Чёрный квадрат Малевича Тайна символа. Супрематизм

1. Когда Казимир Малевич написал «Чёрный квадрат», он был потрясён настолько, что, по его словам, он несколько суток не мог есть и спать. 

Это было начало нового направления  в авангардистском искусстве, получившее название -  «супрематизм». Суть его - в  выходе из реального мира в мир энергий цвета и простых форм, лишённых обычного смысла. *

Супрематические картины — практически оторванная от реального мира беспредметная живопись, основанная на энергетике цвета и простейших геометрических фигурах, т.н. акт «чистого творчества».

И цвет, и фигуры, казалось бы, реально ничего не выражают, они лишены смысла, превращены в непонятные символы. Но именно поэтому они в обход разума и сознания  сильнейшим образом воздействуют на подсознание зрителя, то есть внедряют в него определённые  чувства и установки, по сути, зомбируют человека. Каким образом??!
Всё дело в символах.

2. Символ – это знак некой идеи  и цепь её образов в иных мирах

«Одно из определений «Символа». Символ (др.-греч. <условный> знак, сигнал») — это условный знак идеи и бесконечной цепи её образов, существующих в подсознании, сознании и сверхсознании человека, а также вне его -   в реальном, материальном, чувственном, мысленном, инфернальном (мире падших духов),  духовном, Божественном мире, со всеми их связями, ассоциациями и энергетикой тех миров, в которых явлен этот символ.

Изображая какой-либо символ или используя его в своей жизни, мы вольно или невольно активируем всю цепь образов, явлений, энергий и сил Божественных или демонических, связанных с этим символом, и вовлекаем их в свою жизнь.
И в ответ к нам через символы идут сигналы, информация и мощные силы и  энергии, положительные или отрицательные, в зависимости оттого какие символы  мы используем и  с какими мирами соединяемся.

Одни силы и энергии нас возрождают и укрепляют, другие - включают процессы  распада и уничтожения, поскольку через символы открываются каналы, окна  и точки входа-выхода в духовный (ангельский и Божественный) мир  или в мир падших духов (инфернальный, демонический).
 Именно из этих миров происходит воздействие на нас   мощных сил и энергий - созидающих или разрушающих.
   
Посмотрим, с какими Мирами соединён Чёрный квадрат Малевича, дыханием каких духов пронизан и какими энергиями он воздействует на зрителя.

3. У большинства народов мира и во многих религиях

1) круг - символ бесконечного, Небесного. Квадрат - символ конечного земного, материального, приземлённого;
2) чёрный цвет – символ тьмы, тёмных сил,  диавола, демонов, бездны, мрака, символ печали, траура, смерти, стремления вниз, бунтарства, отречения, разрушения, разложения, негативных эмоций и чувств («чёрная зависть» и др.). **

Исходя из вышесказанного, Чёрный  квадрат (прямоугольник) можно определить как символ тёмных сил и бездны, ограниченных земным  временем.  А это наводит на мысль, что «Чёрный квадрат» Малевича - это символ низвергнутого на землю люцефера с тучей демонов и бездной тёмной  мощной отрицательной энергии.

Но может быть мы всё слишком «демонизируем», и это просто невинные творческие эксперименты художника?! )

Что ж, проанализируем «философское» обоснование Супрематизма и  «Чёрного квадрата»,  приводимое Казимиром Малевичем.

4. 1) Свою «философию Супрематизма»  Малевич изложил к 1927г. Он пишет, что С. — это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума.

(С.Л.) Разум отключен, когда отключено сознание и человек воспринимает информацию Сверхсознанием или подсознанием.
Возникают естественные вопросы: На что же действует С. искусство? На Сверхсознание, связанное с Божественным миром, или на подсознание, связанное с миром инстинктивно-животным и демоническим?  К какому миру через С. картины подключается человек – к Божественному или инфернальному (миру падших духов)?

   2)  К. Малевич  пишет, что искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений», и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину.

(С.Л.) Противоречие, если он «шагнул в бездну», то он пал в её глубины вместе со своим искусством)), ибо в какой духовной бездне находится  автор, в той же бездне его искусство. О  какой «вершине в бездне» может идти речь?

3) В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира — она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только «чистым ощущением». ====

(С.Л.) Погружаясь в бездну и пустыню «Ничто», невозможно ощутить  сущность, но можно  обнаружить беспредметную, безликую, без-образную тёмную энергию и такие же силы.

Истинная Сущность только в БОГЕ и выражает себя в Ипостасях, которые являют себя в Ликах.  И всякая иная сущность имеет, с разной степенью выраженности, образ Божий. И только зло, само по себе, сущности не имеет, оно безОбразно и безобрАзно.

Божественный, ангельский и демонический мир не имеют =видимой формы предметного мира=, однако это не значит, что не имеют с ним ничего общего и не могут себя в нём явственно, видимо проявлять. Напротив, это происходит постоянно.

Тем более странно было бы  предполагать, что Божественная сущность не может являть себя в Ипостасях, Образах и Ликах. Но эти Образы  никак не связаны с бездной и  пустыней, с которой М. ассоциирует сущность.

3) «Супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения... Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое без-ликое». И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является С., стремится передать только «чистые ощущения».

(С.Л.) Важнейший вопрос –  «чистые ощущения» (в смысле - лишённые связи с объектами и субъектами)  супрематического искусства по своей природе, действительно ли «чистые» или на них лежит отпечаток духовного падения, первородного греха и влияния тёмных сил?  Ощущения ненависти, зла, страха, отчаяния, паники, бессмысленности, безнадежности  и пр. негативные эмоции, навеянные силами тьмы, легко передать через С. энергетику цвета и комбинацию простейших форм.

Но как  такими скудными, земными  средствами – примитивными формами и цветом можно передать ощущение близости БОГА, Его любви, благодати? Как?
Это возможно сделать только через Лики ХРИСТА, Пресвятой Богородицы, Святых, через образ истинно верующего человека.  Любое высокое чувство и ощущение можно передать только через лик личности. 

Ощущения от  Божественного или демонического - беспредметны, но принципиально различны, и одни свидетельствуют о приближении к Раю, другие – к аду. Безликость и безОбразность чужды Божественному миру, и в духовно здоровом человеке может вызвать только негативные свойства - ощущение близости тьмы и опасности.

4) Изначальный первоэлемент С. — черный квадрат на белом фоне — по Малевичу «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия».

(С.Л.) Вот и прояснилось, «пустыня небытия» - это не Царство БОЖИЕ, где всё разумно, личностно, деятельно, сущностно, наполнено любовью, благодатью, вечной жизнью.
Пустыня небытия – это бездна ада, именно там вечное и беспросветное небытие, смерть, символом которого, как утверждает художник,  и является чёрный квадрат, «форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия».

5) В С. теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность и безобразность.

(С.Л.) Беспредметность не значит безликость и безобразность, но все три определения – характеристика падших духов, не имеющих ликов и истощивших во зле Образ БОЖИЙ, присущий в разной степени каждой твари. 

6) С. означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм (=образов=ликов), а во «второй крестьянский период» (к. 20 — нач. 30-х гг.) — условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» — цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух С.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном квадрате». И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов.

(С.Л.) Эти «безликие» фигуры выражают в искусстве не только «дух супрематизма», но и дух «сатанизма» - дух, лишённый Ангельского Лика и Образа БОЖЬЕГО.
В своё время падший  в бездну нечистый дух, и шагнувший  в бездну Малевич через С. лишают человека важнейшего сущностного свойства – личности, как лика и образа БОЖЬЕГО.

На С. полотнах Малевича  изображение человеческих фигур без лиц, вместо которых  цветные пятна, по сути, нЕлюдей и нежити, как манифест отрицания человека, несущего в себе образ БОЖИЙ и Лик ХРИСТА.

Куда уж яснее и явственнее показано под чьим влиянием находился Малевич и из каких бездн ада возникло это направление – супрематизм.

7) «Черный квадрат» называют иконой С., но «Без-ликие» крестьяне основателя С. могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат».

(С.Л.) Если нелюди и нежить, бездна и тёмные энергии, пустыня небытия - «икона», то  ничего удивительного, что эти «иконы» вызывают  у каждого нормального человека ужас, отвращение, отчаяние, бессилие  и страх перед рвущимся с сатанинских «икон» беспощадным и мощным потоком зла. Но и перед  манящей бездной небытия,  не отпускающей, втягивающей в себя, поглощающей и подавляющей, лишающей сил и улавливающей в сети всякого, кто попытался вглядеться в неё.
Супрематические произведения Малевича таят в себе реальную опасность для души. Они как любой демонический символ – окна в бездны ада.

Бес-предметное искусство, претендующее на "духовность", но являющее собой явную бес-духовность молится на «икону» бездны ада и демонического мира, поклоняется им и исполняет функции, заложенные врагом рода человеческого, «человекоубийцей от начала» в своё порождение – супрематизм.

Для сравнения, Иконы  ХРИСТА, Пресвятой Богородицы,  Святых, Ангелов, написанные по вдохновению Святого Духа,  являются окном в Царствие БОЖИЕ  и на  каждого, кто с благоговением молится перед ними,  они изливают Небесный Свет и БОЖИЮ Благодать.

6. А что вообще скрывается за символами, энергетикой формы и цвета? Так ли безопасны эксперименты с символикой, энергиями, цветом и формой? И что они нам предлагают?

Всё не так просто. Не бывает  «чистого творчества»  вне духовно-нравственной  основы. Творчество основано  либо на духовности сверхсознания  и несёт в себе духовно-нравственное начало и Божественный Свет, либо оно как ядовитые пары ада поднимается  из мрачных глубин подсознания или бездны и несёт в себе бес-духовность, распад и разложение.   

В любом произведении искусства всегда угадывается дыхание духа – Божьего или же падшего, демонического. Выбор, от которого очень много зависит в нашей жизни, да и сама жизнь – можно бездумно поддаться соблазнам "нового", шокирующего, модного направления в «искусстве», эпатирующего перфоманса, инсталяции.
А можно оценить, что нам несёт  дух, энергетика  того или иного произведения, действа и с какими мирами и силами они нас соединяют - с демоническими или Божественными.
БОГ дал свободу выбора каждому человеку, но обратная сторона свободы - ответственность.


Примечания
*Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт т.н. «чистого творчества».

**Чёрный цвет в значении отречения - цвет одеяний у монашествующих как отречения от земной, греховной  жизни  и устремление к небесному, духовному, но в духовности  нет приземлённости – символики квадрата.

***Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа о Чёрном квадрате Малевича написал  в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.»

По теме:
1) http://www.proza.ru/2019/07/06/124 Творчество свободно от влияния духов? Дух автора
2) http://www.proza.ru/2019/07/07/98 Символ - знак идеи и цепь её образов в иных мирах
3) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой.
4) К. Малевич. Чёрный квадрат.
5) Казимир Малевич: Беспредметность
6) В. Бычков, 2003 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Малевич.


Рецензии