Небесных дум сиятельная сеть
Клочок луны свисает с небосвода.
В такое золотое время года
Томительней и глуше вечера.
И даже кожей хочется прозреть,
Почувствовать невидящую вечность.
А души пусть уходят в бесконечность,
В небесных дум сиятельную сеть.
Оттуда слышно – дерево растёт,
И всё слышней волнуются ресницы.
А если что-то плотское случится,
Всевышний скажет: «Это всё не в счёт…»
И будет в небе музыка играть,
Шершавый лист плашмя лететь на склоны…
В златой дали и воздух золочёный,
И в небе – дух, и в сердце – благодать…
Недавно прочитанная статья литературного критика Льва Оборина о том, что в поэзии не бывает абсолютного чемпионства («на любые аргументы поклонника Бродского найдутся контраргументы поклонника Пастернака…») вызвала некоторое недоумение. Соглашаюсь и спорю: чемпионство, конечно, не подходит для автора поэтических строк, а вот первенство – вполне…
И вот это самое первенство по наличию в стихах золотых красок души я бы отдала замечательному поэту современности Анатолию Аврутину. Чувство «гармонии между элементарной человеческой душой и природой», по определению И.Анненского, присуща многим мастерам слова. Но как никто из поэтов, как мне кажется, поэт А.Аврутин просветляет, «золотит» самые мрачные картины жизни, находит ту грань между душой и природой и высвечивает её особым поэтическим огнём. Поэт утверждает, что красота природы – это моменты, мгновения, а красота души – Вечность.
А. Аврутин в стихотворении «Предчувствие…Вечерняя пора…» открывает какую-то особую, душевную энергию, способную возносить или уносить в «сиятельную сеть» «небесных дум». Истина и желания сливают в копилку поэта Аврутина свои краски и свои цвета: в реальности – белые и чёрные, в душевном и духовном совершенствовании – золотые. Поэт видит особым зрением, не замечая отчужденности души от мира, потому что «кожей хочется прозреть, почувствовать невидящую вечность».
Авторский взгляд в стихотворении устремлён за границы горизонта избранной ситуации – к человеческой душе и к миру в целом. Свободно удалены представленные в стихотворении пределы времени и пространства. Время в стихотворении – «вечерняя пора», «золотое время года», а пространство совершенно не земное – небосвод, «невидящая вечность», «бесконечность», «златая даль», «небо»…
Особой властью в стихотворении «Предчувствие…Вечерняя пора…» обладает тема божественного начала, влекущая к небесным тайнам бытия.
Магнетизм исходит от золотого свечения небес, от зова и прощения Всевышнего за грехи и страсти человеческие – «это всё не в счёт…».
Предчувствие – первое слово и мысль в стихотворении – это та сила, способная выразить что-то необыкновенно глубокое, невыразимое, что есть в жизни, в самом человеке и в его душе.
Как образчик высокой, настоящей поэзии, стихотворение отличается совершенным лаконизмом, художественной краткостью и точностью, сгущением внешней изобразительности.
Нет наставлений, нравоучений в лирическом повествовании, есть утверждение духовных ценностей, красота, «благодать» окружающего мира, чистота помыслов, «небесные думы». Лирическая зарисовка обращена к вечному взаимоустремлению земли и неба, и, нужно сказать, «неба» здесь больше.
Идеал природной гармонии поэт воплощает средствами неповторимых золотых соцветий. Яркость в этом свете открывает таинственные состояния земного мира: «клочок луны свисает с небосвода», «дерево растёт», «шершавый лист» летит на склоны. Стихотворение «Предчувствие…Вечерняя пора…» рождено огромнейшей способностью поэта замечать и подмечать изощрённым зрением и редчайшим слухом поэта-философа, который «слышит», как растёт дерево, как «волнуются ресницы». Нет границ поэтическому зрению поэта, он видит на уровне предчувствия, интуиции, сознания.
Ёмкость стихотворения удивительна красотой воображаемых, невидимых, но существующих образов. Так выражено, как мне кажется, очень важное стремление поэта А.Аврутина понять себя как частицу огромного всеединства.
Важно здесь и то, что поэтическая мысль о «златой дали» крепнет настолько, что становится чувством, которому сложно дать определение.
В златой дали и воздух золочёный,
И в небе – дух, и в сердце – благодать…
«Златая даль» – символический образ сродни высокой мечте о вечном счастье, о чём-то реально существующем с «золочёным воздухом» и благодатью в сердце. Принцип «одухотворённой предметности» нашёл воплощение в стихотворении, потому замечаем отсутствие привычного участника событий – человека. Не он главный в этом мире – есть что-то более важное – Небеса, Вечность, Всевышний…
Редкая свобода ритмического строя стихотворения даёт ощущение полёта туда, откуда «слышно», как «дерево растёт». Открытие красоты в стихотворении совершено не ради чистого эстетизма, поэт лелеет мечту о возрождении человеческой души, когда «будет в небе музыка играть», когда душа попадёт в «сиятельную сеть» «небесных дум»…В этом высшая правда цельных самоотверженных чувств:
И даже кожей хочется прозреть,
Почувствовать невидящую вечность…
Благодать – последнее слово и мысль в стихотворении – это та сила, тот дар, данный по милости Бога без всяких заслуг человека и «предназначенный для его спасения». Философская энциклопедия вводит понятие благодати как «деяния и как силы», такое же определение звучит и в замечательных строках стихотворения А.Аврутина.
Поэтический мир А.Аврутина поистине и «храм», и «мастерская», и «душестроительная» организация, способная будоражить мысль, волновать сознание, приводить в трепет сердце. На каждом слове – позолота, сияние в волшебном великолепии мысли: «золотое время года», «небесных дум сиятельная сеть», «в златой дали», «воздух золочёный». Мир философско-лирической зарисовки почти бесплотен, но он одухотворён, он вне мирских страстей и суетности, он даёт образ ясного, чистого, внутренне здорового движения к Вечности.
А души пусть уходят в бесконечность,
В небесных дум сиятельную сеть.
Автор: Алина Костюк-Светлицкая
Июнь, 2019
Свидетельство о публикации №119062603144