Школьные годы

Школьные годы

          ***

          Джагга. Учительница биологии и зоологии Фаина Абрамовна была еврейкой, а повадкой точно матёрый вор в “Господине 420” Раджа Капура. Черты лица её поизносились в моей памяти, но связку ключей я помню – забыть небезопасно. Я думал, она с ней родилась. Связка была большая. Нет, ну что я – она была очень большая, да что там, – это был опухший от жрачки металлический ёж. Стены вздрагивали от испуга, когда Джагга бросала эту связку на учительский стол. А делала она так всякий раз, чтобы убить шум и вернуть класс к порядку.
          Давно узнал я о происхождении слова “академия”, где Платон учил, прогуливаясь с учениками по аллеям священной рощи Академа. Крыша над головой… На случай непогоды – неплохо бы, но не того более.
         Нет у истории цифр, сколько учеников шныряли рядом с учителем и около него. Но сколько слышали, столько и учились. 10 ли человек в классе, или 200 в аудитории, 20 тысяч у телевизоров – сколько внимают, столько и учатся. Образование есть умение найти необходимое знание. Или в своей памяти, или на носителе его.
          Мой опыт согласен с предложением, что лучшее образование – самообразование. Оно не для тугодумов или ленивых. Таким нужен учитель: добавлять к учебнику объяснения и контролировать процесс. А про результат? Результат – забота учащегося. Знание нельзя дать. Его можно предложить.

          ***

          Все десять школьных лет был я закоренелым троечником. Теперь, с красным дипломом университета, знаю, что имел способности отличника, но… Было то, что было.
          Марья Иванна, хорошенькая и моложавая, положила на стол стопку сочинений по “Обломову” и сказала, что лучшее Алика Дайхеса, и это из всех 8-ых классов. Молчание приключилось с хорошими мальчиками и девочками. Кто?! Этот тощий, ушастый, близорукий бедно одетый безликий троечник?
          Не Илью Ильича, книгу я полюбил. Впервые я делал домашнее задание в азарте и с неподдельным увлечением. То, что получилось мне очень нравилось. За раскрытие темы – 5, за грамотность – родная самая тройка. Сдал я лучшее сочинение по “Молодой гвардии”, а книгу не читал. Что говорится – не пошла. Лучшее было и по “Поднятой целине” и “Свету далёкой звезды”, ту и другую читал от первой страницы до второй лишь. Тоже не пошли.

          ***

          Знание нельзя дать, но его можно предложить, для того я и прихожу в класс. Сколько у меня учеников? Да сколько угодно!  Накидывай провод от твоего мозга к моему, и принимай. Выбор ведь твой, не учителя. Если отвлекаешься, чем помогу я тебе?
          "Русалка" Варвара Петровна на уроке забрала у меня из под парты модную тогда книгу “И один в поле воин”, про разведчиков. Её мне дали почитать с возвратом в пятницу. В среду книгу она забыла дома. В четверг заболела: то есть, книга пошла по знакомым. В воскресенье поехал к ней домой. Красная и распаренная, вся в бигуди, с черпаком в руке она изумлённо выкатила на меня глаза. Книгу, сказал я ей. Мою книгу, Варвара Петровна. В квартире засумотошились. Что-то грохнуло на пол и покатилось. Варвара Петровна взяла у кого-то позади и передала книгу мне. Ухоженная было, бедняжечка была разъята на две части с жиром на обложке.
          Что дам тебе я, ученик, помимо книги. Смотри и мысли.
Я приношу в класс стакан с водой и опускаю в него ложечку. Тема: преломление света. Переломленой ложечку видят только те напротив. Я поворачиваю стакан в стороны: смотрите и вы тоже. Я могу и умею показать тебе тему с разных сторон, чего не делает учебник.
          Знаниями в комнате твоей памяти завален стол, они стопками громоздятся на полу. Отыскать нужное – дело пренеприятнейшее, потому как издевательски долгое. Я научу тебя, как переделать твою память в библиотеку и разместить знания по полкам и темам. Если о всезнайках: прочитайте анекдот про Эйнштейна и тест Эдисона? Эйнштейн его завалил.

          ***

          Ева Львовна, дама вся сама из себя, учительница английского. Я временами пробую учить язык, но в предшествующие годы я запустил его так, что… да что тут говорить. Мне бы с грамматикой великого русского совладать.
          В начале урока встретилось выражение seeing is believing. Оно не даётся отличникам, но Ева Львовна сегодня терпелива и ждёт. Проходит за стол, оглядывает класс. Останавливается на мне, поднимает бровь. Как она поняла, что я знаю? Увидеть – значит поверить, отвечаю я. Лучшая часть класса оборачивается со злобой: опять этот сынок пьяницы суёт свой нос куда не положено.
          Школу – как ступенчатое образование нужно строить с крыши вниз до первого детсадовского этажа. Сперва, из предела научных достижений нужно составить перечень требований к соискателю доктората. А потом так всё идёт ниже до детсада. Смысл-то в том, что государству от школы нужен индивидуум, подготовленный воспринимать профессию и большие знания. Высшая школа готовит специалистов для науки и производства.

          ***

          В девятом и десятом завели день труда: раз в неделю, небольшой заводик. Что он делал - производил - изготавливал – не знаю, не интересовался. Наш мастер, хороший и умный парень, быстро выделил несколько ребят с головой и руками и стал с ними работать какой-то станок – остальные побоку. Чем занимался я: убей – не помню, но работать металл напильником и ножовкой не хотел. Изо всех бездельников на меня положил воспитывающий глаз завуч по труду: отставной полковник, стройный, подвижный, с умным лицом. На экзамене он показал мне молоток и спросил что это. Отвёртка, ответил я. Что он хотел сделать из хиленького и недообразованного еврея, я не смог узнать после школы. Ибо через месяц после экзаменов его (был он, о том я и не ведал, соседом по двору) пронесли хоронить мимо нашего окна.
          Цель и задача школы – получить из индивидуума рода Homo предмет общественный как субъект государства. Цель послешкольного образования – человек специализированный. Если запросы всех уровней высшей школы понятны – их определяет нужда производства. Задача школы дать человеку понимание! всеобъемлющей связи явлений природы и общества. Суть не в наборе предметов, а в образованности учителей: их обладание философским умением анализа явлений жизни.

          ***

          Даша и Глаша подружки одного двора. Одна пошла в экономисты (так получилось), вторая – учительница (жребий выпал). У обеих трудные дети. Даша мужу: эти учителя просто не умеют воспитывать детей. Глаша Даше: эти родители детей не воспитывают.
          Цель и задача школы получить из индивидуума, не сделать!? – выработать человека!
          Как вид Homo sapiens sapiens мы входим в жизнь существами: самками и самцами. Когда существо способно отзываться на имя, оно становится индивидуумом. Индивидуум, научаясь морали и подчиняя поступки свои её законам, может стать человеком. Следовательно: большинство человеческих существ проходит через жизнь самками и самцами. Потребности тела и страх наказания определяют их решения.
          Человек, который посредством труда над собой подступает к вопросу: Г-споди, зачем Я?!, может стать личностью. И тогда и только тогда самка становится Женщиной, а самец – Мужчиной.
          Даша – экономист, Глаша – учительница. У них есть образование, нет знаний: не обучены искать и видеть всемирную связь явлений. Даша надеется на Глашу, а Глашу учили учить, а не воспитывать. Не потому, что такой науки нет, а потому что её быть не может, ибо воспитанию учат примеры и искусство.
          А формула воспитания куда уж проще: “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь” Левит, 19:18. И Гиллель повторил: “То, что нехорошо тебе, не делай другому”.

          ***


Рецензии