Увлечение историей

               
Свою будущую профессию я выбрал, по сути, ещё в пятом классе. Хотя долго об этом не догадывался. Вначале предмет «история» мне просто нравился. Учебник по истории древнего мира, с которой всё началось, был  написан настолько живо, интересно, что захватывало дух. Впечатляли и прекрасные иллюстрации, которых в учебнике было множество. Однажды наша старенькая учительница принесла  какую-то книгу, и мы весь урок читали, как оказалось, записки Генриха Шлимана о раскопках древней Трои. Я, наверное, был самым внимательным слушателем. С этого момента уроки истории стали для меня самыми желанными. Потом к ним присоединилась литература.
Увлекшись историей, я достал и запоем прочитал книгу Рафаэлло Джованьоли «Спартак». Она подвигла меня к творчеству: я стал лепить из пластилина фигурки древнеримских легионеров, соответственно вооружённых и  одетых, и разыгрывать с ними сражения. Поначалу моё занятие было чисто любительским. Однако вскоре оно приобрело характер настольной игры, в которую оказались вовлечёнными многие мои товарищи по военному городку. Мы разработали соответствующие правила, дополнили нашу пехоту конницей – одним словом, стали воспроизводить сражения античной эпохи в соответствии с требованиями военного искусства. Для этого потребовалось соорудить специальный стол, по размерам раза в два-три превосходивший биллиардный. Всё лето мы проводили у этого стола. Повзрослев, я прочитал, что подобное увлечение было у Суворова. Только он играл оловянными солдатиками, а мы – сделанными своими руками.
В старших классах мои успехи в истории получили своё развитие. Учителя заметили моё рвение и поощряли его. На уроках истории я научился не только излагать учебный материал, но и высказывать своё мнение, дискутировать. Впоследствии это пригодилось мне в университете, где я с первого курса зарекомендовал себя подготовленным полемистом. Этому способствовало, кстати, и то, что ещё в школе я стал читать серьёзную литературу. Особенно увлекала меня археология. Просто из интереса  я прочитал немало фундаментальных трудов подвижников и популяризаторов этой науки. Среди них: «Когда Солнце было богом» Зенона Коседовского, «Боги, гробницы, учёные» К.Керама, «История начинается в Шумере» С.Н. Крамера, книга Г.А.Штоля из серии ЖЗЛ «Мечта о Трое» – о знаменитом немецком археологе Генрихе Шлимане, о котором я упоминал, и другие. К концу учёбы в школе я уже не сомневался, что с историей будет связана моя дальнейшая жизнь. В этой мысли меня укрепляло общение с нашим историком в старших классах, директором школы М.Ф.Соколовым. Он поддерживал мои умонастроения и как педагог, и как человек. Впоследствии Михаил Фёдорович стал преподавателем кафедры философии в университете, где я учился, и мы с ним активно общались.
               


Рецензии
Читаю Ваше и параллельно вспоминаю свое. И думаю, как же важно встретить настоящего учителя, умеющего зажечь искру в ученике, как важна вовремя прочитанная правильная книга. Все вроде бы случайно. Но ведь "случайность есть непознанная закономерность". И игры военные, и развитие Ваше в среде военных, - все не случайно, все разумно и целесообразно.

Татьяна Сердюк   10.07.2019 23:21     Заявить о нарушении
Это Вы правы,всё в моей жизни складывалось как-то разумно и целесообразно.Считаю,что мне в этом плане крупно повезло.Очень рад,что мои воспоминания как-то напоминаю Вам о своём детстве.С теплом,

Владимир Сурнин   15.07.2019 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.