Спор - поэма
Мне знакомый один говорил.
Бесконечна есть наша Вселенная,
На вопрос – кто её сотворил? –
Сотни лет отвечают учёные
(А философы – тысячи лет).
Вечно спорить о том обреченные
Оставляют в истории след.
Привлекает немногих внимание
Этот спор, но всегда ему быть…
Проявляет себя мироздание,
Свою сущность пытаясь раскрыть
В многочисленных разных явлениях,
И постичь его тайну и смысл
С восхищением и удивлением
Жаждет вся философская мысль.
И на сотни вопросов бесчисленных,
Что озвучили люди, не бог,
Дать ответ свой стремятся осмысленно
Все мыслители разных эпох.
Правды поиском все озаботились,
Разногласия им не в укор.
И, конечно, Платон с Аристотелем
Всё ведут нескончаемый спор.
Им чужда совершенно патетика,
Ругань грубая им ни к чему.
Два гуляющих перипатетика(1)
Своему доверяют уму.
Равномерно шагов их движение,
И, почти что не чувствуя ног,
С несогласием, но с уважением
Два учёных ведут диалог.
Жизнь идёт как сплошная мистерия,
Неизвестны которой пути…
В мире есть и душа и материя,
Как же связь между ними найти?!
- Ученик мой(2), послушай учителя(3)
И своим поразмысли умом.
Только воля творца-прародителя
Мировой обустроила дом.
Бытие, демиургом(4) рождённое,
Существует – всегда и везде –
Изначально уже разделённое
На два мира: вещей и идей.
Мир идей, бестелесных и истинных,
Пирамидой представлен одной.
И порядок для них, многочисленных,
Установлен единый такой:
Все простые – лежат в основании
Пирамиды; а те, что сложней,
Будут выше, им меньше внимания
Уделяется в мыслях людей.
А чем выше – тем меньше, как водится,
В том давно убедиться пора.
Всё в вершину единую сходится,
На которой – идея Добра.
Этот мир и является истинным,
Это подлинное бытие.
И представить его можно мысленно,
Через органы чувств – не узреть.
Мир вещей – это только иллюзия,
Отражение мира идей.
Эту правду не ведают люди, и
Пусть её не узнают нигде.
- Как красиво Вы всё излагаете,
Ваша мысль может всех поразить.
И, конечно, Вы так полагаете,
Но я всё же хочу возразить.
Я привлечь хочу Ваше внимание
И свой взгляд изложить до конца.
Полагаю, что всё мироздание
Подчиняется воле творца.
Сотворил он начало активное,
Называется формой оно.
Ну а после уже – от противного –
Им другое изобретено –
То материя, косная, мёртвая,
Неподвижная, можно сказать,
(Вот как глина – застывшая, твёрдая)
Из неё надо вещи создать.
Для того нужно форму активную
С той материей соединить.
А движение интуитивное
Образует ту нужную нить,
Что связует материю с формою
И рождает конкретную вещь.
Это всё полагаю я нормою,
Ведь причины для этого есть:
Есть причина и материальная –
Чтоб материи существовать;
Существует причина формальная –
Форма вещи должна порождать.
Место есть для причины и движущей,
Надлежит и движению быть,
Ведь материю силой колышащей
Надо с формою соединить.
А над этими всеми причинами
Целевая причина стоит.
Цель во всём существует единая… -
- Хорошо говоришь, Стагирит(5).
Ты картину создал мироздания,
Пусть она не во всём хороша,
Но достойна, однако, внимания…
А скажи мне, а как же душа?!..
Ты со мной согласишься, наверное,
(Ты умнее всех прочих людей),
Что все души людские бессмертные
И находятся в царстве идей.
Демиургу они подчиняются,
Потому-то в означенный срок
В чьё-то тело людское вселяются,
А в которое – ведает бог…
И обратно они возвращаются
Вот как только умрёт человек.
После снова в кого-то вселяются -
И так было и будет вовек.
- До чего эта мысль превосходная
И уместна особенно здесь!
Но ведь также душа есть животная,
У растений она тоже есть.
Силой мысли они различаются,
Но даны всем живым существам.
- Люди в спорах порой увлекаются,
Разный смысл придавая словам…
Но оставим проблемы глобальные
И об обществе поговорим.
В государстве все люди нормальные –
Все живут по законам своим.
Равноправны все граждане полиса(6).
Так откуда берётся раздор?..
Почему постоянно все ссорятся,
Не уймутся никак до сих пор?..
Отчего так озлоблены жители
Городов укреплённых и сёл?..
В чём причина? Бездарность правителей?
Или, может быть, в чём-то ещё?
- Мой учитель, всегда несогласные
С Вами спорить найдутся порой.
Люди в обществе самые разные
Образуют общественный строй.
И неравенство есть социальное,
От него не уйти нам никак.
Положение-то ненормальное,
Потому есть и внутренний враг,
Ненавидящий то состояние
И развития наши пути.
- Да, проблема достойна внимания,
И никак её не обойти.
- Вот создать бы такие условия,
Чтобы узел такой развязать…
- Разделить всех людей на сословия,
Место в обществе всем указать…
Пусть у каждого будет задание,
Жажда действий пробудится в нём…
- Ну а что же мы за основание
Для делений подобных возьмём?..
- Сомневаться не надо, наверное,
Я критерий придумал уже.
Ведь душа человека бессмертная,
Три начала есть в каждой душе.
Я считаю, начало разумное
Для правителей наших дано,
Ну, а яростное (безумное)
Только стражам определено.
Вожделеющим, склонным к деяниям
Наделяется низший разряд.
Вот что я предлагаю вниманию
Всех философов; пусть говорят,
Есть мыслителей в том преимущество,
Что во власти им быть не дано –
Обращусь я к царям, к их могуществу,
Вдруг найдётся где место одно
Государство создать идеальное
С пирамидой сословий моих,
Где бы были все люди моральные
И конфликт социальный утих,
А его идеальную копию
Все народы могли перенять.
- Мой учитель, такую утопию
Из царей кто сумеет понять?!..
Может, нам по размеру имущества
На разряды людей поделить?!..
Ограничить богатых могущество –
И тем самым вражду устранить?
Ограничим мы собственность частную,
Установим ей средний размер.
С этим сразу найдутся согласные,
И покажут хороший пример.
Олигархов отделит от демоса
Многочисленный тот средний класс.
Он не даст реформировать полиса
И погасит агрессию масс.
- Надо собственность сделать общественной
Для правителей, стражей; когда
Станет этот порядок естественным –
Прекратится людская вражда.
- Согласятся ли только правители
Свою собственность просто отдать?..
Среди них есть тираны, мучители –
Что мы можем от них ожидать?..
- Мы философы, значит, мыслители,
Власть имущих должны убедить.
Наших мыслей найдутся ценители,
И сумеем тогда победить…
- Спорить с властью – забава опасная,
У неё аргумент ещё тот…
- Это верно. Но собственность частная –
До чего она нас доведёт?..
Ведь куда ни взгляни - олигархия(7)
Ойкумене(8) являет свой лик,
Каждый полис стремится к автаркии(9),
Не хватает в хозяйствах земли.
Голос совести жадностью глушится,
Земледельцы влезают в долги.
А как прежний порядок разрушится,
Станут люди друг другу враги,
То за стражников крепкими спинами
Не укроется всякий злодей.
Вон в Афинах весь демос с дубинами
На богатых поднялся людей(10)…
- Земледельцы теряют терпение,
О причинах не надо гадать –
Не нужна им земля во владение,
Надо в полную собственность дать
Инвентарь, скот рабочий, недвижимость
Да загон для коров и овец,
И тогда даже жалкая хижина
Им предстанет как царский дворец…
…При своих оставаясь суждениях,
Продолжают они диалог.
И идут, целиком в размышлениях,
Совершенно не чувствуя ног.
Да, и критики их многочисленны
И последователи, и льстецы…
Озабочены поиском истины,
В бесконечность идут мудрецы…
(1) «Прогуливающиеся», ученики Аристотеля
(2) Аристотель
(3) Платона
(4) Творцом
(5) Стагирит – прозвище Аристотеля, он был родом из города Стагир на
северо-востоке Греции
(6) Полис – древнегреческий город-государство
(7) Олигархия – власть богатых
(8) Ойкумена – окружающий мир, заселённый людьми
(9) Автаркия – самодостаточное существование
(10) Движение «дубинщиков» в Афинах в 560 г. до н.э.
3 июля 2019 года
Свидетельство о публикации №119071105572