Стихотворение месяца 76 - Обзор Речной Нимфы
1. "Мой мир"
Мир реально такой,
угрюм-безрадостен-уныл.
Чак Паланик
Мой мир угрюм-безрадостен-уныл...
Застрял по горло в грязной селявилье,
И вижу, как архангел Бытоил
Почти готов вонзить мне в сердце вилы
И вынуть душу, как ненужный скарб,
Которому не светит божий парк.
Мой пёс Барбос завалит и коня
И будет грызть потом трофеи-кости,
Но он не в силах защитить меня
От грусти и тоски, что словно осы
Всё жалят, не жалея и жужжа:
"Тебе от нас не скрыться, не сбежать!"
Мой дом - уютный, маленький... капкан,
В котором я живу несчастной крысой,
А жизнь ужалась в вечный день сурка,
Где медным тазом все мечты накрылись,
Где стали чужаками все друзья,
И слышу от Судьбы одно - "Нельзя!"
Моя любовь - химеры чёрной тень,
Мираж пустыни, пышущей под кожей...
Меня как будто жарят на плите
И в грудь вонзают когти сотни кошек,
А по ночам ещё кошмарят сны...
Мой мир угрюм-безрадостен-уныл.
*****
Начало обещало многое. Селявилья и Бытоил вышли неожиданными и яркими, но уже начиная с божьего парка стихотворение становилось всё менее и менее захватывающим, накрывшиеся медным тазом мечты стали знаком победы разочарования над очарованием.
4/3
*****
2. "Ничего не чувствую"
Ничего не чувствую, и писк в ушах…
Мумией сижу, так я сегодня мертвый?
Зеркало сказало: "Друг, да выбрось страх,
Без румянца, но моргаешь четко".
"К чёрту,-
говорю, - твои слова! Да это сон,
В пустоте пространства просто затерялся".
Нет, мелькнула мысль, я – это точный клон,
Клон себя, который олицетворялся
Жизнью... Сотри меня резинкой, мне не больно,
Точно не живой, считай марионетка.
Нет же сбоя, но не чувствую нисколько,
Почему душа покинула, эстетка.
Как же так, я вижу чётко отраженье,
Нет и длинных нитей, что для управленья...
Я же неживой сегодня, может тенью
Прошлого гуляет мой муляж? Мученья.
Кто-нибудь! Ну ущипните так, чтоб больно,
Не заплачу и не вскрикну, ну найдитесь!
В зеркале – живой, совсем немой, безвольный,
Вам не закричу: "Спасите, шевелитесь".
Щелк – зажёгся свет, сознанье прояснилось,
Надо же, гоню я мысли - и подальше,
Сколько же минут се наважденье длилось...
Пальцами улыбку натяну к реваншу.
*****
Я и сама в стихах не мастерица, но хочется кричать и материться. По-моему, это стихотворение вообще не искусство и не поэзия, а... даже не знаю, как назвать. Муляж яблока, из которого попытались испечь шарлотку.
3/2
*****
3. "На плоту"
Но мой плот,
Свитый из песен и слов,
Всем моим бедам назло
Вовсе не так уж плох.
Юрий Лоза
В алом кружеве рябина,
Золотого леса фон,
Преподносит вальс старинный
Довоенный патефон.
На душе успокоенье,
И в руке лежит рука,
Нас несёт своим теченьем
Жизни быстрая река.
Перекаты, перекаты,
Омут, мель, водоворот,
Молодыми мы когда-то
У истока сели в плот.
Оттолкнулись, словно в воду,
В суету житейских гамм.
Жизнь текла, сменялись годы,
Как пейзаж по берегам.
У истока верб кудели,
Молодые деревА,
Ниже- ели поседели,
И пожухлая трава.
Ближе к устью стал нам ясен
Основной земной закон:
Живы мы - и мир прекрасен,
После - Лета и Харон.
Отгорит моя рябина,
Отшумят мои леса,
Осень клином журавлиным
Унесётся в небеса.
Станут льдом мои потоки,-
Вечный холод их скуёт.
...А кого-то у истока
Ждёт, качаясь, новый плот.
*****
Здесь хотя бы ясен авторский посыл, поэтому за художественность оценка «хорошо». По исполнению на троечку: мешать рябину с вальсом из патефона, уточнять, что река несёт течением (а чем ещё?), и упоминать «суету житейских гамм» - это, всё-таки, не комильфо.
3/4
*****
4. "Маэстро"
Вот слухом полнится консерватория:
"Вчера рапсодию играл, как виртуоз".
Снаружи очередь бурлит: "Который я?"
и "Нету лишнего билетика?" — звучит вопрос.
В апреле шепчут вечера московские
о чувствах лучших тёплым дням сродни. Близки
признание, фурор на первом конкурсе Чайковского,
а значит "оттепель" грядёт в сердцах людских.
...Семь лет и выйдет на экраны "Наваждение".
Смеясь до слёз, мы будем верить: впереди
мир без войны, как музыки рождение.
"А что ты слушаешь? — Ван Клиберна. Иди!"*
-----------------------------
*Эпизод комедии, когда Шурик просит у "Дуба" конспект.
*****
Утверждение «мир без войны, как музыки рождение» - как-то это слишком наивно, подумала я. Понравились рифмы, а в остальном стихотворение слабое, похоже на студенческую пробу пера.
4/3
*****
5. "Вернулся ночью..."
Вернулся ночью, аки тать,
в тот дом, в котором жил.
Сорвал сургучную печать,
как из последних сил.
Откуда воротился он,
и почему возврат
не встретил детский перезвон,
и дом ему не рад?
Окна разверзнутый проём,
распахнутый во тьму...
"Он, наконец, вернулся в дом",
но дом не рад ему.
Пропав на много лет и зим,
зачем он уезжал?
Подобен сотне Хиросим
распад больших держав.
Подобен ядерной зиме
распад одной семьи,
а он залечивал во тьме
все горести свои.
*****
Общий смысл я поняла так: распался СССР, «дружная семья советских народов» (вообще-то это миф) разбежалась по своим углам, всё грустно и счастья нет. Но «акитать» в первой же строке заставил меня поморщиться, а «разверзнутый-распахнутый проём окна» и сотня Хиросим только закрепили общее впечатление.
4/3
*****
6. "* * *"
Ты хороша, прелестница. Так хороша!
А у меня ведь за душою ни гроша.
И дело даже, может, не в деньгах,
Дурацких статусах и купленных домах,
Сынах прокуренных иль пропитущих в дым,
Кривой березоньке или путевке в Крым.
Ни грошика любви в душе, ни медяка.
Последний вздох ушел, как с молотка.
Душа пуста теперь, нет ни гроша.
Есть белый лист, но нет карандаша.
*****
То же, что и со стихотворением номер два: зачем вообще такое писать? Надеетесь таким образом прелестницу очаровать? Не выйдет, даже не надейтесь. Особенно если слово «пропитущих» будете употреблять.
3/2
*****
7. "Любовница"
Дудука стон взовьётся в небо,
Усилив боль твою сто крат...
Толпа скорбящая... Свирепо
Вдова отметит каждый взгляд,
Который издали ты кинешь,
Как дань безвременной кончине,
На чёрный гроб, что весь в цветах,
С усмешкой горькой на устах...
***
В душе тоска и безысходность:
Не верится, что он - в гробу,
Что смертный спазм у синих губ,
Что он теперь - лишь труп холодный...
Но грезишь ты: сейчас проснётся,
Окинет взглядом, засмеётся:
"Поверь, скорбящая толпа:
Воскрес я,- тесен плен гробА!"
И прахом станет вздор обрядный...
Тебя прилюдно целовать,
Хвалить красу твою и стать
Он будет пылко и азартно...
В прошедшей жизни было так!
Перечеркнула всё беда...
И ты придёшь к его могиле,
Когда пройдёт шум похорон...
Припав к земле в немом бессилье,
Обняв рукой могильный склон,
Ты будешь смерти слать проклятья.
И вспоминать его объятья,
Рыдать в ночи, судьбу гневя,
Себя, живую, хороня.
Былые клятвы не нарушишь,-
Как будто клЯлась на крови.
Иссякли грёзы о любви,-
В могиле схоронила душу...
А в память прошлых сладких лет
Под крест возложишь роз букет...
*****
Рассказ про стон дудука, свирепую вдову, смертный спазм и синие губы покойника не должен называться «Любовница», даже если в последней строке фигурирует букет роз. Я прочитала и вздрогнула. Товарищи, где стихи про счастливую любовь, я вас спрашиваю?
3/3
*****
8. "Мантра"
Огородно-садовая мантра.
Огурец на обед и на завтрак.
Отпускная сезонная прыть.
Пять минут на такси от райцентра.
Девять соток на двести процентов
Прополоть, напоить, подкормить.
Огурец на обед и на завтрак.
Ужин тоже весьма не затратный:
Аппетит пострадал от жары.
Хрен в цвету Инстаграмма достоин.
В ноутбуке "Тринадцатый воин"
Отжигает под гул мошкары.
Пять минут на такси от райцентра.
Как в сачке, застревают моменты
Удивительной жизни "других".
Божьи твари мечтают напрасно,
Чтобы в данном природном пространстве
Им не встретилось нашей ноги.
Божьи твари мечтают напрасно.
Забывают, что сами опасны
Друг для друга на горнем пути.
Жабой съеден паук в одночасье.
Вот такое случилось несчастье.
Се ля ви. От судьбы не уйти.
Жабой съеден паук в одночасье:
Он качался, качался, качался,
Колоритный на вкус и на вид...
А сосед всё колотит, колотит:
Говорит, износился колодец,
Надо верхний венец обновить.
*****
Я и сама божья тварь, и тоже мечтала напрасно, но про «хрен в цвету» никогда не писала, Боженька уберёг.
Соседу скажите, чтобы перестал колотить, так можно совсем без колодца остаться. Про верхний венец (это точно у колодца венец?) я уже не говорю. И помните: наши люди на прополку на такси не ездят! : )
3/3
*****
9. "Ревекка"
Долго буду я вспоминать ваше лицо и благодарить
Бога за то, что покидаю моего благородного
избавителя в союзе с той...
В.Скотт "Айвенго"
Как будто бы не дочь того отца,
Который за подсчётом потных шекелей,
Не уберёг достоинства лица,
Не досчитавшись пол-осьмушки векселей.
Гонимые по свету, как трава...
Душа не потеряла добродетели.
Пусть все земные попраны права,
Месть не звала она в свои свидетели.
Подарок самый щедрый. Дорогой.
Для рыцаря любимого... избраннице.
Она ушла с поднятой головой,
И снова путь изгнания ей, страннице.
*****
Я было перевела дух, надеясь на рыцарскую романтику, но мне вместо букета в нос упёрлась рифма шекелей-векселей, а за ней гонимая по свету трава, чудная строка «месть не звала она в свои свидетели» и поднЯтая голова. Ужас, зачем меня дурочку в жюри позвали, если я даже эпиграф из Вальтера Скотта понять не могу, кто там в союзе с кем и для чего нужно избавителя покидать. Так ваша Ревекка никогда замуж не выйдет. Кстати, как от векселя правильно оторвать пол-осьмушки? Расскажите, мне для работы надо : )
3/3
*****
10. "Любовь №1"
Деточка, это – такая болезнь,
Как аллергия весенняя.
Пульс учащён, и не хочется есть?
Странных желаний рождение?
Да, все симптомы: бессонница, дрожь,
Слёзы, озноб и томление.
Веришь гаданиям, трепетно ждёшь
Путаных снов воплощения...
Признак тревожный – ты пишешь стихи!
Нужно набраться терпения.
Грипп и ветрянка, коклюш и бронхит, –
Всё поддаётся лечению.
Может быть, детка, и это пройдёт –
Боль, и восторг, и смятение...
Только не скажет никто наперёд,
Будет ли выздоровление.
Часто проходит. С течением лет
Муки любви забываем мы.
Но остаётся невидимый след
Где-то в душе. Несмываемый.
*****
Раньше в стихах эпитет «несмываемый» я встречала исключительно рядом со словом «позор». А тут про след в душе, совсем не про позор. Я ожидала стих про любовь, а тут какая-то история болезни без гарантии выздоровления. Путаных снов воплощения, лучше про этот опус и не скажешь.
3/3
*****
11. "Oжидание"
Боль не делает сильней...
Дух больницы, скрип кровати,
королевство простыней,
белый цвет капитуляций.
Жизнь твоя в руках врача
где-то в операционной,
только б он не подкачал,
ангел в шапочке зелёной.
Кофе сладкий мне горчит,
"быть" с "не быть" в извечном споре,
всемогущие врачи
нервно курят коридоре.
Мысли страшные гоню,
но, увы, безрезультатно,
чтоб ослабить западню
список дел пишу на завтра,
но прожорлив страха червь
и бессильна валерьяна...
Наконец открылась дверь
– "Доктор, как он?"
– "Всё по плану!"
*****
Ангел в шапочке зелёной очень мне понравился, добавлю за него балл. Всё остальное крайне странно и сомнительно: врачи в коридорах давно не курят, «королевство простыней» - это вообще не про больницу, западню нельзя ослабить (это вам не капкан), червя страха никто с руки не кормил (как узнать, насколько он прожорлив?), а концовку я своим умом не осилила. Что там в итоге «по плану»? Пациент умер или жив?
3/4
*****
12. "Прогулка на самокате"
Мой самокатик смел и крут,
когда во блажи
Его космических причуд
лечу бесстрашно
По-над асфальтовым холстом
дорог рыбацких,
В прицеле вантовых мостов
и фабрик ткацких.
А рядом шастает народ
по стёжке длинной,
Колёса катятся вперёд,
до лавки блинной.
Светило движется в зенит,
щебечут пташки,
Мобильник весело звонит
в моём кармашке.
Нева фатальна как всегда,
как фея-банши,
И вдоль неё туда-сюда
гуляют баржи.
Мы с двухколёсником вдвоём,
стреножась дружно,
Заглянем в буйный водоём,
где волны вьюжны.
Покормим с берега реки
болтливых чаек -
И мимо плачущих ракит
домой отчалим.
А где-то в радужности глаз,
ещё крылатых,
Лежат полёты про запас.
И самокаты.
*****
Позитивное и лёгкое стихотворение, очень люблю такие. Могло бы стать лучшим текстом лонг-листа, но не стало. Космические причуды – это явно не про самокат. Прицел ткацких фабрик и «колёса катятся вперёд» - тоже в минус. Туда же - «фатальная как фея Нева», баржи вдоль реки (нет, они не вдоль, они как раз по реке), «стреножась» (?), «волны вьюжны» (??), «радужность глаз крылатых» (???). Я бы сравнила это стихотворение с вкусняшкой из вредных продуктов, вроде уличной шавермы.
4/4
*****
13. "Муравьиная богиня"
У речки загораю, как наяда,
А рядом земляные муравьи,
Не замечая пристального взгляда,
Несут поклажи тяжкие свои.
И муравьиный бог им потакает,
О счастье и спасении в труде
Вещает каждый день с Большого Камня.
Он – высоко. Он – в них. И он – везде.
Они - его подобие и образ
И молятся, наверное, в душе
Порою вместе, а порою порознь
О вечной жизни на другой меже.
А я, водя тихонечко травинкой,
Осуществляю мелкую мечту
И, отменяя рабскую повинность,
У лазов крошки сахара кладу.
Могу решить я, кто из вас погибнет,
А кто сейчас полакомится всласть.
Я ныне - муравьиная богиня,
Но вы не в курсе, что сменилась власть.
Не обещаю ада или рая
И жизни, где один сплошной ажур.
Я просто на припёке загораю,
Травинкой в муравейнике вожу.
Но постараюсь пяткой не разрушить
Мирок, похожий на живой клубок.
Пусть душит смех, но я немного трушу:
- Вдруг покарает Муравьиный Бог?
*****
Я хотела бы надеяться, что муравьиный бог не везде : ) У меня сейчас по кухне тоже ползают муравьи, хотя до состояния «мирок, похожий на живой клубок» дело пока не дошло. Почему-то совсем не удивляет, что мураши «не замечают пристального взгляда» и «не в курсе, что сменилась власть». Моль в шкафу тоже не в курсе, что свитер из ангоры я купила не для неё. Кстати, а Больщой Камень – это где? Муравьиный бог без камня вещать не умеет?
4/3
*****
14. "Эвтерпа февраля"
Дописана последняя глава
о снах. Скитаний путь неблизок.
И ручкой, неуверенной в словах,
бессонница рисует одалисок.
Сжимая пожелтевшие листы
заходит, притворяясь Мельпоменой,
укутанная в шубу темноты,
с порога объявляя дням измену.
На пару с ветром, в облаке моём,
ты будешь холодна и непокорна,
пока грустит, налившись, окоём
и пришлым снегом,
и зимою чёрной.
*****
Вот оно, лучшее по замыслу и смыслу стихотворение лонга, наконец-то! Последняя строфа просто прекрасна, выше всяких похвал. Жаль только, что адресата итогового обращения («ты будешь холодна и непокорна») без заглавия не узнать, ведь ранее речь про бессонницу и одалисок, а также про притворную Мельпомену. И ещё мне совсем не понравилась строка «с порога объявляя дням измену». Она существенно портит стихотворение, как мне кажется. Именно за неё я вычла из оценки один балл (за технику, поскольку считаю, что это случайный производственный брак).
4/5
*****
15. "Зона памяти"
Зона осуждения в десяти шагах,
Слёзы поколения мокнут в облаках.
От звезды давидовой жёлтые следы.
Принесли обиду нам в ковшике воды.
Расплескали ветрено опалённый яр,
Бесконечно плачущий пепельный кошмар.
Траурные выкрики да звериный страх,
Солнечные выдохи в маминых руках.
Мальчики и девочки, юные ещё,
Бабушки и дедушки – бесконечен счёт.
На дорожках хоженых – павшие цветы,
До чего похожие с ними я и ты.
Зона пробуждения – травы сквозь тела,
Раздаёт забвение повелитель зла.
Память беспокойная – времени печаль.
Зона непрощения – чёрная вуаль.
*****
Неудачное стихотворение, сплошь из каких-то окольных слов собранное. Страшные темы требуют жестокой прямоты и ясности, а здесь в тексте трижды слово «зона» (осуждения, пробуждения, непрощения), а ещё «слёзы мокнут», «следы принесли обиду в ковшике, расплескали яр», «траурные выкрики», а в самом конце «чёрная вуаль» в качестве рифмы к «времени печаль». Я прочитала и решила, что всё это плохо и совершенно мимо моих читательских чувств.
3/2
*****
16. "Подставка луны"
Тишина стоит в распадках синих гор,
Пики острых скал вонзаются в закаты,
Кузюки* ведут неспешный разговор
Под звездой манящей, в облаках чубатых.
Там, где край опорный, божья благодать,
Где гнездо поэтов, где душа крылата!
Проводив в последний путь старушку-мать,
Я повязан кровью с городом булата.
Горы-исполины в пелене густой, –
Три хребта гранитных, словно на цепочке,
Измеряют голубую высь верстой
В недоступной для туриста высшей точке.
Утки крякают над "каменной рекой",
В целом мире краше Родины не зная,
А в объятьях с зорькой девственный покой,
На лугу чабрец с ромашками без края.
Величавы горы, тишина жива
Летом, памятью да письмами в конверте.
Не случайно в песню просятся слова,
Чтоб звучать, как ноты нежные в концерте.
На юру граница и родимый дом,
Азия с Европой в вечном диалоге.
Осень жизни, словно батюшка с крестом,
Каждый вечер разговаривает с Богом.
Серенады нерадивый сын поёт.
Жизнь не изменить под месяцем двурогим.
Мчатся годы-птицы, позабыв про счёт,
Мчатся ланью по извилистой дороге.
Замок ластится к сиреневой горе.
Неба синь, крылами яростно пластая,
С леденящим плачем на хмельной заре,
В даль, за Таганай**, уходит птичья стая...
*****
Вот ещё одно стихотворение, от которого я должна была стать мудрее и просвещеннее, но не стала. Для чего мне знать, как по-башкирски будет «подставка Луны», и кого следует называть кузюками? Где эти самые кузюки у вас ведут «неспешный разговор»? В чубатых облаках? Что такое «гнездо поэтов»? Откуда вам знать, что утки весь мир облетели, и краше родины (с заглавной буквы) не нашли, и оттого крякают? А осень жизни вы сравнили с «батюшкой с крестом». А годы-птицы у вас «мчатся ланью по дороге». А для тех читателей, у кого ум за разум не зашёл от этого стихотворения, есть ещё четыре абзаца справочной информации, в том числе про загадочные гольцовые останцы. Я даже слегка всплакнула от мысли, что «местные жители знают много красивых легенд о своей земле», а я тут сижу и слушаю, как «серенады нерадивый сын поёт».
3/3
*****
17. "Сад или конкурс?"
Клубника спелая и грядки тоже здесь
Работа спорая, но ни привстать, ни сесть.
А солнце жаркое, пока торчишь в траве,
Лучом-проказником стучит по голове.
Куда ни взглянешь - всюду смех подруг:
Блестят смородины, и ус топорщит лук.
Незрелой вишни видится глазок,
Укроп зелёный вставил голосок!
Томаты стройные довольно высоки,
Чуть отвлекаешься - жируют пасынки.
Чуть не полил - висят дождём листы...
Когда не урожай - ВИНОВЕН В ЭТОМ ТЫ!
Но снова конкурс манит новизной!
И наплевать там холод или зной.
Ворчит семья, летят, летят листы...
Стихов не урожай? ВИНОВЕН В ЭТОМ ТЫ!
*****
Я должна ещё раз отметить, что авторы в этом месяце судей не жалеют. «Клубника спелая и грядки тоже здесь» - то есть всё на месте, грядки из под клубники никто не украл : ) Солнце стучит по голове лучом. Если бы стихотворение называлось «Торчим в траве», или «От травы штырит» - я бы отнесла его к жанру специфической поэзии и отнеслась с пониманием. Тем более, что тут у вас «куда ни взглянешь - всюду смех подруг». В обычном состоянии я смех подруг не вижу, а слышу. А «голосок укропа» наоборот, не слышу : ) Жируют пасынкИ, висят дождём (?) листы – вы там не отвлекайтесь, а то скворцы в скворечник утащат. Неурожай, кстати, в данном случае пишется слитно, а за капслок я вам скажу спасибо не раньше, чем перестану видеть строчные буковки («мартышка в старости слаба глазами стала» (с) И.А. Крылов)
3/3
*****
18. "Улетая"
Улетая, ищешь подсказки в памяти,
что-то шепчет ангел-автопилот.
Близкий Бог всевидящ, всезнающ, праведен;
оттиск штампа в лётном листе лилов.
Город быстро меркнет, бледнеют линии
от окраин тянет последним днём.
Ты восходишь к небу в морозном инее,
ты зачислен в воздух и заперт в нём.
Не понять, - награда или возмездие
твой полёт в невиданной пустоте.
Якоря цепляются за созвездия,
люди прячут души в застенках тел.
Ничего не жаль теперь и не надобно,
И не тянет в сладкий покой нирван.
Вот бы людям счастье с небес упало... Но -
люди станут счастье делить и рвать.
А ведь счастье – лёгкое, легче пёрышка,
каждый миг чудесен и невесом,
Бог весь мир баюкает, как ребёночка,
направляет в мирный счастливый сон.
*****
Здесь чувствуется, что автор опытный и натренированный, в плане техники не спотыкается на каждом шагу. Сюжет многообещающий, но реализован так себе, можно было придумать гораздо лучше и ярче. Зачем «искать подсказки в памяти», если ангел и так всё подскажет? Или ангел слишком тихо шепчет? А вот нечего было слуховой аппарат дома забывать : ) «От окраин тянет последним днём» - а из центра что, предпоследним тянет? «Якоря цепляются за созвездия» - это что ещё за якоря? На погонах? И, хотя я не знаю, где люди прячут свои души, но в застенках обычно самих людей прячут, если эти люди мешают общественному счастью. Про счастье, кстати сказать, всё верно написано. Людям счастье задарма раздавать нельзя – поубивают друг друга или покалечат.
5/4
*****
Ух, неужели я добралась до конца этого читательского забега? Поверить не могу, ведь меньше двух десятков стихотворений прочитала и оценила, а ощущение такое, словно «Преступление и наказание» задом наперёд на башкирском языке проговорила вслух. Мозг болит, веко дёргается, а ночью, наверное, ещё Таганай с Бытоилом приснятся. Спасибо вам, мои анонимные словесники.
Да, всё правильно, я злыдня с жабрами и щучья матерь : ) Ваша Саша.
Свидетельство о публикации №119070800433
Агата Бахрушина 08.07.2019 17:22 Заявить о нарушении