Русские древности ч. 1 Введение
мгновение останавливалась, словами, чтобы тут же бесследно
исчезнуть, как только забудется смысл написанного».
Г.Г.Маркес: «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА»
«Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной».
П.А.Вяземский
Когда мне было шесть лет, я увидел движущийся по околице села смерч, и из неодолимого любопытства прыгнул внутрь воронки. Меня мягко подхватило и подняло, но не унесло в изумрудный город, где жители с зелёными очками на глазах сразу получают свою порцию надежды на счастье: земля не отпустила. Явление чудесного града настигло меня много лет спустя, когда я уже по несколько лет прожил в Киеве, Владимире, Козельске, Москве — городах русской славы, жемчужинах русского зодчества на прочной нити истории нашего государства. Особенной возвышенной красотой отличается Дмитриевский собор Владимира, где чудесной сканью переплелись языческие, то есть подлинно народные мотивы каменных орнаментов стен (в резьбе которых принимал участие и сам князь!) и христианская символика с образами апостолов. Там львы и грифоны, когтящие ланей, мирно соседствуют с равносторонним крестом, а высоко над землёй, над куполом, на самой вершине креста умостилась уточка, присевшая отдохнуть после сотворения земной тверди из придонного ила мирового океана. Совершенство форм и изящество замысла вот уже более восьми веков завораживают своей гениальной простотой!
Город моей мечты возник передо мной случайно и неожиданно когда в 1971 году я проходил штурманскую практику в Псковской десантной дивизии, знаменитой своим участием в Чехословацких событиях 1968 года. Реставрация псковского кремля шла полным ходом и была близка к завершению, притягивая тысячи туристов. Затерявшись среди них, в свободное от занятий время, я бродил по городу с фотоаппаратом, альбомом и авторучкой, стараясь запечатлеть воплощённое в камень видение вечности. Здесь десятки уютных, сияющих белизной церквей, крытых серебряным лемехом, уживаются рядом с грубой кладкой крепостных стен, создавая неповторимый облик этого, пожалуй, самого русского города, единственного в России возрождённого древнего городского ансамбля.
В своё время Псков, расположенный на правом берегу реки Великой, был самым крупным в Европе городом-крепостью и имел несколько колец крепостных стен. Его Кром (кремль), называемый Довмонтовым градом, как практически все русские крепости, расположен на высокой стрелке двух рек. Неприступные стены крепости прикрывала река Великая, а две мощные башни цитадели защищали вход в устье реки Псковы, протекающей внутри города. На противоположном берегу реки, напротив кремля, — на стрелке рек Великой и Мирожки расположен древний Мирожский монастырь, принадлежавший греческой фактории, основанной с разрешения псковского князя на закате Византийской империи. В библиотечных залах монастыря, на протяжении нескольких столетий затопляемых весенним паводком, по преданию был найден один из чудом уцелевших списков «Слова о полку Игореве». Можно только догадываться, сколько образцов древнерусской литературы было методично и целенаправленно изъято у коренного населения и навсегда погибло под «опекой» носителей новой концепции жизнеустройства.
Несколько столетий псковская земля являлась передовым рубежом средневековой Руси, сдерживая натиск враждебных идеологий, которые на острие меча несли с запада нашим предкам, закованные в стальные латы, тогдашние пропагандисты «общеевропейских» ценностей. Неприступную пограничную русскую крепость Изборск, основанную первыми летописными князьями победить смогло лишь безжалостное Время.
Наши предки знали и хорошо исполняли завет: «Земля — родная, и её никому нельзя отдавать!». И продавать!
Продолжение следует...
Илл.: Псковский Кром (Довмонтов град). Фото автора (2019 г.)
Свидетельство о публикации №119062702391