Герман Гессе. Сиддхартха

Прошлым летом, погружаясь в бесконечные просторы злаковых полей простроченных васильками в окантовке бело-синих облаков мне казалось, что Керуак в «Бродягах Дхармы» исчерпал волнующую меня тему поиска себя и отношения к собственной жизни. Наиболее близкий по духу буддизм, сложное восхождение на вершину горы с волнующим внутренний мир человеком, уединенные медитации в зимнем лесу рядом с непонимающей семьей, припудренный алкоголем и в какой-то степени развратом. Не мечта ли юного нонконформиста, вот все волнующие темы как на ладони. Внутреннее несогласие с окружающим миром и его устоями, попытки осознать и переосмыслить религиозные догмы, прелесть расслабляющего опьянения в компании солидарных людей. Керуак взорвал мое сознание как революционер. А через какое-то время ко мне в руки пришла книга Гессе «Сиддхартха». Как бы глупо не звучало, но я не стремилась найти ее. Просто однажды открыла первую страницу и не смогла остановиться. Сиддхартха никогда не был революционером, он всегда плыл строго по течению, добросовестно выполнял волю наставников, воплощал в себе идеального ученика и послушника. В отличии от героя Бродяг Дхармы. Даже для меня удивительно, почему он привлек мое внимание, ведь правила и обряды мой самый худший кошмар. И вдруг этот герой каждый раз погружал себя полностью в те ответвления, которые встречал, в поисках истины. Он никогда не противостоял. Исследовал глубоко и искренне все, что встречал на своем пути, и сходил с тропы, когда понимал, что должен идти дальше. Без сожалений. Сиддхартха - сын брахмана, самана аскет, богач среди «ребячливых людей», паромщик, отец, и наконец, тот, куда его привел путь. Сиддхартха всегда был тем, кто он есть, но осознать это он смог только в определённый момент жизни. Там на реке, слушая течение, обретя истину.
Меня поразила сцена  встречи Сиддхартхи и Гаутамы Будды. Сиддхартха, проанализировав Будду,  понял, что нет единого пути. Есть только твоя дорога, только твои препятствия на пути, и это единственный путь к просветлению. Ты никогда не наступишь на чужие грабли, не познаешь этого удара древком по лбу. Только свои собственные ошибки направят к желаемой цели. И если ты смел настолько, что бы переступить через шишки и синяки цель будет достигнута. Пожалуй, вот та самая истина, с которой я готова согласиться, тот аргумент, что препятствовал моему погружению в буддизм. По крайней мере, литературный. Безумно люблю природу, физику природы, квантовые неопределенности и прочее, терпеть не могу религии и все радикальные формы, в которые они вылились, и уважаю тех случайных людей, что, не смотря ни на что, отвечают искренней улыбкой в ответ на мою улыбку.


Рецензии