Картина Матисса Танец - это хорошо или плохо?
Рецензия на «Дочь моя Кристина позвонила в дверь!» (Сан-Торас)
_______Сан, зависает... "Интернет".
Картина Матисса "Танец" - как ВЫ к ней относитесь?
Долго я смотрела на неё в Эрмитаже.
Мне нравится и не нравится - ОДНОВРЕМЕННО!
Анна Вайс-Колесникова 13.07.2019 16:28
•
Картина Матисса Танец - это хорошо или плохо?
________Что Вам сказать? Этого в одном предложении не объяснишь!
Живопись, так же, как Поэза, Музыка, Архитектура, требует знаний.
Только эмоций души для понимания искусства недостаточно,
хотя большинство своей «недостаточностью» вполне удовлетворено.
"Танец" Матисса - не апофеоз живописного мастерства, это мысль,
поданная изобразительными средствами. Саму картину бессмысленно
рассматривать ВНЕ КОНТЕКСТА развития живописи, потому что она и есть ее этап.
А суть в том, что обновление искусства художники времен Матисса
видели в преодолении салонного академизма и в переосмыслении живописных приемов.
Их творческие поиски осуществлялись методом РЕДУКЦИИ, что означает
отбрасывать один за другим элементы, составляющие картину,
и смотреть – продолжает она действовать на зрителя или нет.
Для начала ИМПРЕССИОНИСТЫ выбросили из картины СЮЖЕТ - к примеру, «Руанский собор» Монэ. На холсте НИКАКОЙ ИСТОРИИ - ОДИН СОБОР!
Но оказалось, и без сюжета картина отлично воспринимается!
ИМПРЕССИО - т.е. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. По замыслу импрессионистов система сложных цветовых тонов, зыбкость очертаний, вибрирующая свето-воздушная среда, смешиваясь в глазу зрителя, формирует образ в момент созерцания.
Затем появились ПОСТИМПРЕССИОНИСТЫ, они стирали грани между жанрами, тяготели к декоративным тенденциям, к примеру, Поль Гоген, таитянский период.
Постимпрессионисты экспериментировали со светотенью и воздухом,
но оказалось не в этом суть! Можно и декоративными приемами передать реальность.
И вот за дело взялись ФОВИСТЫ, что означает «дикие». К этой плеяде художников относится и Ваш Матисс!
Фовисты обратились к лапидарным формулам, то есть они отказались от перспективы!
А Матисс вообще покусился на ОБЪЕМ! Он стал писать почти плоскостные картины, именно «Танец», «Музыка». В этих работах рисунок предельно лаконичен, а контрастное сочетание цветов не преломляет плоскость!
Но удивительно то, что при этом ЯВНОМ нарушении закона перспективы
плоское изображение Матисса все равно оставляет мощное впечатление!
Вывод: художественная сила воздействия живописи на зрителя - не в объеме.
Затем АБСТРАКЦИОНИСТЫ – они вывели новую (для своего времени) теорию, теорию иррациональной природы искусства.
Кандинский выбросил самоё изображение!!! Оставил ритмическое сочетание цветовых пятен и геометрических линий.
То есть в картине нет сюжета, нет формы. Но оказалось, и это работает!!!
Опустим пуантилизм - эту технику, открытую Жоржем Сёра и Полем Синьяком, оч люблю! Кстати, Синьяк у нас есть в Пушкинском музее ИЗО,
который основал профессор Цветаев (отец Марины), в Москве.
И, наконец, СУПРЕМАТИЗМ Малевича, апогей! Художник не нарисовал ничего!
«Черный квадрат» - отсутствие всего.
Супрематизм – комбинирование на плоскости геометрических фигур
контрастными цветами.
Таким приемом Малевич как бы сделал последний шаг в направлении РЕДУКЦИИ.
Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись,
имеет смысл, если вести речь об авангардистской живописи
в ее историческом развитии с середины 19 до первой четверти 20 столетия.
«Черный квадрат» Малевича бессмысленно рассматривать как пейзаж или
натюрморт, его "Квадрат" - это иллюстрация супрематизма.
И, сколько ни пялься в этот "Квадрат", не поймешь, что он дает,
если не вникнуть в саму ИДЕЮ супрематизма!
Так что же нам дал МАТИСС своим "Танцем"?! НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
в изобразительном искусстве!
А что нам дал Малевич своим "Квадратом"? Т.е. что вышло из квадрата?
- Иной ракурс, иной взгляд!
- В чем это выражено?! - спросите Вы.
- И в новом подходе к архитектуре интерьера, и в новых стилевых
дизайнерских решениях - это дало новые эстетические задачи!
Ибн кому-то нравятся ионические колонны и голландские натюрморты
в витых рамах, в том числе и мне! А кому-то нравятся прямые линии интерьера, минимализм, модерн и абстракция на стенах.
В любом виде искусства ценны не перепевы того, что уже было,
а СВОЕ НОВОЕ или НЕПОВТОРИМОЕ СЛОВО.
Попробуйте найти это СВОЕ СЛОВО на Стихире, среди
тысячи однообразных голосов, чтобы, услышав этот ГОЛОС, остановиться
и увидеть, понять то, что прежде Вам было неведомо.
Именно в этом и есть гениальность "Танца" Матисса! Нарушая закон
объема, закон перспективы, он скупейшими средствами все равно
передал движение и сумел воздействовать на зрителя.
А Кандинский и этим пренебрег! ПРОСТО "КАРЛЯКИ" - линии,
пятна, кляксы - ни сюжета, ни образа, ни объема, - а эмоционально
впечатляет! Потому что в его линиях есть и экспрессия, и тревога,
и покой, и сумасшествие - все работает на подсознании, но настроение создает и впечатление оставляет:)))
Объяснил, как мог, буду рад, если Вы что-то почерпнете для себя:)))
С добром, Санто.
П.С. Канешна, Хрущев ничего подобного понимать не мог,
поэтому и снес трактором выставку авангардистов.
Воинствующее НЕВЕЖЕСТВО и сегодня БИЧ здравого смысла!
Например, взгляните, как Европа и США пытаются
переписать ИСТОРИЮ, внушить людям, что ФАШИЗМ и КОММУНИЗМ -
это одно и тоже.
А неучам внушить не так уж трудно. Чем меньше человек
образован, тем легче им манипулировать, а кем легко
манипулировать, тем легко управлять, как животными
в цирке, прости меня небо!
Сан-Торас 13.07.2019 17:33
Свидетельство о публикации №119071306072
Следующий вопрос: "Что показал художник?" - "Движение!" - "Как?" - "Все линии диагональные!" - "Какие чувства сумел передать?" - "Любовь! Руки танцующих образуют фигуру, напоминающую сердце!" - "А какое отношение это полотно имеет к напраавлению, именуемому фовизмом?" "Цвет! Яркий цвет и лаконизм средств выразительности!" Всё достаточно просто, если человек научился схватывать главное.
А когда изучаем абстракции Кандинского, объявляю конкурс на лучшее название картины (там же "композиции" и "импровизации" под разными номерами). За самые интересные названия тут же высший балл в журнал ставлю. А про "Бульдозерную выставку" они мне сами рассказывают (задание даю подготовить сообщение). Так что в школах, где ведется предмет МХК (мировая художественная культура) дети не невежды!
Лина Чирко 14.07.2019 17:30 Заявить о нарушении
Слава Богу, что в школе, где сократились часы от истории КПСС
появилось преподавание ИЗО. В мою бытность изобразительное
искусство не читали. Спасиб, Линочка, за Ваш труд:)
Вопросы, которые Вы задаете студийцам - интересны тем, что
заставляют их думать обобщать, анализировать, делать
самостоятельные выводы. Искренне рад, что мировая художественная
культура не чужда нашим детям! Знчт дети будут более продвинуты
чем их родители и Слав БОГ!!!
Сан-Торас 14.07.2019 19:18 Заявить о нарушении