Легенда о Дурман - траве

Эпиграф

Толь на счастье, толь на грусть,
Нам не угадать,
Наважденье кружит пусть,
Коль не избежать.
Нам того, что принесет
Опьяненья мгла...
Во сыром бору растет,
Эх, дурман-трава...

Александра Ермолаева

Предисловие

Дурман (лат. Datura) - род растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Крупные травы, реже встречаются древовидные растения. В настоящее время ряд видов, которые ранее относились к дурманам, выделены в самостоятельный род Бругмансия - травянистые растения с растущими вниз колокольчатыми цветками. Это Brugmansia arborea, B. aurea, B. sanguinea, B. suaveolens, B. versicolor, B. vulcanicola и гибриды на их основе - B. x insignis, B. x candida. В продажу эти виды не редко продолжают поступать под именем Datura.
Дурман является одним из наиболее интересных видов растений, обладающих фармакологическими свойствами. Имеющий репутацию одного из сильнейших галлюциногенов, дурман, однако, широко использовался как в Старом, так и в Новом Свете; продолжает он использоваться и сейчас, как в народной, так и в гомеопатической и классической медицине. Дурманы принадлежат к семейству паслёновых, включающему в себя, в общей сложности, около 2,5 тысяч видов. Сюда входят такие растения с сильно выраженными наркотическими свойствами как мандрагора, белладонна, белена и табак. Ботаники справедливо называют семейство паслёновых парадоксальным, так как оно включает в себя и обыденные съедобные растения (картофель, томаты, баклажаны, сладкий и острый перец), и красивые декоративно-ароматные цветы и лианы, с любовью разводимые садовниками всего мира, и те растения, о которых упоминалось выше - содержащие сильнейшие наркотические алкалоиды.
Дурманы подразделяются на четыре основных вида:
- Datura stramonium - дурман обыкновенный ;
- Datura innoxia - дурман индейский, или дурман безвредный;
- Datura metel - дурман индийский;
- Datura ceratocaula.
Хотя, справедливости ради нужно сказать, что ботаники до сих пор не могут остановиться на общей классификации дурманов и определить точное количество их видов. Также пока не установлено, в каком месте зародился тот или иной вид. Несомненно, одно: в человеческой цивилизации дурманы всегда играли значительную роль, их культивируют на азиатском и на американском континентах уже более 3000 лет. Веками из полусфер округлого плода дурмана люди извлекали священные семена, обладающие силой вызывать видения, а в минуты болезни - облегчать страдания, усмиряя боль. Большинство учёных сходятся на том, что родиной дурмана является Мексика и Центральная Америка, и что в Европу эти растения были завезены вместе с другими представителями паслёновых (помидорами, картошкой, табаком, перцем). Другие источники утверждают, что родина дурманов - прикаспийские степи, откуда растения распространились в Африку и восточную Азию, а в Европу были завезены в средние века цыганами. Такая неразбериха происходит потому, что на протяжении многих веков люди использовали дурман, активно торговали и обменивались им, развозя по всему миру. Поэтому сейчас невозможно сказать, где появилось это растение, и где, впервые его начали культивировать. Дурман встречается в Азии, Европе, Америке, Африке и даже в Австралии. Где же его истинная родина, а куда его завезли, и растение легко прижилось на чужой почве? Дурман, особенно дурман обыкновенный - неприхотливое растение, часто встречающееся по обочинам дорог и на пустырях. Семена дурмана отличает редкая выносливость, они не теряют всхожести на протяжении десятков лет. Учёными описан случай, когда семена дурмана дали 90-процентную всхожесть после хранения на протяжении почти сорока лет.
Споры среди учёных продолжаются до сих пор.
 На другой стороне земного шара, в Китае растение также считалось священным. Китайцы считали, что Будда получал свои священные проповеди с небес, откуда они падали в виде капель дождя и оставались каплями росы на лепестках дурмана. Согласно таоистской легенде считается, что дурман белый (Datura alba) является цветком одной из полярных звёзд, посланцев которой всегда можно распознать среди прочих людей, так как они несут в руках цветы этого растения. Китайский ботаник Ли Ши-Чен в 16 веке описывает медицинское применение одного из сортов датуры - Ман-то-ло-хуа: из цветов и семян приготовлялось лекарство, которое использовали наружно при сыпях на лице, а также выписывали для внутреннего применения при ознобах, нервных расстройствах и других заболеваниях. Её наркотические свойства также были известны китайцам. Добавленная в вино датура вместе с канабисом применялась в качестве анестезии при малых хирургических операциях. Ли Ши-Чен, проводивший эксперименты над собой, описывает: "Традиционно считается, что если во время сбора этих цветов человек смеялся, то напиток, в который они будут добавлены, будет вызывать желание смеяться; цветы, которые сорвали плача, при употреблении будут вызывать желание плакать, а если люди, собиравшие растения танцевали, то и питьё будет вызывать желание пуститься в пляс. Я нашёл, что желания, возникающие у человека, находящегося в одурманенном от Ман-то-ло-хуа состоянии, могут быть переданы ему другими людьми".
 В Индии, известной своей уникальной теософией, верили, что росток дурмана вырастает из грудной клетки бога Шивы; также это растение называли кисточкой, украшающей головной убор Шивы. Храмовые танцовщицы пили вино с истолчёнными семенами дурмана и, когда яд полностью растворялся в их крови, впадали в состояние одержимости. Они давали ответы на все задаваемые им вопросы, не понимая, кто и зачем их задаёт. А когда состояние наркотического опьянения проходило, женщины ничего не помнили о происшедшем. По этой причине простые индийцы называли это растение "пьяница", "безумец", "трава дураков". Датура считалась священной и у последователей культа Кали, индусской богини смерти и разрушения. Приверженцы этого культа, известные как таги, или "душители", изготавливали из листьев дурмана наркотик, при помощи которого они притупляли сознание людей, а затем похищали их и приносили в жертву своей зловещей богине. Сидхи и йоги курили листья и семена дурмана, смешивая его с ганья - ещё одним растением, посвящённым Шиве. Комбинация этих двух растений иллюстрировала дуализм (андрогинность) природы бога: дурман представлял мужское начало, в то время как ганья выражала женскую сущность. Плод, состоящий из двух половинок, символизировал дуализм. Являясь богом Огня, Шива трансформирует силу своих священных растений в космическую сексуальную энергию Вселенной, и змея Кундалини, до этих пор спящая, свернувшись в клубок в районе первой чакры у основания позвоночника, просыпается. Извиваясь, проносит она божественную энергию по телу, пронизывая все чакры, пока сознание йога не соединится с космическим сознанием, в котором все противоположности сливаются воедино.
В соответствии с этой символикой, цветы дурмана удерживают прочную репутацию сильнейшего афродизиака. Имеются свидетельства того, что толчёные семена датуры метель, смешанные с вином или иными напитками, издавна использовались в Индии в качестве афродизиака, а смешанные с маслом и применяемые наружно в области гениталий, излечивали импотенцию. Такие снадобья ценились на вес золота.
Также дурман использовался в индийской медицине при психических расстройствах, различных лихорадках, отёках, кожных заболеваниях, жжении в груди, диарее.
  Священными колючими плодами датуры и сейчас часто украшают алтари древних богов в горах Тибета.
 В остальных частях Азии датура метель также использовалась в народной медицине и в качестве яда. И сегодня толчёные семена или растёртые листья этого растения, смешанные с канабисом, широко используются для курения в Индонезии.
 В средневековой Европе, так называемые ведьмы, каких было в те времена множество, изготовляли свои "волшебные" мази, добавляя в них сок и толчёные части белладонны и дурмана. Втирая эти мази в своё тело, колдуньи подвергались наркотическому воздействию, во время действия которого некоторые из них ощущали чувство полёта, а другие - любовного экстаза с самим Сатаной во время шабашей.
 И в наше просвещённое время в книгах Карлоса Кастанеды упоминается это растение, именуемое "трава дьявола"; его часто использует колдун дон Хуан для достижения эффекта полёта. Сам старый брухо (колдун) никогда особенно не жаловал "траву дьявола", говоря, что она подобна женщине. Он говорил своим ученикам: "…Она (трава) сильна и кажется надёжным союзником, но мне лично что-то в ней не нравится. Она извращает сознание людей, слишком быстро давая им вкусить силу без укрепления их сердец, и, в разгар ощущения своей изумительной силы, внезапно делает их слабыми и безвольными, зависимыми и непредсказуемыми".
Шаманы во многих странах мира использовали и используют смеси из дурмана в своих обрядах для облегчения выхода своего астрального двойника из физического тела и перехода в иное измерение для общения с богами и духами, для пророчеств и ясновидения.
 Наиболее раннее научное описание дурмана сделал великий арабский врач Авиценна в XI веке; он описывает датуру под именем "джузматаль" – «орехи метель». Видовое название растения ("метель") и было взято из этого арабского источника. А родовое название растения ("датура") применено в латинской транскрипции Карлом Линнеем на основе санскритского названия "дхатура" или "дутра". Английский ботаник Джерард нашёл упоминание о дурмане у греческого автора Теократуса, который называет его гиппоманией - травой, вызывающей безумие у лошадей. Также греческий автор считал, что дурман использовался в Древней Греции жрецами Аполлона при вхождении в транс во время пророчеств.
Что же представляет собой это удивительное растение с научной точки зрения? Основной ценностью дурмана для медицины являются его алкалоиды, относящиеся к классу тропинов. Это атропин, скополамин, гиосциамин и гиосцин; а вся группа объединена под названием страмонины или датурины. В различной концентрации они присутствуют во всех частях растения; количество их увеличивается в ночное время и уменьшается днём, а также - во время сезона дождей. Химический состав представляет собой одну часть стероида датурастерола и трициклический дитерпен датурабиетариен, которые выделяют из коры стеблей Datura metel вместе с бета-ситостеролом и атропином. Одним из фармакологических свойств алкалоидов является антиспазмолитическое воздействие на лёгочную мускулатуру; они воздействуют на органы внутренней секреции, уменьшая количество выделяемой слизи в лёгких. Комбинация этих свойств делает датуру идеальным противоастматическим средством.
  До сих пор в некоторых странах имеет место старомодный способ борьбы с респираторными заболеваниями путем ингаляции препаратов, содержащих скополамин и атропин. Однако всегда следует помнить, что атропин, скополамин и гиосциамин являются сильнейшими психотропными веществами, которые могут не только нанести тяжелейший ущерб физическому и психическому здоровью, но и даже убить физически сильного взрослого человека.
"Кусты дурмана могут действовать как губка, впитывая элементы тяжёлых металлов из загрязнённой почвы. Токсины, концентрируемые в её стволе, затем могут быть удалены, а оставшиеся части растения использованы в фармакологии". Читая эти строки доктора Т. Мак-Кенны, начинаешь понимать, что только в более тесном содружестве с растениями и природой в целом мы можем надеяться на возможность своего выживания как вида в будущем. Игнорируя пользу, которую могут дать нам такие растения как датура, или видя в ней только "траву забвения", мы проходим мимо большого количества потенциальных возможностей, обеспечивающих наше

Легенды о дурмане
  Американский писатель Карлос Кастанеда в своей книге называет дурман «травой дьявола». Он пишет: «Трава дьявола подобна женщине, и так же, как женщина, она льстит мужчинам и при этом на каждом шагу расставляет ловушки». Семена дурмана отличает редкая выносливость, они не теряют всхожесть порой даже если пролежали почти полвека. Но все же, наиболее таинственным и магическим ореолом окружен дурман индийский.Его окружают различные легенды. Одни - красивые, другие не очень. В Индии верили, что дурман является ростком, растущим из грудной клетки бога Шивы. Иногда его называли кисточкой, украшающей его головной убор. Жрицы-танцовщицы в храмах пили вино с истолченными семенами дурмана, и впав в состояние одержимости давали ответы на все задаваемые вопросы. А приверженцы зловещего культа Кали, богини смерти и разрушения делали из листьев дурмана наркотик, поили им людей, а затем похищали их и приносили в жертву. Китайцы верили, что капли росы на лепестках дурмана - материализовавшиеся проповеди Будды, упавшие с небес.
  А по таоистской легенде считается, что дурман это цветок одной из полярных звезд. Посланцев с этой звезды всегда можно узнать по такому признаку - в руках они будут нести цветы этого растения.
  Есть красивая индейская легенда, которая рассказывает об удивительном происхождении анеглакии, дурмана, одного из самых священных растений тех мест. В стародавние времена жили-были мальчик и девочка, брат и сестра. Мальчика звали Анеглакия, а девочку Анеглакиацица. Жили они в самой глубине земли, но часто выходили во внешний мир и гуляли, стараясь увидеть, услышать и узнать как можно больше. Потом обо всем, что видели и слышали, они рассказывали своей матери. Эти постоянные рассказы пришлись не по нраву сыновьям-близнецам бога Солнца, они были неприятно удивлены такой любознательностью и осведомленностью брата и сестры. Однажды, повстречав на Земле мальчика и девочку, боги-близнецы спросили их: «Как живете?». «Мы очень счастливы», – ответили дети. И они рассказали, что умеют насылать на людей сон, вызывающий удивительные видения. А иногда дают людям способность узнавать во сне местонахождение пропавших или украденных вещей. Услышав все это, боги-близнецы сделали вывод, что Анеглакия и Анегдакиацица знают слишком много, чтобы посещать внешний мир, и что нужно изгнать их отсюда на веки вечные. И вот, они приказали, чтобы брат и сестра навсегда провалились под землю. Но тут же, на этом самом месте, взошли два цветка, точь-в-точь такие, какими брат и сестра украшали головы людей, чтобы подарить им видения. И в память об этом боги назвали цветок «анеглакия», по имени мальчика. От первых растений родилось множество детей, которые расселились по всей Земле, чтобы принести видения множеству людей. Одни из них были окрашены в желтый цвет, другие в синий, третьи – в красный, еще какие-то оставались белыми. Цвет и был их основной отличительной чертой. Но все они навевали на людей удивительный сон, полный волшебных видений.

Случилось это в высшей сфере,
На небесах, не в день молитв…
О первой жизненной афере,
Вот, что нам притча говорит… 

По берегам морей и просек,
ДУРМАН-трава в красе растёт.
Всё лето знойное по осень -
Пока всю силу не возьмёт.

Бутоны в виде колокольца,
Пьянит и манит аромат,
Свитые в зелень волоконца,
Хранят в себе для жизни яд.

Прознал об этом чёрт небесный,
(Ох, не к добру о нём сказал)
Хотя алхимик он известный,
Всё время что-то создавал.

Смешав в котле ингредиенты,
На нюх ДУРМАНА кинул горсть.
«Ну, что ж начнём эксперименты!», -
Гнал из ДУРМАНА водку чёрт!

Процесс пошёл, вот по спирали,
Напиток капал и шипел.
«Он будет явно капитален!», -
Сказал в восторге винодел.

«Хвала ДУРМАНУ, силам тёмным!
Всех приглашаю в полумрак».
Создав запас в местах укромных,
Он на земле открыл кабак.

А в это время, по полудню,
Чтоб равновесить слабость сил.
Чтоб радость слыла абсолютной,
Господь с ревизией ходил.

Всё проверял, был правомочен,
Чтоб благость не бросать в овраг.
Во всём внимательный был очень,
Но взгляд его привлёк кабак.

Зашли в него, с ним Пётр и Павел,
Чёрт сразу водки предложил.
Господь сказал (он не лукавил):
«Пить – грех! На это жалко сил!»

Апостолы же не согласны,
И выпив чарку, захмелев:
«Вторую лей, напиток классный
Даёт он силу и сугрев!»

Вторую выпив: «Зафиксируй!   
Вот! Вроде шире мы в плечах!
Налей-ка третью чёрт – проныра,
Умеешь ублажить в грехах!»

Налил им чёрт по третьей чарке,
Когда ж собрались уходить
Он с головы у Павла шапку
Сорвал: «Пора бы заплатить!»

«Как на Руси давно ведётся:
По первой, чтобы ублажить,
Вторая – за уход кладётся,
За третью надобно платить!»

Вопрос повис, не до комфорта,
Но долг священен – вот ответ!
Чтоб заплатить за водку чёрту
У них с собою денег нет.

«Отдай»,- Господь промолвил,
«Шапку! Я заплачу тебе сполна.
Пусть, души, кто умрёт от водки
Твоими станут навсегда!»

Вернул чёрт шапку - чёткий откуп,
Он с этих пор сам счёт ведёт:
Кто умирает, выпив водку,
К нему в подручные идёт!..

О притче с чёртом, что лукавит,
Ты вспомни в праздник за столом…
ДУРМАН-ТРАВА взгляд вечно манит,
Нас белорозовым кустом…


Рецензии
Игорь, спасибо за легенду о Дурман - траве( нар. Белена) очень подробное описание
Растения и опасность вплоть До смертельной! Применение в медицине. Это в жизни
Бываетважно. Удивляюсь Вашей всеохватности! Будьте неутомимы! Здоровья! И. З.

Зыряева Ираида   30.08.2020 12:55     Заявить о нарушении
Добрый день, моя дорогая любительница легенда о травах и растениях! Здравствуйте, уважаемая Ираида! Рад каждой новой встрече с вами! Спасибо за одобрение и поддержку! С искренней благодарностью, Игорь

Игорь Апрельский   30.08.2020 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.