Каин и Авель. Библейские Притчи

1 Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила Каина, и сказала: «Приобрела я человека от Господа».

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастухом овец, а Каин был земледельцем.

3 Спустя некоторое время Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.

6 И сказал Господь Бог Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое?

7 Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

8 И сказал Каин Авелю, брату своему: «Пойдем в поле». И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9 И сказал Господь Бог Каину: «Где Авель, брат твой?» Он сказал: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?»
10 И сказал Господь: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».


Бытие 4:1-9


ТОЛКОВАНИЕ.



Адам и Ева имели много сыновей и дочерей (Быт.5:4), но Каин и Авель, похоже, были старшими сыновьями.
И, как это было в случае с Исавом и Иаковом, старший был нелюбимым, а младший – любимым сыном.
 Хотя Бог изгнал наших первых родителей из рая, Он не оставил их бездетными и сохранил для них блага первого благословенного умножения.
Хотя они были грешниками, более того, пребывали в смирении и скорби раскаявшихся людей, они не считали себя безутешными, имея обетование о Спасителе, которым поддерживали себя. 

Каин означает “приобретение”, так как Ева, когда носила его, сказала с радостью, благодарением и великими надеждами: “…приобрела я человека от Господа”. Обратите внимание: дети – это дар Божий, и мы должны признавать Его главенство, строя свои семьи. 

Авель означает “суета”.
Ева, думая, что в Каине она получила обещанное семя, так была поглощена этим приобретением, что второй сын стал для нее напрасной обузой.
Для тех, кто сделал Христа своей целью и всем во всем, все остальное является суетой. Это также подразумевает, что чем больше мы живем в этом мире, тем больше видим его суетность.
К тому, что вначале захватывает нас как приобретение, впоследствии мы охладеваем, как к пустяку. Именем, данным этому сыну, впоследствии называется весь человеческий род (Пс.38:6).
Всякий человек в своем наилучшем состоянии Авель – суета.

Их занятия отличались, чтобы они могли торговать и обмениваться товаром друг с другом. Члены разумного тела нуждаются друг в друге, и взаимная любовь помогает во взаимном общении.
Авель, хотя и был моложе, раньше начал трудиться и, возможно, своим примером привлек к труду Каина.

 Существовала разница между принесенными жертвами. Об этом четко говорится (Евр.11:4):
 “Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин”. Жертва Каина была лишь жертвой признания, принесенной Творцу.
Авель принес жертву искупительную, он пролил кровь для искупления грехов, признавая себя грешником, умоляя Бога отвратить Свой гнев и упрашивая о благоволении через Посредника.
 Каин принес от плодов земли – то, что попалось под руку, что было ему не нужно или нельзя было продать. А Авель тщательно подбирал жертву, чтобы не было хромого, тощего или ни на что не годного. Он принес от первородных стада своего – наилучшее, что было.

 Главным отличием было то, что Авель принес жертву с верой, а Каин – нет. 

Враждебность к Богу и негодование, охватившее его за то, что Бог провел такое различие между жертвой его и брата.
 Он должен был гневаться на себя самого за собственное неверие и лицемерие, из-за которого Бог не принял его жертву; и его лицо должно было поникнуть в покаянии и святом стыде, как у мытаря, который не смел даже поднять глаз на небо (Лук.18:13).

Но вместо этого он нападает на Бога, словно тот был предвзят и несправедлив, распределяя улыбки и недовольство, и причинил ему значительное зло.
Недовольство порицанием, которого мы заслуживаем за свои грехи, является четким признаком несмиренного сердца. 
Зависть к брату, который имел честь быть публично признан. Хотя у брата не было мысли унизить его пренебрежением или оскорблением, чтобы спровоцировать его, в то же время в Каине зарождается ненависть к нему, как к врагу.

Он убил своего собственного брата – сына матери своей (Пс.49:20), которого должен был любить, своего младшего брата, которого должен был защищать.
 Убив своего брата, он нанес прямой удар самому Богу, так как лицемерной провокацией к его поступку послужило то, что Бог принял жертву Авеля; Каин возненавидел своего брата за то, что Бог полюбил его.
 Убийство Авеля было особенно бесчеловечным на том основании, что в то время лишь несколько людей было в мире, способных наполнить его. Жизнь человека драгоценна в любое время, но особо ценна она была в то время, и ее нужно было оберегать.
Авель - первый умерший был мучеником и умер за религию; его с большей справедливостью можно назвать таковым, чем воинов, погребенных в братской могиле.

Каину было отказано в месте для поселения на земле: “…ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Тем самым он приговаривался к постоянному бесчестью и порицанию среди людей. С того момента считалось позорным приютить его, разговаривать с ним и оказывать расположение. И вполне справедливо человек, лишивший себя человечности, был ненавидим и изгнан всем человечеством. Он приобрел дурную репутацию и
постоянное беспокойство и ужас в разуме. 
Он покорно подчинился той части приговора, которая повелевала ему скрыться от лица Божьего, так как пошел Каин от лица Господня, то есть добровольно отказался от Бога и религии. 
Он отправился и поселился на восток от Едема, построил город для проживания.  Его семья также разрасталась.  Его сына звали Енох; он носил то же имя, но его характер не соответствовал характеру того святого мужа, который ходил пред Богом (Быт.5:22).  Среди потомков Каина был и Ламех, нечестивый человек, как и все проклятое потомство Каина. 
Все они были истреблены и погибли во время всемирного потопа.





Иллюстрация - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрации к Библии.Жертвоприношения Каина и Авеля.


Рецензии