Лермонтов. Гость
Давно тому назад.
Он сердце девы получил:
А сердце – лучший клад.
Уж громкий колокол гудёт,
И в церкве поп с венцами ждёт.
И вдруг раздался крик войны,
Подъяты знамена:
Спешат отечества сыны -
И ноги в стремена!
Идет Калмар, томим тоской,
Проститься с девой молодой.
"Клянись, что вечно, – молвил он, –
Мне не изменишь ты! –
Пускай холодной смерти сон,
О, дева красоты,
Нас осеняет под землёй,
Коль не венцы любви святой!"
Клариса клятву говорит,
Дрожит слеза в очах,
Разлуки поцелуй горит
На розовых устах:
"Вот поцелуй последний мой –
С тобою в храм и в гроб с тобой!"
– Итак, прости! жалей меня:
Печален мой удел! –
Калмар садится на коня,
И вихрем полетел...
Дни мчатся... снег в полях лежит...
Всё дева плачет да грустит...
Вот и весна явилась вновь,
И в солнце прежний жар.
Проходит женская любовь,
Забыт, забыт Калмар!
И должен получить другой
Её красу с её рукой.
С невестой под руку жених
Пирует за столом,
Гостей обходит и родных
Стакан, шипя вином.
Пир брачный весело шумит;
Лишь молча гость один сидит.
На нём шелом избит в боях,
Под хладной сталью лик,
И плащ изорван на плечах,
И ржавый меч велик.
Сидит он прям и недвижим,
И речь начать боятся с ним...
"Что гость любезный наш не пьёт, –
Клариса вдруг к нему, –
И что он нить не перервёт
Молчанью своему
Кто он? откуда в нашу дверь?
Могу ли я узнать теперь?"
Не стон, не вздох он испустил -
Какой-то странный звук
Невольным страхом поразил
Мою невесту вдруг.
Все гости: ах! – открыл пришлец
Лицо своё: – то был мертвец.
Трепещут все, спасенья нет,
Жених забыл свой меч.
"Ты помнишь ли, – сказал скелет, –
Свою прощальну речь: –
Калмар забыт не будет мной;
С тобою в храм, и в гроб с тобой!
Калмар твой пал на битве – там,
В отчаянной борьбе.
Венец, девица, в гробе нам:
Я верен был тебе!"...
Он обхватил её рукой,
И оба скрылись под землёй.
В том доме каждый круглый год
Две тени, говорят,
(Когда меж звёзд луна бредёт,
И все живые спят)
Являются, как лёгкий дым,
Бродя по комнатам пустым!..
Суть этого стихотворения – сатира на невежество людей и их ненужные клятвы в любви. Конечно, когда воин идёт на войну, его надо поддерживать и своей любовью вдохновлять на будущую встречу!..
Яркий пример этому – стихотворение Е. Симонова «Жди меня, и я вернусь».
Но когда воин пал смертью храбрых, превращаться в вечную вдову или убитую горем невесту, сжигая себя заживо, НЕ СТОИТ, потому что для души умершего главная ПАМЯТЬ о нём – это стремление его близких жить согласно Божьих заповедей, то есть дарить доброту, нежность и любовь ДРУГИМ людям.
А когда люди из-за какого-то суеверия или ложных клятв замыкаются в своих несчастьях (или осуждают других), то рано или поздно к ним приходит духовная смерть, о чём удивительно ТОЧНО и поведал Лермонтов в своём мистическом стихотворении «Гость».
______________
На фото – картина М. Врубеля «Еврейская мелодия», где главный персонаж поразительно похож на трагических героев Дворжецкого…
Свидетельство о публикации №119070504738
Олись Лапковский 28.02.2020 11:39 Заявить о нарушении
Что касается Врубеля, то он был родоначальником сюрреализма http://www.proza.ru/2018/08/07/184
Светлана Шакула 28.02.2020 11:55 Заявить о нарушении