В поле культуры

В ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
(рецензия на цикл статей журналиста А. Г. Хрулёва)

Освещение культурной жизни для журналиста – дело увлекательное, но во многом неблагодарное. Разумеется, если речь идёт не о колебаниях мейнстримовой линии правящей кормилом гламурного агитпропа «красивой жизни» сильных мира сего поп-индустрии, а о культуре в её посконном значении – возделывании душ человеческих и взращивании столь драгоценной во все времена духовности. Сложность же представления её явлений в масс-медийном пространстве определяется стереотипами их восприятия значительной долей аудитории: те из них, что традиционны по форме, зачастую поверхностно воспринимаются как шаблонные и скучные, а те, что экспериментальны – наоборот, как непонятные и «грузящие». 
Пробиться сквозь такие стереотипы и предубеждения, не скатываясь в опрощение или фиглярство, и в то же время привлечь и удержать внимание искушённых ценителей высокой культуры – от строгих поборников классики до вдохновенных энтузиастов авангарда – дело, прямо скажем, нелёгкое. Однако даже среди начинающих свой журналистский путь авторов встречаются рыцари пера, которые выполняют эту миссию легко и красиво. С недавнего времени к их славной когорте примкнул наш земляк, уроженец г. Никольска Антон Геннадьевич Хрулёв, ставший в 2018 г. лауреатом Всероссийского конкурса «Школа литературной журналистики «Молодой Дельвиг».
Спектр охватываемых молодым журналистом тем довольно разнообразен, но при этом объединён общей канвой – преемственным развитием духовной культуры Пензенского края. А. Г. Хрулёв  обращается и к мемориальному наследию «золотого века» русской литературы, и к сценическим интерпретациям истории пензенского театра, и к фестивальному движению поэтов и бардов. Касается он и социокультурных проблем развития провинциальных городов, достижений и перспектив историко-литературного краеведения в новейшее время.
Неподдельным участием проникнуты статьи Антона Геннадьевича о трудностях сохранения и восстановления объектов культурного наследия Пензенской области, связанных с памятью выдающихся деятелей русской культуры, живших некогда в здешних местах. Один из них – усадьба Зубриловка князей Голицыных-Прозоровских в селе Зубрилово Тамалинского района. В ней бывал Г. Р. Державин, а с апреля до осени 1797 года служил в качестве домашнего учителя И. А. Крылов. Посредством интервью с кандидатом исторических наук В. В. Нефёдовым журналист раскрывает значение творчества великого российского баснописца в контексте важнейших литературных персооналий земли Пензенской: его оценки В. Г. Белинским и его влияния на стиль ряда произведений М. Ю. Лермонтова. Указан в статье и основной комплекс социально-экономических и социокультурных обстоятельств, препятствующих возрождению усадьбы.
В материале же о музее-усадьбе В. Г. Белинского, являющемся достопримечательностью одноимённого города, Антон передаёт личный опыт посещения этого мемориального комплекса в роли обычного туриста. Яркими, но печальными тонами живописует он историю и разрушительные последствия для музея бюрократической волокиты по давно уже перезревшему вопросу его ремонта.
Высокая информативность содержания при небольшом объёме характеризует заметку А. Г. Хрулёва о торжественных мероприятиях, развернувшихся в Пензе в рамках года театра. Ориентируя читателя в разнообразии событий, коллективов, имён, которыми представлено масштабное театральное празднество, автор не забывает напомнить и о первых шагах сценического искусства в столице сурского края.
К юбилейной и в чём-то мистической дате – 40-летию пензенского фестиваля поэзии и бардовской песни, известному в последние годы по всей России под названием «Часовые любви» приурочена ещё одна публикация Антона Геннадьевича. После небольшого экскурса в историю становления традиции его проведения на пензенской земле журналист отдал должное той организационной поддержке и спектру направлений развития фестиваля, которые он получил на современном этапе. Скрупулёзное освещение получили масштаб и разнообразие форм данного литературно-музыкального праздника, межрегиональный характер состава его участников. Полнозвучным финальным аккордом статьи послужил отзыв о фестивале ставшей его открытием и одним из лауреатов пензенской поэтессы Ольги Кузьминой, отметившей значение этого мероприятия для молодых творцов прекрасного. 
Наиболее многостороннее видение актуальных процессов развития культуры не только духовной, но и материальной в Пензенской области представлено в интервью, взятом А. Г. Хрулёвым у В. В. Нефёдова. Глубоко эрудированный историк, опытный путешественник, журналист и литературовед, Вячеслав Викторович с помощью грамотно подобранных вопросов интервьюера дал анализ и оценку текущему цивилизационно-культурному состоянию г. Никольска и типичной постсоветской глубинки в целом. Примечательно, что они были основаны на искушённом взгляде уроженца с. Александровки Бековского района Пензенской области, проведшего студенческие годы в Пензе и ставшего жителем Москвы, который побывал в большинстве районов России и множестве стран мира. Публикация также знакомит читателя с насыщенной и разворачивающейся по различным направлениям деятельностью В. В. Нефёдова на поприще науки, литературного краеведения, а также на посту вице-президента Фонда содействия развитию русской культуры. 

Б. А. Дорошин,
кандидат исторических наук.


Рецензии