Эффект облака
(Мацуо Басё)
А еще Басё говорил: “Когда рождается стихотворение, хорошенько прислушивайся, даже если не видишь, что тебя к этому побуждает».
Я понимаю, что брать за основу своих размышлений всего два высказывания Мастера, это, может быть, вырывать из контекста каких-то более общих смыслов и пониманий. Но мы все прекрасно знаем, что сам Учитель не стремился увековечить тайны мастерства на бумаге и его мысли дошли до наших дней через переосмысление его слов учениками. Одно-два слова как толчок к пониманию — может в этом и заключалась суть учения Басё? Ведь человеку нужно своим умом и своим чувствованием, непосредственным участием проникнуть в прекрасную сущность природы и естественным нахождением в ней.
У него есть хайку, как в тишине горного храма скалы отдают звоном цикад. В одном из переводов Звон цикад пронизывает скалы в тишине. Если поверхностно прочесть, может показаться, что это та самая “страшная” метафора и даже олицетворение — как звон может что-то пронизать?!
Но перенеситесь в прохладу и внутреннюю тишину вечера ранней осени. Когда все сверчки, кузнечики и прочие насекомые заполняют звуками округу. Густые высокие травы начинают вянуть и я всегда явно вижу (понимаю), что это именно они, эти мелкие букашики, и помогают им уходить в зиму, физически. Нет никакого олицетворения, звон и стрекот реально пронизывает человека насквозь, а так же пронизывает и все вокруг, вплоть до неприступных и суровых с виду скал. Травам легче сохнуть под такой аккомпанемент.
Хочу акцентировать для себя алгоритм “Звона цикад” Басе.
Надо довериться чувству без размышлений. А теперь —придумать (либо “увидеть”, но это более высокий уровень)— сравнение. Да-да. Придумать и искренне заблуждаться в этом своем волшебном сопоставлении Себя и Его (я и окружающий мир). Но можно молча, чтобы никто не заподозрил чего-нибудь неправильного. Или выпирающего. Или иного.
Басе смолчать не смог…
Когда ощутил “что-то” до прозрачности души, мозга, костей (надо просто разрешить себе остановиться и заполниться гулом, но аккуратно — не вызывая аллергию в организме) может наступить и желание записи состояния на бумагу. Момент понимания, что именно тебя побудило и как лучше это выразить на словах, как раз дает эффект рю:ко: — “быстро текущее”. А интуиция подскажет, как же в этом изменчивом отражается фуэки, дальнее и вечное…
Прошло два дня.
Перечитала выше написанный текст и поняла, что в нем много всяких шажочков назад или в бок, допусков себе и другим, допущений разных возможностей развития данного процесса. И вообще — не видно единой мысли и все распадается на не случившееся. Да и пусть — человек существо меняющееся, оттого и увлекательное. Не установлен на пьедестал неким памятником в своем понимания “как писать хайку”, а постоянно находится в поиске как же их писать.
Изображение вещи “как есть” (бу-бу-бу-правдиво) не будет ярко и мгновенно без отражения ее на фоне дальнего (не меняющегося) образа. Без фантазии объективное описание станет тусклым и прозаичным. Но фантазировать надо правдиво, объективно. Именно так, как ты чувствуешь. И только так. Вот ведь задачка?!
Естественность и натуральность фантазий (это слово не достаточно точно выражает суть, которой я пытаюсь вас увлечь, но другого пока мне на ум не приходит).
Обращаться к чувству, не к разуму. Смешным может показаться, противоречивым, да — без мышления ничего словами не запишешь и не выразишь. Ну, это такой трюк (руки написали “крюк”, что вполне тоже в тему) — говорить одно, но подразумевать как минимум два. И еще на донышко смотреть. Вот ты и вот облако. Что чувствуешь ты? И что сейчас, в этот момент, чувствует облако? Оно зеркально, подскажу, и чувствует то же самое, что и вы. Кто из вас фуэки-сама, а кто рюко-сан?! И что между вами может быть такого, безответного?!
Вернусь к предисловию, к началу... Получается, что пока ты находишься в процессе, то только это время “духовного строительства” (да пафос, пафос, проще не получилось) и есть — хорошо. А записал хайку, чернилами на светлом, выпустил на волю и... уже это ненужная бумага.
...Вот козерожье упрямство. Спорит с Мастером: оно ненужная бумага до того момента, пока (даже единственный) читатель не вник в состояние и не поделился (в идеале) ощущениями. Вот здесь наступает повторное блаженство. Ты смог выразить и передать на словах “это”. Значит вечное все еще прекрасно-вечно, а меняющееся удивительно-изменчиво. Наверное, так.
Смысл принципа фуэки-рюко, строго и кратко изложенный редакцией “Улитки” вполне понятен и понимаем:
“Фуэки-рюко — fueki — неизменность, вневременность; ryu:ko: — быстротечность, мимолетность. Вместе — соотношение вечного, всеобщего, космического и сиюминутного, здешнего. Фуэки-рюко обеспечивает наличие в стихе двуплановости, которая придает стиху объем, перспективу. Связь со всеобщим планом, с круговоротом природы, осуществляется в основном с помощью киго — сезонного слова.”
Без стихов изучение всяких понятий — пшик. Но анализировать у нас принято чужие хайку. А свои как-то не принято. Не понятно — почему? Это же не выпячивание, не навязывание, не принуждение, не нападение, а так же не защита. Не поддающееся знание — когда в любом размышлении о природе хайку приводишь свой стих, кровный, обязательно найдутся те, кто скажет: “Может вы и правы в чем-то, но пример ваш совсем не хайку и совсем нет в нем того, что вы тут пытаетесь нам объяснить”. Феномен. Но если я думаю в определенном плане, то и пишу хайку в этом же плане. И вы так же, разве нет? Могу неправильно думать, но это только мое понимание на настоящий момент с учетом всех возникших факторов. Опять же, другого можно обидеть, а себя нет. Да и с точки зрения анализа продуктивнее разбираться в своих впечатлениях и попытке их выразить, чем придумывать за другого.
Как вы поняли, попробую понять, попадается ли в моих хайку фуэки-рюко, и если да, то какой толщины между ними пространство.
Оговорюсь... Думаю, что огромное пространство между частями не играет сильно в плюс на отражение близкого изменчивого в далеком постоянном, но вполне могу в этом искренне заблуждаться. Пока что эту уверенность подтверждает перевод хайку Басе. В нем осенняя тишина это фуэки, а цикады — рюко. И все это очень близко друг к другу, практически одно в другом.
“Вынь и положь ненужную бумагу на просушку, или эффект облака” — может так назовем это эссе?!
Хотя снова прервусь. Завела тесто и пеку бисквит с красным яблоком. Сейчас приведут Матвея, внука, из ясель, нянчиться, вот уж где кладезь правильного взгляда на вещи и расставления приоритетов (мама, каша, весь остальной мир). В этих приоритетах так же просматривается движение сиюминутного и вечного. Хоть он пока еще и разговаривать не умеет... Складывается ощущение, что его попытки выразить то, что он хочет выразить и есть эти мои размышления. Чувствуешь одно, а полноту души никак не нарисуешь. Облако под ветром...
Прошло еще три дня.
зимний вечер
малыш закрывает ладошкой
губы той, что припевает
Расстояние, пустота между строками — минимальные. То ли она поет про зимний вечер, когда снег валит-валит и тут сразу же подключаются дополнительные смыслы и объемы. То ли она уже улыбается, именно в тот момент, когда мягкие ладоши легли на ее губы. Почему он не разрешает ей петь? Потому что зима и мамы долго нет, а на улице уже темно? Или это мама и сын? Кстати, только что подумала, что это хайку могут считать за сэнрю, ведь тут улыбка.
повязаны дождем
я, сирень и ландыши
В фейсбуке стих не отозвался у многих. В этом нет ничего страшного. Для меня было важно поделиться им. Внезапно важно. Между тем, рассматриваю здесь все признаки наличия фуэки-рюко. Хотя фактически показанной словами пустоты “ма” и нет. По стилю выражения тоже может считаться сэнрю, потому что “повязаны” можно разглядеть в воровском сленге. Вполне. Но здесь четыре объемных плоскости соединены одной весной — вверху дождь, деревья на среднем плане и ландыши на земле. И человек, который как и все, что под Небом — укутан моросящим весенним дождем. Повязаны, как паутиной. Он собирается на листве медленно и оттого все вокруг просто в серебристом цвете. Такой дождь скатывается с листьев медленно, с сирени на ландыши капают капли крупнее. Выходить из этого состояния, из дождя в сухой дом или на кухню, где мама готовит чай — не хочется. Находиться и находиться здесь, в дожде и с цветущими вокруг кустами и цветами, как плод внутри женщины.
весенний снег
девочка просит закрыть
зонтик
Вижу, вижу что здесь расстояние небольшое. Можно даже поставить уравнение “поэтому”. Защищаться поэтому не буду. Здесь вспоминаю всю эту ситуацию. Раннее утро, после семи, стою на балконе и смотрю на снег, достаточно мокрый, но без дождя. То есть не легкий кружевной снег. Мимо по тротуару ведут соседскую девчонку, из первого подъезда, Маргариту. Папа ее водит в детский сад, а сам потом идет на работу. Рита звонкая такая, у нее красивый яркий зонтик, и вот она приостанавливается и просит его закрыть. Папа закрывает и они дальше вместе идут под снегом. Кажется, за долгую зиму снег должен был бы уже надоесть, но нет. Весенний снег уже редкость и ребенок успел соскучиться. А может ей хочется просто поговорить с папой без преград, потому что вопросительный голосок еще долго слышен. Фуэки вижу, рюко вижу.
Кстати, есть ярые противники использования таких киго на русской почве. Мол, они банальны и шаблонны, вторичны и третичны. Ну и пусть. Зато четко отражается состояние смотрящего и глубже выявляется связь с другими стихами, использующими такое же киго.
Подумала, что надо попробовать найти пример, в котором совсем не будет оговорен конкретный человек... Но как-то быстро пробежала еще неделя...
*
лёгкая прохлада
а всего-то навсего
мальвы под окном зацвели
*
куст шиповника
в цвету — какое-то озарение
оставить все как есть
*
духота, а под утро
летнего дождя
шибболет
Вот этот шибболет все время меня не пропускает в дождь, не верит он мне, все что-то чувствует, наверное понимает, что все что уже было — уже было, а все что будет — еще будет. И как тут ввернуть вечность в мгновение?! Не пропустит, нет, не уговаривай...
...
Свидетельство о публикации №119070800965
Артур Лено 10.07.2019 03:30 Заявить о нарушении
Богиня Шеба много лет
В окно дворца
Дней наблюдает шибболет -
Дождь без конца.
Дождь без конца,
Дождь без лица,
Дождь без начал
Пронзила молния -
Миг свет.
Младенец закричал...
Артур Лено 10.07.2019 03:36 Заявить о нарушении
Магия неблагодарного дела)
Иса Лариса 10.07.2019 10:30 Заявить о нарушении
Артур Лено 10.07.2019 17:01 Заявить о нарушении
Иса Лариса 11.07.2019 15:22 Заявить о нарушении
Артур Лено 12.07.2019 01:54 Заявить о нарушении
А я про Аум С даже никогда не стремилась читать и перечитывать, вот интересно, что движет нами и звездами?)
Иса Лариса 12.07.2019 01:58 Заявить о нарушении
Артур Лено 12.07.2019 02:10 Заявить о нарушении
Да еще и красивое слово. Навигация - навигировать
.
А я сейчас слушаю Лешу Паперного
http://www.youtube.com/watch?v=_l8UhUzgm4c
мы пришли, а нас не ждали)
не спрашивайте, почему с вами делюсь ссылкой
сие неведомо)
Иса Лариса 12.07.2019 02:36 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=YNMIIyCQEy0
Чудно
Иса Лариса 12.07.2019 02:38 Заявить о нарушении
эээх
Иса Лариса 12.07.2019 02:39 Заявить о нарушении
А я тут последним альбомом БГ загрузился пару дней назад. Мрачноватенько, так что как раз в противовес, для баланса. - "Сыграй мне сёгун на сякахачи, а мы с братками подпоём"... Во как БГ загнул!
Артур Лено 12.07.2019 02:59 Заявить о нарушении
Энергетика правильная! Спасибо за начальные ссылки!
Артур Лено 12.07.2019 03:13 Заявить о нарушении
Иса Лариса 12.07.2019 08:36 Заявить о нарушении