Души просветлённая тишь об одном стихотворении вал
и смотришь вокруг безмятежно,
приходит к тебе неизбежно
души просветленная тишь.
Когда никуда не спешишь…
Недвижны листва и вода,
спокойны и небо, и воздух,
и трав освежающий роздых
твои исцеляет года.
Недвижны листва и вода…
Как время течет сквозь тебя —
ты нервами чуешь и кожей,
с травой и с деревьями схожий,
любую былинку любя.
А время течет сквозь тебя…
Природа глазами цветов
глядит на тебя с удивленьем,
и ты неразгаданным зреньем
взираешь на чистый покров
природы с глазами цветов.
Ты, словно в гипнозе, стоишь
в своем созерцанье глубоком,
боясь оборвать ненароком
души просветленную тишь.
Ведь ты никуда не спешишь.
«…В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма; чувства… есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек — романтик», — писал великий литературный критик В.Г. Белинский. Интерес к «таинственному источнику романтизма», о котором говорит критик, особенно ощутим в пейзажно-философской лирике Валерия Хатюшина.
Предмет поэзии В.Хатюшина, пишет ли он об исторических событиях, проникает ли в глубины национального духа или предаётся раздумьям о судьбе, — всегда действительная жизнь. В пейзажной лирике, как мне кажется, романтико-символические образы переплетаются с образами реалистическими.
Поэзия как искусство слова одной гражданственностью в творчестве поэта-философа, поэта-гражданина не исчерпывается. В.Хатюшин еще и поэт-романтик, он явил в своём мироощущении другую — не менее существенную жизнь, ту, которая здесь, рядом, «когда никуда не спешишь»…
В начале стихотворения, написанном 23 июля 2005 года, взгляд поэта «безмятежный», но пристальный, всё замечающий. Знакомый всем пейзаж: «недвижны листва и вода», «спокойны и небо, и воздух», — у Валерия Хатюшина связан с состоянием поэтического раздумья. Всё навеяно задумчивостью и тихой грустью.
Как время течёт сквозь тебя —
ты нервами чуешь и кожей,
с травой и с деревьями схожий,
любую былинку любя.
А время течёт сквозь тебя…
Легкое, плавное звучание стиха, его инструментовка, ритм передают тихое колыхание, неумолимое движение времени…
Содержание и слово стихотворения несут в себе разумное и гармоничное сочетание жизненных устремлений: жить спокойно, никуда не спеша, — только так открывается то, что не сможешь увидеть и понять, если будешь жить в спешке и суете.
Природа в стихотворении живописна: взору представляется целая палитра ярких и радостных красок, хотя они вроде отсутствуют в лирическом повествовании. «Глаза цветов», «чистый покров» природы — это обобщающие образы, позволяющие представить внимательному читателю и цвет глаз цветов, и сами цветы, и «любую былинку», которую не любить невозможно. Подтекст этого стихотворения глубок, реалистичен, живописен. Но чувства поэта здесь сложнее, чем простое созерцание красоты. В.Хатюшин сумел найти и слова, и интонацию — он запечатлел не всё, что попадается ему на глаза, а лишь то, что волнует в данную минуту — быстротечность жизни. Он делает не мимолетный набросок, фиксирующий мгновение в жизни природы, а запечатлевает мгновение восторга жизни!
Ты, словно в гипнозе, стоишь
в своем созерцанье глубоком,
боясь оборвать ненароком
души просветлённую тишь…
Стихотворение отличается ярко окрашенной активностью, хотя оно безмятежно и спокойно по духу.
Поэт, одаренный чувством красоты, которая не может быть вне правды и добра, видит эту красоту особым, «неразгаданным зреньем». Когда поэт Валерий Хатюшин пишет о природе, он восторгается её свежестью, радуется ей, но никогда не забывает о человеке. В природе он ищет успокоения от несовершенства человеческой жизни, природа у него врачует и «исцеляет»:
Недвижны листва и вода,
спокойны и небо, и воздух,
и трав освежающий роздых
твои исцеляет года…
Картина природы оживает от проникновения в человеческую сущность, ведь «время течёт сквозь тебя»... А время года в лирической зарисовке детализируется. Нет, не зимний пейзаж и не осенний в стихотворении — здесь движение, жизнь, их суть: непременно весна или лето с «освежающим роздыхом» трав, с шумом листвы, со спокойным дуновением ветра…
Поэтическое зрение поэта здесь предельно остро. Картина весны или лета имеет здесь чисто русскую окраску благодаря мастерски подобранной детали — «чистый покров природы с глазами цветов». Славянского происхождения слово «покров» — это и то, чем укрывают что-либо, и покрывало, и платок, и покровительство, защита, оберег.
Нельзя не заметить в стихотворении эволюцию душевного состояния поэта. В ранних его стихах — переизбыток хаотических сил, готовых разрешиться душевной катастрофой. А здесь всё по-иному: чувства поэта умиротворённы, лирический герой — спокойный созерцатель. В спокойствии он находит особую прелесть и гармонию. Чувства просветлённые, сдержанные, лишённые несбыточных желаний. Они полны щедрой самоотдачи — чувствовать «нервами и кожей», «любую былинку любя».
Необычной свежестью, добротой и чистотой веет от строчек стихотворения «Когда никуда не спешишь…»
Сокровенная творческая сущность мира здесь как на ладони. Поэт снимает с человека гнетущее ярмо земных страстей, давая жизни вдох, «боясь оборвать ненароком души просветленную тишь».
Лейтмотивом является тема быстротечности бытия. Поэтическое чувство поэта-лирика Валерия Хатюшина проникает за грани конечных вещей и явлений в запредельную тайну мироздания, и поэт-философ ощущает дыхание Творца, душу мира, объединяющую всё в природе в целостный организм…
Лучезарность Божьего мира — в глазах цветов. Весь мир, схваченный Хатюшиным в прекрасных мгновениях, купается в лучах солнца, вся Вселенная дышит божественной энергией. Природа интересна для поэта своими переходными состояниями, перетекающими из одного в другое («недвижны листва» — «время течёт»), и она, в свою очередь, «глазами цветов глядит на тебя с удивленьем».
Звук в стихотворении истончился и замер («спокойны и небо, и воздух»), превратился в лёгкое дуновение и преобразовался в свет — в «просветленную тишь».
Каждое слово стиха живет сложными и многозначащими ассоциациями. Слова здесь многозвучны и многосмысленны («просветлённая тишь», «освежающий роздых», «неразгаданное зренье»).
Поэт-философ Валерий Хатюшин чувствует живую жизнь по-своему: он обладает высшим даром интуиции — прямым, нерассудочным ощущением природы.
В элегическом аккорде обращает на себя внимание широта обобщения, несмотря на то, что конкретность в деталях образной системы сохраняется…
…Ведь ты никуда не спешишь.
Это вывод, итог, умозаключение и жизнеутверждение, к которому должен прийти читатель, желающий постичь красоту природы и мудрость жизни.
Философский и лирический планы повествования в стихотворении перекрещиваются. Философское начало проникает в лирическую стихию, смягчая серьезность обобщения.
Здесь поэт близок к Белинскому, который писал: «В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца…»
Перед мудрым и опытным поэтом В.Хатюшиным, стоящим на вершине человеческой зрелости, открываются возможности глубоких обобщений.
Стихотворение — торжество конкретно-чувственного над абстрактным, образного над логическим.
Стихотворение — вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: «к недвижной листве», к воде, к цветам, к былинкам, к травам, к солнцу! А главное — к жизни!
г. Гродно, Белоруссия
19 июня 2019
Свидетельство о публикации №119062603048