Арт со Светланой Катмаковой
В детстве мне нравилось рисовать. Как часто случается, я отложила любимое занятие на многие годы. Причиной этому стал обычный школьный урок. Учитель при всем классе раскритиковала мои работы, надолго внушив идею, что я не должна рисовать никогда. Ограничивающее убеждение оказалось сильным: я долго не прикасалась к кистям, парализованная неверием в свои силы. Только в 43 года я вновь начала писать картины – и достигать благодаря этому внутреннего расслабления. А еще погружаться в творческий процесс, получая при этом огромное удовольствие! Почти как ребенок, вернувшийся к своему позабытому увлечению.
Говоря о детском творчестве, я подразумеваю состояние, когда вам интересно, вы экспериментируете, пробуете и повторяете снова и снова. Вы помните, как в детстве с удовольствием рисовали, лепили, вырезали, склеивали? С какой радостью создавали и экспериментировали? Многие из нас испытывали счастье, когда возились с красками или пластилином! Все это – творческий процесс! Более того, это потребность души. И эту потребность можно реализовывать с пользой для себя! И здесь приходит на помощь арт-терапия.
Что же такое арт-терапия? Если перевести дословно, это «лечение искусством» (лат. ars – искусство, ремесло; therapia – уход, забота, лечение). В психологии арт-терапия – это одно из современных направлений работы, в основе которого лежит творчество, искусство. Идея создания этой книги –
ближе познакомить читателя с арт-терапией, погрузить и взрослого, и ребенка в творческий процесс. Почему же я решила об этом рассказать?
По профессии я клинический психолог, детский нейропсихолог и кинезиолог. Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в своей практике применяю методы и техники арт-терапии. Они универсальны и помогают мне выстроить отношения с особенными детьми, которые не говорят, имеют проблемы с поведением и трудности с удерживанием предметов! Многие «особые дети» не умеют говорить, и тогда методы арт-терапии могут выступать в качестве нейрокоррекционных мероприятий.
Моя задача – задавать вопросы так, чтобы ответы можно было про интерпретировать с пользой для клиента. Проще всего, когда это происходит в живом разговоре тет-а-тет (исключение составляют групповые занятия, которые я тоже провожу).
Наиболее ценные и надежные результаты можно получить, когда есть заинтересованный диалог с клиентом, умеющим говорить и рассуждать. Возраст человека, уровень художественного таланта при этом играют второстепенную роль. Потому как занятия арт-терапией способны помочь буквально каждому!
В сложных жизненных ситуациях человек может испытывать эмоции, вызывающие душевную, а иногда и физическую боль. Она бывает настолько нестерпимой, что выдерживать и переживать ее бывает предельно сложно. У любого человека возникает естественное желание вырваться из этого состояния.
Тело в такие моменты начинает блокировать эмоции для того, чтобы справиться с напряжением. Хаос в голове мешает чувствовать. В результате сложно определить, что мы чувствуем: беспомощность или вину, гнев или горе, обиду или равнодушие, раздражение или стыд, страх или тревогу. Нам трудно сориентироваться в ситуации, принять верные решения, начать действовать. Выстроить контакт со своими эмоциями – задача сложная и для ребенка, и для взрослого.
Как же в таком случае нам справиться с возникшими трудностями?
Один из продуктивных и безопасных способов – творчество! Пока человек сохраняет интерес к творчеству, он гибок, легче адаптируется и справляется с проблемами. Можно сказать, что креативность – это дремлющий потенциал, неиспользуемое средство личностного роста.
Многие из нас всерьез убеждены, что не умеют рисовать, петь, танцевать. Это глубокое заблуждение! Каждый родившийся человек наделен способностью творить и создавать. Однако не каждый открывает в себе этот ресурс и применяет его. Наверное, вы знаете такого нераскрывшегося человека. А может, вы вспоминаете личный опыт?
Чаще всего на этапе обучения, знакомя ребёнка с творчеством, родители ставят задачу нарисовать красиво. Преподаватели учат, как правильно рисовать. А ребенок из любви к родителям стремится создать «шедевр» с первого раза. Идея создания уникального и высокохудожественного творения тормозит интуицию. Ребенку трудно погрузиться в спонтанную творческую деятельность. Поэтому он совсем отказывается от творчества: «я не умею рисовать», «мне медведь на ухо наступил», «я не (с)могу танцевать».
Созидательная способность используется реже, чем это могло быть. Дети творят неосознанно, а взрослые нередко запрещают себе это и дают схожие объяснения: «я и в детстве не умел рисовать», «у меня за сочинения тройки в школе были, я не смогу написать рассказ».
Часто бывает сложно выйти за границы субъективного опыта! Тем более оценить личную ситуацию самостоятельно и не предвзято. Наилучшие результаты от арт-терапии можно получить только в работе с специально обученным психологом. Через творческий продукт он наблюдает за процессами, которые происходят с клиентом, и анализирует их. Это помогает разрешить противоречия, исходя из персонального запроса клиента – например, в сложной жизненной ситуации, при непростом выборе или в решении конкретной трудности. Именно психолог на арт-терапии сможет разбудить во взрослом состояние спонтанного детского творчества, которое когда-то было подавлено.
С помощью моей книги-раскраски вы познакомите ребенка с арт-материалами и цветом. Это поможет разработать мелкую моторику и увеличить концентрацию внимания! А еще это замечательный способ восстановить силы, развить способность к созданию нового и уникального, а также выражать эмоции безопасным способом.
Я не случайно упомянула в примерах рисование, танец и создание историй! Все это – распространенные виды «лечения искусством». В арт-терапии существует четыре направления, или модальности. Каждое из них опирается на конкретное направление в искусстве:
1. Арт-терапия как психотерапия посредством изобразительного искусства. Применяются материалы (жесткие и мягкие) живописи, графики, скульптуры и разные техники рисования: каракули, монотипия, правополушарное рисование, мандала, дзентангл, дудлинг, зиа, нейрографика, фрактальный рисунок. Вопреки расхожему мнению, арт-терапия не ограничена только рисованием! Работа с глиной и пластилином, нанесение грима и боди-арт, создание инсталляций из предметов, аппликаций, коллажей из фотографий, природный материал и даже создание масок и кукол-марионеток – все это тоже арт-терапия.
2. Драма-терапия как психотерапия посредством сценической игры. Включает в себя сказкотерапию и песочную терапию.
3. Танцевально-двигательная терапия как психотерапия посредством движения и танца. Включает в себя движение телом, ритуальный танец, сакральный танец «Мандала».
4. Музыкальная терапия как психотерапия посредством звуков. Включает в себя применение голоса или музыкальные инструменты.
Формы работы в арт-терапии: активная и пассивная. Активная форма подразумевает активное участие и собственноручное создание творческой работы. Пассивная форма подразумевает рассматривание, созерцание, прослушивание и просматривание готовых высокотворческих работ художников, писателей, музыкантов и т.п. Обе формы работы включает в себя обсуждение.
Разнообразные материалы и техники применяются в зависимости от потребностей клиента и его эмоционально-личностных проблем ребенка.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, пост стрессовые расстройства, невротические расстройства, психосоматические расстройства, страхи и т.п.
Арт-терапия как психотерапевтический метод набрала популярность за счет простоты техник исполнения и экономичного материала. Одним из наиболее популярных методов арт-терапии является рисование. Рисование называют детским творчеством, потому что ребенок отступает от привычных и знакомых ему способов постижения окружающего мира. Он экспериментирует и создает нечто новое, субъективно ценное. Развивая художественную метафору, мы можем сказать, что даже самый фантастический сюжет укоренен в реальности. Ведь он наглядно показывает уникальное восприятие мира ребенком! Творческое осмысление очерчивает для наблюдателя границы внутреннего (то есть психического) и внешнего мира, которые незримо проводит ребенок. Дать интерпретацию получившемуся результату – уже задача психолога. Арт-терапия – это клиент, его творческая работа, психолог и совместная расшифровка этой работы.
На рисунке игра воображения фиксируется в состоянии «здесь и сейчас». Иными словами, во время рисования происходит своего рода «выгрузка» душевного состояния и трудностей. Эмоции, мысли, страхи, сомнения и конфликты выражаются в творческом процессе. Происходит это на бессознательном уровне через выбор материалов, цвета, образов, формы и символов. В этот момент человек погружается в творческий
процесс. Именно в этом состоянии изменяется отношение к собственному травматическому опыту, переживаниям и болезням. Пробуждаются воображение, оригинальность, интуиция, открытость новому, попытки творческого самовыражения. Это психологически значимые характеристики.
Во время рисования применяются различные материалы и техники. Я предлагаю выбирать новые и непривычные! Выбор понравившегося цвета и материала поможет прийти в безопасное, спонтанное и интуитивное творческое состояние, а свойства материалов являются метафорами, обозначающими потребности личности. Итак, материалы делятся на
Жесткие:
1. Простой карандаш. Его применяют, когда существует внутреннее препятствие для эмоционального самовыражения, а также желание более сильного контроля над ситуацией.
2. Цветные карандаши. Это показатель сверх контроля и недоверия к миру.
3. Акварельные карандаши. Они подходят для экспериментов, а также для тех, кто боится испачкаться красками.
4. Уголь. Он мягок и рыхл, и при рисовании линии размазываются. Все, что не нравится на рисунке, легко смахивается тряпкой, поэтому он подойдет тем, у кого высокий самоконтроль.
5. Гелиевая и шариковая ручка (паста). Ее применяют тревожные и сомневающиеся в себе люди.
Мягкие:
1. Гуашь. Она хороша для тех, кто переживает эмоциональную травму.
2. Акварель. Ее выбирают люди для выражения текучести и динамичности внутренних (психических) процессов.
3. Темпера, пальчиковые краски. Они позволяют преодолеть повышенный контроль над чувствами и страхом самораскрытия. А также дают возможность свободно пачкаться, удовлетворять свои скрытые фантазии без страха и чувства вины. Пальчиковые краски помогают пройти этап развития «грязь», когда родители не разрешали пачкаться ребенку, либо ребенок боялся испачкаться сам. Во время рисования руками, пальцами, ногами или телом происходит прямой контакт с материалом. Работа такого рода способствует раскрепощению и достижению более свободного выражения эмоций. Работа с пальчиковыми красками дает ребенку приятные телесные ощущения, позволяет получить положительные эмоции, активизирует работу обоих полушарий головного мозга и межполушарное взаимодействие. Впрочем, это далеко не полный список.
4. Пастель. Этот материал подходит также для выражения текучести и динамичности внутренних процессов, и он как будто говорит нам: «Что я могу с этим что-то сделать».
5. Маркеры, фломастеры. Их применяют те, кто находится в состоянии «что бы я ни делал, все бесполезно».
6. Мел, восковые мелки. Их применяют для рисования динамично происходящих событий. Мел позволяет лучше контролировать ситуацию, и человек переносит эти ощущения на жизнь.
7. Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте). Они помогают работать со страхом темноты.
Мы ближе познакомились с арт материалами.
Давайте поговорим о цвете! С точки зрения физики он выглядит так: на светочувствительные нейроны сетчатки глаза попадает поток видимого излучения с определенной длиной волны. Мозг обрабатывает эти сигналы, и благодаря этому рождается субъективное ощущение цвета.
В психологии тоже существует своя теория цвета, его восприятия. Так, эмоциональная реакция на холодные и теплые цвета и их оттенки у разных людей непременно будет отличаться. У цветов есть архетипические (универсальные) значения. Например, черный – траурный, зловещий, связан с несчастьем, белый – чистота, невинность, добродетель, торжественность, красный – любовь, ярость, опасность, гнев, связан с огнем и т.д. Тональность и насыщенность цвета делают его характеристики также ценными для анализа.
Важно помнить, что цвет, как и вызываемые им эмоции, всегда обладают индивидуальным содержанием! Выбранная комбинация цветов способна многое рассказать о психическом состоянии, характере человека, текущих проблемах. Интерпретацию результатов этой работы необходимо доверить профессиональному психологу.
Выбор цвета – бессознательный процесс. Цвет, как и материал, выбирается интуитивно: что «смотрит на вас в данный момент», тем и пользуетесь. Если же вы испытываете сложности в выборе, задайте себе вопрос: «Какого цвета сейчас мое настроение?» или «На какой цвет смотрят мои глаза?» Какой цвет вам приглянулся, такой и стоит применять. Самое интересное, что перед выбором цветовой гаммы и возникающими образами наш ум становится бессильным, контроль ослабевает и проявляется креативность.
Мы разобрались с тем, что такое цвет, и уже знаем о различных материалах. Остается освоить простые техники рисования.
Штриховки (рис. 1) снимают напряжение перед рисованием, они просты в исполнении, занимают мало времени. Штрих – это линия под правым или левым наклоном. Можно применять наклоны перекрестно. И использовать несколько цветов одновременно.
Завитушки (рис. 2) – это круговые повторяющиеся линии, которые можно наносить одним или несколькими цветами.
Направленные линии (рис. 3) - это короткие линии вдоль контура, расположенные плотно друг к другу.
Можно применять слои, тени и тонирование.
Раскрашивание – один из наиболее простых и доступных способов рисования. Кроме того, в процессе раскрашивания происходит развитие мелкой моторики. Это тонизирует и повышает энергетический потенциал тела, а также обогащает знание ребенка о собственном теле, развивает произвольное внимание, успокаивает и уравновешивает психику.
А для тех, кто хочет соприкоснуться с арт-терапией прямо сейчас, я предлагаю мою раскраску. Понадобится только место для творчества, материалы и готовность экспериментировать! Работая с раскраской, ребенок сможет подготовить руку к письму, а взрослый – расслабиться и восстановить силы, найти ответ на вопрос, принять решение.
В завершение хочу освятить преимущества арт-терапии (посредством искусства):
• Применяется к человеку независимо от возраста. Она будет увлекательна как ребенку 5 лет, который умеет говорить и размышлять, так и взрослому.
• Человек встречается с ранее вытесненными чувствами и проживает их в безопасной обстановке.
• Разрешаются внутриличностные противоречия, происходит освобождение от отрицательных эмоций.
• Преодолеваются трудности в общении, страхи и повышенная тревожность исчезают.
• Снимается психическое, эмоциональное напряжение.
• Раскрывается личный потенциал человека. Он в прямом смысле слова изображает и создает собственную жизнь: он рисует свою грусть, лепит свое счастье.
• Развивает способности к различным видам творческой деятельности, к самовыражению.
• Активизирует психические ресурсы для преодоления трудностей и для постановки кратко- и долгосрочных целей.
Кроме того, арт-терапия способствует:
• Формированию позитивной «Я - концепции», повышению самооценки.
• Раскрытию личностных ресурсов.
• Реализации внутреннего потенциала.
• Развитию коммуникативных навыков.
• Изучению и выражению своих чувств и эмоций.
• Эмоциональному сближению членов семьи.
• Более глубокому пониманию и анализу отношений, решению конфликтов, осознанию персональных чувств, эмоций, переживаний.
• Снятию психоэмоционального напряжения в семье и на работе.
• Изучению и познанию окружающего мира, себя и других.
Мы узнали о техниках рисования, научились выбирать цвет и материалы для своих работ! Мы полностью готовы к погружению в арт-терапию. Давайте кратко подведем итоги, а я в напутствие дам несколько рекомендаций.
Раскраской вы можете пользоваться на свое усмотрение, пробуя различные материалы. Ее можно применять в двух вариантах: простом и сложном. Простой – это раскрашивание с помощью штрихов и техник, о которых вы прочитали. Сложный – вы можете дорисовывать все, что вам захочется, как внутри картинки, так и снаружи.
Легче всего будет настроиться на работу с помощью перечисленных ниже мероприятий.
Выберите такое время и место, где вас никто не будет отвлекать, беспокоить, где вы полностью сможете погрузиться в процесс творчества. В среднем на это потребуется 1-2 часа.
Создайте пространство, где есть ровная поверхность для рисования (стол, мольберт), хорошее освещение, тихая музыка для создания рабочей атмосферы.
Для входа в творческое состояние сядьте так, чтобы вам было удобно. Желательно, чтобы ноги при этом стояли стопами на полу. Выберите рисунок, отражающий ваше внутреннее состояние в данный момент и рассмотрите его.
Следующий важный этап – настроиться на работу. Для этого необходимо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть через широко открытый рот. Сделайте это 2-3 раза.
Затем, закрыв глаза, вспомните рисунок кошки, который Вы выбрали. По возможности представьте ее в цвете: чем занимается кошка, что ее окружает, что происходит с ней, что находится вокруг нее? После этого можно открыть глаза и взглянуть на материалы и цвета, которые «смотрят на вас», то есть их хочется применять прямо сейчас. Раскрашиваем рисунок по настроению.
Когда рисунок завершен, назовите его. Ведь у любого живого существа есть имя, так и у рисунка оно тоже должно быть! В удобном месте запишите название работы и дату ее создания.
Взгляните на рисунок с небольшого расстояния, изучите его. Мысленно задайте вопросы: как бы вы назвали кошечку? Какое у нее настроение? Чем она занимается? Что она чувствует и какие ощущения испытывает? Какие эмоции у вас вызывает работа?
Ответив на эти вопросы, вы лучше начнете понимать себя. Если работаете с ребенком, то лучше поймете и ощутите его потребности, а также трудности, которые он, возможно, испытывает. Проводить анализ творческой работы ребенка или взрослого в каждом случае не обязательно. Тогда вы получите «выгрузку» на бумагу эмоций и расслабитесь.
В завершение я хотела бы поговорить о том, как проходят занятия арт-терапией. Сессии могут проходить и в группе, и индивидуально. Группа состоит из 5-15 человек и может быть открытой или закрытой. В открытую группу в любой момент может войти новый участник. Закрытая группа формируется и ведется в течение определенного периода времени, и вход новым участникам в закрытую группу невозможен. Встречи проходят 1 раз в неделю.
Желаю творческих успехов и процветания!
С уважением,
Ваша Катмакова Светлана Ивановна
Свидетельство о публикации №119062607746