Встреча с поэзией. Поль Валери
И хотя этот сборник - перевод с французского, казалось бы, некоторая сложность для исследования, но самый лучший переводчик – сердце. В своем эссе я коснусь лишь тех стихов и строк, на которые обратила внимание и ранее, и сегодня, строки поэтичные, неувядаемо вечные: гармония и красота слова, прорыв в иные измерения, озарение, пророчество. В стихах возникают образы изначального создания мира : это и « первородная глина» , и «заложница эфира» (поэма «Юная парка» - александрийские стихи, интеллектуальная поэзия), и «приморская память», и «несытая гавань» (стихотворение «Щедрость вечера»).
Поль Валери владеет пленительным искусством перевоплощения: он рассказывает нам от лица и Венеры, и Орфея, и кесаря, и змея в саду. «Набросок змея» (перевод Е.Витковского). Можно сказать: слова поэта улыбаются, смеются, смело и гибко скользят по ставшим для нас привычными понятиями и истинами – «словесный фейеверк». «О, этот Сад – сплошная прелесть!/ Дрожите люди! Я – в саду!», Ах, Солнце, Солнце! Высший промах!»» О Солнце, по твоей вине/ восходы мнятся в мире лживом, /Длит годы человек во сне,/Обманным вверяясь перспективам». «О, Небо – результат просчета!/О, Времени смертельный груз!» «Многоразумную натуру/Творец мне дал своей рукой: Отмщения клавиатуру /Я отыщу в душе людской». Современно.
В этот раз я обратила внимание на замечательное стихотворение «Нарцисс говорит» (перевод Р.Дубровкина). Зримо, так средневековые мастера живописи писали красками!
Предваряет стихотворение обращение к цветам:»Собратья ирисы, о красоте скорбя,/ В толпе нагих цветов…» Нарцисс рассказывает : «О, светлый водоем оплакиваю я/Овал, объятьями моими окаймленный, /Глазами черпая из смертного ручья…»/. Написано так красиво, просто дух захватывает. Зримо, так средневековые мастера живописи писали красками! Поэт переосмысляет образ Нарцисса: у него это поэтическая личность, которая задумывается и о красоте, и о вечном, и о самосознании. Однажды человек, , вероятно, один из первых, имя его и сохранил миф, увидел свое зеркальное отражение в озере и был поражен открывшейся ему красоте и озера, и себя самого, - осознал, что есть земное, и он часть земного, смертного, и есть вечное… Teма Нарцисса - одна из важнейших в лирике Валери. Этому персонажу античной мифологии посвящен целый ряд его стихотворений («Нарцисс», «Нарцисс говорит», «Кантата Нарцисса» и др.) В специальном докладе «О Нарциссах», прочитанном в Марселе в сентябре 1941 года, Валери указывал на эту тему как на особый род поэтической биографии. Вероятно, не только своей, но и биографии времени, когда мир был погружен в пучину войны, второй год шла Вторая мировая война.
Валери рассказал о своем понимании поэзии во многих эссе, в частности в «Литературных портретах». «Поэзия – это попытка вложить в речь больше смысла, замешать нее больше музыки, чем несет и в принципе способен нести в себе обычный язык» («Проходящий Верлен», перевод А.Поповой). Стихи Валери в прозе «Любитель поэзии» (перевод М.Яснова) приоткрывают нам тайны его мастерства «Стихотворение есть длительность, в течение которой я, как читатель вбираю в себя некий приуготовленный закон; я расширяю его за счет своего дыхания, или инструментария своего голоса, или же отдельных свойств их, которые совместимы с молчанием. Я предаюсь восхитительной устремленности читать, жить по мановению слов. Их появление предначертано. Их звучания сопряжены друг с другом» (в сокращении).
Следует кратко рассказать биографию Поля Валери. Родился Поль Валери в 1871 году во французском городе Сет (побережье Лионского залива Средиземного моря). Его отец, Бартелеми, таможенный контролер, корсиканец; мать, Фанни Грасси, родом из Генуи, была дочерью итальянского консула во Франции. В ее роду были мореплаатели, ученые, сам герцог Миланский.
Детство и юность Валери прошли в Монпелье, крупном городе неподалеку от Сета. Поль Валери увлекается поэзией, живописью, историей архитектуры. математикой и физикой. Его друг, начинающий писатель Пьер Луи, вводит Валери в литературную среду Парижа. Особое влияние на начинающего поэта оказал Стефан Малларме. В сборнике «Рождение Венеры» - три эссе, посвященные Малларме: «Стефан Малларме», «Последний визит к Малларме» и «Малларме». Дружба с поэтом Малларме стала важным событием в жизни Валери.
Валери настойчиво ищет законы, управляющие интеллектом, а также творческим актом. Он стремится найти и понять общий механизм порождения поэтических произведений. Результатом его поисков стала работа «Введение в систему Леонардо да Винчи». В этом эссе его интерес обращен к проблемам сознания, точнее самосознания. Не случайно Валери называет Леорнардо «символическим умом».
В 1900 году Валери женится на Жанни Гобийяр (талантливая пианистка), племяннице Берты Моризо и Эжена Моне, брата известного живописца. В этом браке родилось трое детей: Клод, Агата и Франсуа.
Валери был избран членом Лиссабонской Академии наук, состоял в Национальном фронте. Во время Второй мировой войны, Валери сняли с нескольких из этих должностей из-за его отказа сотрудничать с режимом Виши* Но Валери все эти тяжелые годы продолжал работать и публиковаться, оставаясь заметной фигурой во французской культурной жизни. Валери умер в Париже 20 июля 1945 года. Он был похоронен на кладбище в его родном Сете, о котором он писал в своем знаменитом стихотворении «Кладбище у моря». Поль Валери известен не только своими стихами и прозой, но и как автор многочисленных эссе и афоризмов, посвящённых искусству, истории, литературе и музыке.
Поль Валери - первый поэт Франции 20 века**. Поэзия Валери волнует и возвышает душу. Ощущение чуда создают неимоверная глубина проникновения, классически выверенная музыкальность и образность стиха, интеллектуальность и исторические детали. Творчество Валери, его духовные поиски и наработки актуальны, близки нам, сегодняшним, глубиной мысли и гуманизмом.
«Я за всё и сам в ответе, / Вот он, чистый вертоград!/ Столько образов на свете, / Сколько мой вбирает взгляд./ Звуки льются отовсюду,/ Каждый лист — сродни сосуду,/ И чиста его вода... / Все живет, цветя и нравясь, / И любая просит завязь/ Подождать её плода. Из стихотворения «Жарa».
*Kоллаборационистский режим в Южной Франции, появившийся после поражения Франции в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 году.
** Анкета журнала «Connaissance» (Познание) дала Валери в 1921 году титул лучшего поэта современности.
Свидетельство о публикации №119070607489