому плохо, он только, дурак, воображает, что сумеет как-нибудь вовремя извернуться… Господи, это ж каша, каша! Я всю жизнь с капитаном Квотербладом воюю, а он всю жизнь с Хрипатым воевал и от меня, обалдуя, только одного ведь и хотел – чтобы я сталкерство бросил. Но как же мне было сталкерство бросать, когда семью кормить надо? Работать идти? А я не хочу на вас работать, тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять? Я так полагаю: если человек работает, он всегда на кого-то работает, раб он – и больше ничего, а я всегда хотел сам, чтобы на всех поплевывать…

   Он допил остатки коньяка и изо всех сил швырнул пустую флягу о землю. Фляга подскочила, сверкнув на солнце, и укатилась куда-то – он сразу забыл о ней. Теперь он сидел, закрыв глаза рука ми, и пытался уже не понять, не придумать, а хотя бы увидеть что-нибудь, как оно должно быть, но опять видел только рыла, рыла, рыла… зелененькие, бутылки, кучи тряпья, которые были когда-то людьми, столбики цифр… Он знал, что все это надо уничтожить, он хотел это уничтожить, но догадывался, что если все это будет уничтожено, то не останется ничего. Ровная голая земля. От бессилия и отчаяния ему снова захотелось прислониться спиной и откинуть голову. Он поднялся, машинально отряхнул штаны от пыли и начал спускаться в карьер.

   Жарило солнце, перед глазами плавали красные пятна, дрожал воздух на дне карьера, и в этом дрожании казалось, будто шар приплясывает на месте, как буй на волнах. Он прошел мимо ковша, суеверно поднимая ноги повыше и следя, чтобы не наступить на черные кляксы, а потом, увязая в рыхлости, потащился наискосок через весь карьер к пляшущему и подмигивающему шару. Весь он был покрыт потом, задыхался от жары, и в то же самое время морозный озноб пробирал его, он трясся крупной дрожью, как с похмелья, а на зубах скрипела пресная меловая пыль. И он уже больше не пытался думать. Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: «Я животное, ты же видишь – я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий, то разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни сам из меня, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ. ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»

______________________________
Пояснения:

Мартышка (Мария) – дочь Рыжего, похожа на обезьянку. В раннем детстве вела себя как нормальная девочка, отличаясь от других детей только внешностью. К концу книги она теряет возможность говорить и как-либо общаться с людьми.

Папаня Шухарт –  отец Рыжего, рабочий местного завода, умерший до Посещения и позже вернувшийся домой в качестве «муляжа» (оживший мертвец из Зоны).

Доктор Кирилл Панов – советский исследователь-учёный, дружил с Рыжим во времена его работы в МИВК. Трагически погиб от разрыва сердца после одного из походов в Зону (предположительно, в результате соприкосновения с «серебристой паутиной»). Рыжий винил в его смерти себя и, вероятно, именно после этого бросил работу лаборанта  Хармонтского филиала Международного института внеземных культур.



Сравнение книги и фильма
(это моё мнение, присоединяйтесь со своими мыслями)

В фильме от книги остался только образ Зоны и понятие Сталкера как проводника в Зоне.  Сюжеты и персонажи разные. По-разному мыслящие и воспринимающие мир.

• Время и пространство. В фильме – вымышленное, в книге  –  конкретное, 1970-е годы в городке Хармонт на Земле (страна англоязычная, правда, вымышленная).

• Окружающий Мир. В книге – реальный, материтальный, в фильме  больше похож на  иной, сюрреалистический мир, внутренний, духовный, как в духовном мире, здесь не может быть шаблонных решений и путей. Несмотря на то, что ориентиры существуют, каждый случай уникален, и каждый путник проходит  маршрут по-своему.

• Идентификация личности. В фильме у героев нет имён, только прозвища. В книге персонажи с именами, своими индивидуальными выраженными чертами характера и внешности, количество героев книги намного больше.

• Зона. Сложная система смертельных ловушек.  В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. В книге ловушки физические, в фильме  – духовные и психологические.   В книге зона принимает смелых, опытных, храбрых. В фильме она принимает только потерявших надежду и приобретает черты изменчивости, непостоянства, двойственности, цветности и движения. В книге зона  – место после пикника пришельцев, оставивших непонятный хлам с непривычными человеку свойствами.

• Заветное место Зоны для исполнения желаний. В книге – золотой шар, в фильме – комната, перед порогом которой надо вспомнить всю свою жизнь... Особо охраняется смертельными ловушками.

• Восприятие сталкера (от зоны). В кино – единственное место, где ему уютно, комфортно, спокойно и безопасно. Ощущает родное пространство, любимое. В книге  –  ощущение дискомфорта, но зона манит, он без неё не может уже.

• Восприятие зоны (от людей). В книге, как обычный окружающий мир после катастрофы, в фильме – она очень чутко реагирует на внутренний мир человека, его психическое, эмоциональное состояние. Зона чутко реагирует на состояние человеческой души. Важными условиями для преодоления Зоны и достижения цели, являются вера и детская чистота души и настоящая, выстраданная потребность в чуде и жажда подлинного счастья.

• Сталкер. В фильме  –  образ апостола, блаженного, он приходит в Зону как на свидание с тишиной и покоем. Он любит её и для себя ему ничего не надо, он проводник для других с бескорыстными желаниями. В книге Сталкер – мародер Зоны, он ищет и продает артефакты, торгует её загадками. Его задача, как зверя, выжить, полагаясь на чутьё и силу. В фильме, Сталкер много думает, философствует. Хотя отрицательные черты имеются у обоих: готовы пожертвовать другими ради достижения своей цели.

• Спутники сталкера. В фильме –  два спутника.Сталкер ведёт двух спутников к  комнате (профессор – научный материалист, писатель – мировоззрение художника, выродившееся в цинизм, Сталкер – это вера). В книге, разочаровавшийся в жизни, Сталкер идет лишь с одним молодым спутником, романтичным идеалистом.

Вера всех главных героев фильма подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают его. Не могут переступить её порог. Сталкер возвращается домой, разочарованный в людях. И главный герой книги, достигший шара, не может сформулировать своё заветное желание,  разучившись за долгие годы мыслить и красиво говорить, только и повторил слова романтика о счастье… Счастье – это то, что объединяет всех героев, и в книге, и в фильме, они его хотели в глубине души…

Я не согласна, что в книге нет духовности. Как сказал Рыжий, обращаясь к Богу: “Вытяни сам из меня, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ. ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» “

И в книге, и в фильме, герои хотели изменить свою жизнь, которая им надоела, получить нечто новое, сокровенное. Их мучали вечные вопросы человека: «Кто я? Зачем живу? Что мне надо в этой жизни?» Ответили они себе на эти вопросы? Я не вправе судить. Каждый человек ответит себе индивидуально, нет единых ответов, каждый путник проходит маршрут по-своему…

Откровенно говоря, если бы Тарковский снял фильм непосредственно по книге, это было бы здорово! И люди его бы восприняли, большинство простых людей, а не только высокообразованные. Ведь чему-то научить человека можно не только в сфере высших материй, а на самых примитивных бытовых вещах.

Но Тарковский на то и Гений, он не хочет как все, хочет нечто особенное, своё… И это здорово!! Он отразил новый мир, более высокий, духовный, культурный нежели материальный… И мы с ним познакомились и сравнили… И, оказывается, везде проблемы-то одинаковые, когда не в ладах с самим с собой и ни во что не веришь…

/11.04.2019 г./

В книге Стругацких ещё много интересных моментов, персонажей, она ими более насыщена. В фильме мощнейшая философия. Честно говоря, давненько фильм не смотрела. Если вновь посмотреть кинофильм, ещё раз внимательно перечитать книгу, возникнут новые мысли, возможно, новые сравнения... Пожалуй, это и есть классика! Когда возвращаешься к старому увиденному/ прочитанному творчеству и находишь для себя нечто новое... ) , оно заставляет задуматься...

И ещё, современный Виртуал напоминает Пикник на Обочине, как сказал знакомый поэт, "если мусорника нет, подключите Интернет"...

(с) Сказочница (Ирина Петал)
 


Рецензии