Две концепции сознания. Ленин и Гельмгольц
Сознание субъекта – образ объективного мира.
Ощущениями наполнена его квартира.
Если это так, то умственный людской барак
Мало отличается от будочек собак.
Вторая
Сознание – пока понятие скудное,
Но оно не только образ, а и знак чудный.
Для человека те важны объективные явления,
Которые для него имеют существенное значение.
Снятие противоречия и Небытие
Для собак и слонов камень – неважный предмет.
Для людей он имеет много разных примет:
И как вещь для в кого-то, иль во что-то бросания,
Так и как атом для постройки нужного здания.
Любое о чём-то человеческое мнение
Для людей имеет существенное значение.
Сознание – не только образ, но также знак*,
Пока загадочный для человечества маг.
«Сознание – знак» - не лазейка в идеальное,
А, возможно, трамплин в нечто трансцендентальное:
Может, в мир теней иль в Небытие, может, в НИЧТО…
Наукой не определено ни это, ни то.
Цвет науки не знает, как «дыру в миры» проверить.
Религии, «кино и люди» в это просто верят.
*Ленин утверждал, что сознание – это ОБРАЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Гемгольц и Плеханов говорили, что сознание – это ЗНАК, обозначающий что-либо.
Ленин полагал, что понятие «сознание – знак» - это лазейки в идеализм.
Похоже, в этом он ошибался.
Свидетельство о публикации №119070103037