О приюте военно-морских муз и морской поэзии
Как вдоль коричневой казармы,
в решетку темную гляжу,
когда на узкие каналы
из тех парадных выхожу...
Возможно перенос экспозиции Музея из Адмиралтейства в Биржу, не самое разумное действие, (перечитаем Мандельштама,
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря —
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря.
или просто подойдём к главной башне Адмиралтейства и посмотрим на горельеф "Создания флота в России" работы Ивана Теребенёва). Для многих экспонатов первый переезд оказался губительным, но с точки зрения выбора места положения Музея - решение блистательное. А здание выстроенное в форме античного храма, с отечественными, замысловатыми аллегориями на главном и западном фасадах - "Нева, Нептун и Волхов", и "Навигация" - безупречно. И если мы говорим о поэзии и Музее, то невозможно пройти мимо двух величайших русских поэтов ХХ века - О.Э. Мандельштама и И.А. Бродского. Поэтов, сделавших для славы петербургской цивилизации и культуры много больше, чем чреда бессмысленных отчимов города, всех этих зиновьевых-кировых-ждановых-романовых-собчаков и прочих выкидышей их инфицированной мамаши - коммунистической партии, а равно унылого списка поэтов из Союза Совписов. Разумеется, любой мало мальски разумный человек решивший заняться поэзией, обязан не просто читать Мандельштама и Бродского, но читать медленно, перечитывать, а лучше просто, выучить наизусть. Не из желания подражать, что вполне естественно, но абсолютно бесперспективно, а из набора вполне практического. Для знания эстетических и интеллектуальных горизонтов обозначенных Мандельштамом и Бродским. "Лезвие - горизонт" - это И.Б.
И если мы говорим об некой морской тематике в поэзии, то на мой взгляд, подобной тематики нет. Можно написать книгу "Пушкин и флот", что уже сделано, и проследить вполне дотошно, о связях А.С. с военно-морским флотом интересом к морскому делу, знакомстве с моряками, с тем же Бестужевым или даже Казарским. Но, надо быть А.С. чтобы написать "Прощай свободная стихия.. " и вывести образ моря, в сферы вполне метафизические.., а не в простую, но понятную и дивную зависть волнам. Дело в том, что вставив в стихотворение "набор беспокойных фраз" со словами заимствованными из Военно-морского словаря или из бытового сленга некоего экипажа подводной лодки, мы можем получить, что чаще всего и бывает, поэзию если не последней игровой лиги, но даже нечто худшее. Поэзию, интересную максимум обитателям кубрика или кают-компании и не выдерживающую ни малейшей конкуренции с настоящей поэзией. Стихи написанные для корпоративной пьянки, никогда не поднимутся до высот "Раскинулось море широко.." Мандельштам, написавший "Адмиралтейство" или "Петербургские строфы", где употребил по сути давнюю метафору, сравнение государства и корабля, восходящую к временам античным, но вывел её на небывалую поэтическую высоту - "..чудовищна как броненосец в доке Россия отдыхает тяжело".. стоит печатных километров макулатуры усталых подлодок, сосновых катеров без брони, крепких на них как сталь людей, и тому подобной рифмованной маринистики. Да и Высоцкий, сочинивший "Уходим под воду.." и "Чёрные бушлаты" (лучшее, что написано о морской пехоте в русской поэзии) - сделал великолепные, песни. Не говоря уже о Бродском, сравнившего себя с "миноносцем", и вспомнившего и "Генерал-адмирала Апраксина" во льдах, и "Варяг", и многочисленные линкоры, и вполне освоившим военно-морские термины, письма в бутылке и события военно-морской истории от Цусимы до Океанов. стоит заметить на двух языках. Т.е. поэты использовавшие "военно-морскую тематику", писали не о ВМФ, как таковом, а если пользоваться серьёзными существительными - о себе, "..про нас про всех, какие к чёрту волки..", о Вечности и Боге. Как бы мы не относились к последнему, и что бы мы не подразумевали произнося эти три буквы - Бог. Опускаясь несколько ниже, до Гения Места.., т.е. проследив буквальные привязки к интересующей нас теме Приюта Муз, следует прочесть эссе И.Б. "Путеводитель по переименованному городу", и найти всё, что он написал и про Музей, и про город, и про флот. Его знаменитое "Почти элегия", - "В былые дни и я пережидал холодный дождь под колоннадой Биржи..." всё это даровало Музею абсолютное бессмертие, если не в херитологии, то в Русской Поэзии. Надо быть тотальным идиотом, дабы не понимать, что человек одевший тельняшку, или нашивший на рукав шеврон с Андреевским флагом и повесивший на себя кортик, ещё не моряк. Он может оказаться кем угодно, в широчайшем идиотическом диапазоне - от полицейского до карнавального дегенерата или домашнего шизофреника. Соответственно, человек решивший написать стоящие стихи о море.., не обязательно должен быть моряком, в первую очередь он должен быть поэтом. Вспомним, - Высоцкий, по роду занятости актёр, Лермонтов, написавший "Белеет парус одинокий.." - кавалерийский офицер, Блок, оставивший нам "Девушка пела в церковном хоре.. " по сути поэтический Реквием по Второй Эскадре - человеком без определённых занятий, а литератор Рудольф Грейнц кажется всю жизнь прожил в гористой местности изрядно удалённой от моря. Что не помешало ему, австрийцу написать,
-
Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck!
Heraus zur letzten Parade!
Тут поклонимся Евгении Михайловне Студенской, и её таланту переводчика и капельмейстеру 12 -го Астраханского гренадёрского полка Турищеву, сотворивших истинную молитву для многих поколений русских моряков. Она звучала и в отсеках перевернувшегося, и ушедшего на дно севастопольской бухты с остатками экипажа "Новороссийска", и в отсеке брошенного командованием "Курска".
Византийский историк и философ Георгий Пахимер, написал о мореплавании, " - благородное дело, полезное человечеству как никакое другое. Оно помогает сбыть излишки и восполнить недостачу, осуществить невозможное. Оно объединяет жителей разных земель и любой негостеприимный остров может присовокупить к материку, оно обогащает мореплавателя знаниями, оно учит манерам, оно несёт людям согласие и цивилизацию, оно укрепляет дух, выявляя в человеке всё самое человеческое." И написано это вероятнее всего в конце XIII века.
Можно сказать, что отечественному военному флоту, как и отечественной поэзии в мировой истории не сильно везло. Поэзии, из-за обладания непереводимой языковой субстанции, а флоту, не смотря на изрядное мужество и благородный героизм матросов и офицеров, не везло как флоту открытого моря, флоту океанскому, флоту победителю. Русский парусный флот, в мировой истории оказался флотом "второй игровой лиги", недалеко отошедшим от своих основных противников, флотов Турции и Швеции. Ни Д.Н.Сенявину, ни М.П. Лазареву, муза истории Клио, не дала возможности показать себя блистательными флотоводцами мирового уровня, кем потенциально они и были. Хотя у Синявина, была великолепная победа в Афонском сражении 19 июня 1807 года - лучшее, что смог сделать русский парусный флот в XIX веке. Готовившийся долгие годы к крейсерской, океанской войне с Британией, флот получил войну с Японией, войну броненосных эскадр в закрытых морях. Единственный русский адмирал, чья фамилия, правда в двух вариантах написания, известна на Западе, - Зиновий Петрович Рожественский. Иногда его упрощают до Рождественского, что человеку с минимальными историко-филологическими познаниями неприятно прорезает слух, и уравнивает плохого адмирала с дурным советским поэтом или двумя сразу. Катастрофа Цусимы, ставшая для России национальной катастрофой, - обогатила военно-морское искусство и дала ценнейший опыт для развития новых классов боевых кораблей ведущих морских государств, ознаменовала конец XIX века. Век XX, начнётся в 1914, и это будут другие войны, другие приоритеты и нравы.
И конечно, "Эффективный адмирал устрашения" - советский адмирал С.Г. Горшков. По своим деяниям в создании ВМФ СССР, он чем-то схож с литературным наследием Бориса Пастернака, да позволит мне читатель такое сопоставление. Кто нынче, в трезвом уме станет читать "Лейтенанта Шмидта" ? Но, осталось знаменитое - "Роман не читал, но осуждаю". Замечу, что Набоков прочёл, и ему не понравилось, знаменитое набоковское "Мертваго", не понравился роман и Бродскому. Фильм "Доктор Живаго", как и горшковский флот СССР - видели все. Колоссальный успех фильма в мировом прокате, колоссальные учения "Океан" в 1970 году. Далее, авианесущие крейсера проекта 1143, лодки 941 проекта.. всё осталось на уровне раскрашенной оперетты с плохими спецэффектами вертикального взлёта героев на технически безнадёжных Як-38, голливудской "Охоты за "Красным Октябрём"" с убийственной фамилией убитого замполита лодки. И теорией "Морской мощи государства", гарантировавший уничтожение всех государств, с последующим появление поколения детей-мутантов от верных жён офицеров подводников переживших ракетные старты . Правда, вся эта условная пропагандистская героика, сопровождалась реальными человеческими жертвами, что переводит флотские дела в иной жанр, в отличии от расписного фильма Лина. И если перенести взгляд на русскую поэзию XX столетия, то вероятно некий условный западный, а равно условный отечественный читатель знает, что Мандельштама угорбила советская власть, Бродский получил Нобелевскую премию, И первое и второе, в глазах просвещённого обывателя стоит заслужить, или как говорили в девяностые годы уже прошлого века, - "это круто". Остальные поэты, как и отечественные корабли, интересны только специалистам. Ибо как правило, кораблю и поэту, для того чтобы остаться в истории, необходима трагедия. ведущая к грандиозной катастрофе или триумфу.
январь 2019
Свидетельство о публикации №119070400652