8. Счастье...
Теперь вдумаемся в следующую фразу: «… вот, Я творю Иерусалим как место веселия. Народ его будет источником радости, и не услышится в нем более голос плача и голос вопля».
Немного смущает слово «ВЕСЕЛИЕ». Мы привыкли считать, что веселье -
это «одно из основных эмоциональных состояний человека, причинное или беспричинное, имеющее своим свойством полноту жизненных сил, отдохновение и беззаботность». И состояние это скорее физическое и витальное, чем душевное и духовное.
Далее. Источник радости и сама радость. Это ведь одна из важнейших положительных мотивацией человека. Она может отделяться от удовлетворения, удовольствия и даже противопоставляться им. Радость как более «высокое» чувство связывается с душой, а удовольствие как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом.
Существует радость от созерцания, радость от движения, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни и иногда связываемая с последней - радость беспричинная… Спиноза считал, что на высшей ступени познания - познания себя в Боге - происходит осознание Бога как причины и источника радости.
Завешающим этапом на этом пути становится РАДОСТЬ БЫТИЯ как один из высочайших уровней сознания человека. В состоянии безграничной радости вы в мире со всем, что вас окружает. Когда вы радуетесь жизни, вы не можете ощущать печали, у вас нет ощущения непрерывной вины, неуверенности, страха, зависти или недостатка в чем-либо.
В состоянии радости вы есть ПОЛНОТА СУЩЕСТВОВАНИЯ. И жизнь, и мудрость, и творчество льются мощным потоком из глубин вашего существа. В состоянии радости вы вдохновляетесь на духовное величие и глубину чувств.
Прекрасно… Но как же быть СО СЧАСТЬЕМ? Счастьем для одного, двоих - и счастьем для всех? Как, где и в чем искать его? Можно ли считать Новый, Небесный Иерусалим Городом Счастья? Городом, где сбываются все желания?
А Иерусалим Земной - лишь извечной мечтой о счастье, набором неких догматов, смутных снов, неотчетливых представлений?
А что это вообще - счастье? Об этом мы редко задумываемся, а если и углубимся в суть этого слова, то точного определения, в котором сходились бы всё, не находим. Для каждого человека понятие «счастье» имеет свое значение и смысл. Но все мы уверены, что если человек счастлив, улыбка светится на его лице, отличное настроение сопровождает повсюду, ему хорошо жить в этом мире.
Как определить, сколько именно любви - любви к Богу и любви к ближнему, сколько здоровья, лет жизни, успеха, славы или денег надо для счастья конкретному человеку? И как много людей испытывают счастье? ХОТЯ БЫ ИНОГДА?
В философском понимании счастье - категория морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения. Счастье - судьба человека, которого оберегают боги…
Счастливым может быть только человек, ощущающий себя таковым; мнения же остальных по поводу его счастливости либо наоборот недостоверны, неубедительны и неправомерны.
Важнейшим гарантом личного счастья может стать волшебство или, точнее, вхождение в мир волшебства, чуда, красоты и гармонии. Наша способность к конструированию и «оживлению» подобных миров воистину безгранична. Вот что пишет по этому поводу Макс Фрай:
«Мы категорически заявляем, что чудес не бывает, даже не пытаясь их отыскать. Но ведь чудеса бывают самые разные. Есть тихие и застенчивые. Они долго идут с нами рядом, они трутся о рукав, пристраиваются на ресницы, что- то шепчут на ухо.
Ждут, когда мы их заметим, а потом тают. Чудеса совершенно не обязательно такие уж великие события, и произойти они могут в самых неожиданных местах. Могут - в небе, на земле, на улице или на кухне посреди ночи. Могут в мирное время или на полях сражений.
Чтобы произошло чудо, вам даже не обязательно верить в чудеса, но когда чудо произойдет, вы об этом обязательно узнаете. Потому что тогда что-то совершенно обычное, что казалось совсем несущественным, вдруг становится очень, очень важным. Вот почему лучше всего чудеса подходят для самых простых вещей, чем проще, тем лучше; чем меньше вероятность чуда, тем оно чудеснее.
Чудеса не обязательно грандиозны, чудо может случиться в самом неожиданном месте; самые удивительные чудеса происходят в самой обыденной обстановке. Не забывай, что не чудеса принадлежат тебе, а ты принадлежишь им. Даже когда речь идет о чудесах, которые совершаешь ты сам».
Вот вас кто-то поприветствовал. И вы поприветствовали в ответ. Это тоже чудо, и не такое уж маленькое.
ЗДРАВСТВУЙТЕ… То есть пребывайте, живите во здравии…
ХАЙРЕ - радуйся… РАДУЙСЯ ЖИЗНИ.
ХАИР - добро, одарение, благодеяние; благополучие, счастье, спокойствие.
ШАЛОМ - (шолом алейкум) «МИР ВАМ…» Иврит.
В исламе полная форма приветствия звучит так: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла;хи ва-баракя;тух», что значит «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение», ответом на которое служит «Ва-‘алейкум ас-саля;м ва-рахмату-Лла;хи ва-баракя;тух» – «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».
НОМО НАРАЯНАЯ - санскрит - приветствие Богу, скрытому в человеке.
И все-таки наиболее важным мне представляется приветствие МИР ВАШЕМУ ДОМУ. Мы узнаем о нем из евг. от Луки 10/ 5,6. «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится».
Тройное упоминание мира - одна из важнейших линий всеобщей эволюции -ДОМ МИРА, СЫН МИРА, МИР. Именно в этой короткой формуле содержится все то, о чем мы так долго и путано сегодня говорили…
ЭПИЛОГ.
Пора подвести некоторые итоги. Хотя я давно понял, что любая попытка регламентировать то, что непрерывно создается, распадается и рождается вновь в горниле единого пространства-времени, проходит испытание на право существования и реализует себя во множестве проявлений - попытка бессмысленная по самой своей сути.
Однако у нас нет иной истины и иной цели, кроме истины вечного движения, непрерывного поиска и все новых и новых реализаций. И еще нам не обойтись без какой-либо точки отсчета, а также неких «промежуточных реальностей».
Дом Земной и Дом Небесный, Град Земной и Град Небесный, Дом Отца Моего и Обители, которых «много в Доме Отца Моего» - как раз они и есть.
Пока мы не очень много знаем о них, но не теряем надежды узнать побольше.
Пока же большинство считает: Дом Небесный, Царство Божие - конечная точка нашего долгого и невероятно трудного пути. Там все началось, там и закончится.
Главный же Замысел Создателя в отношении человека всегда был одним и тем же: «чтобы люди, живущие вечно, наполнили землю», чтобы «не было более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; чтобы строили домы и жили в них, и насаждали виноградники и ели плоды их. Чтобы не трудились напрасно и не рождали детей на гОре; чтобы были семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. Чтобы они говорили ко Мне, а Я отвечал им. И чтобы стало так, что прежде нежели они воззовут, Я отвечу; вот, они говорят еще, и Я уже слышу».
Удивительно трогательная и прекрасная картина… Однако очень многих весьма смущающая. Так дОлжно говорить церкви, но истинные ли это слова и помыслы Бога Отца? Великой Сущности, Гениальной Космической Личности, Высшего Закона Бытия, согласно которому «Все начало быть, и без которого ничто не начало быть, что начало быть».
Предстоит ли нам отказаться от огненно горячей крови, неуемной страсти к познанию, дерзости разума, полета мысли, великой мечты о строительстве не одного только земного мира, но МНОЖЕСТВА МИРОВ?
СМОЖЕМ ЛИ МЫ ЖИТЬ В МИРЕ, ГДЕ ВСЕ УЖЕ СОЗДАНО? СОЗДАНО РАЗ И НАВСЕГДА, СОЗДАНО В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ РАЗУМНО И ЦЕЛЕСООБРАЗНО; В МИРЕ, ГДЕ НЕ О ЧЕМ БОЛЬШЕ МЕЧТАТЬ И НЕ К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ?
Неужели суровые испытания, бесчисленные жертвы, бесконечные поиски, мучительные рождения и смерти, живая, страдающая и неуничтожимая мечта человечества о МИРЕ заслуживает столь странного завершения?
В это трудно, почти невозможно поверить… Возможно, ветхозаветный Исайя услышал не все или не понял всего; возможно, Бог открыл ему только Первый Путь, обозначил место встречи… Небесный же Иерусалим не конечная Цель, а особое место, где ВСЕ ДОЛЖНО ПРИДТИ ДРУГ К ДРУГУ И НАЙТИ ДРУГ ДРУГА… И тогда самым главным и невыразимо прекрасным становится обещание Создателя:
«Тогда придите - и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас».
Смысл этих слов предельно прост. Только при осознании и искреннем раскаянии Всевышний может допустить к Себе людей и разобрать с ними их дело. Муки их совести будут невероятно тяжелы; они будут доходить до отчаяния, вспоминая соделанные преступления, и понимать при этом, что нельзя изменить то, что уже свершилось, и мука их теперь будет пребывать с ними вечно. Поэтому Бог и дает им надежду на возможность получить избавление от всякого, даже самого тяжкого, греха.
Пурпур и багряница служат символами крови, которою, как выше сказано, во все времена были обагрены руки людей. Они несмываемы так же, как не смывается с ткани пурпуровая или багряная краска.
И НИКАКОЕ «Я УМЫВАЮ РУКИ» ЗДЕСЬ НЕ ПОМОЖЕТ.
Впрочем, любые прогнозы в отношении Создателя дело почти безнадежное… Почему почти? Потому что когда-то один умный человек по имени Аврелий Августин сказал: «Что ж, не можем уразуметь, будем верить». А еще добавил:
«Человек Веры постепенно становится тем, во что он верует; душа же, возлюбившая все сотворенное, становится Божественной».
Поэтому - будьте немногословны… «И пусть слово ваше будет да-да, нет-нет; все, что сверх того, от лукавого».
Не клянитесь ни землей, ни небом, ни городом, ни головой своей.
Не уверяйте: «я готов отдать свою жизнь за…» Или «во имя»… Ибо не о жертвоприношении или жертве надлежит думать, а о ДАРЕ и ОДАРЕНИИ -естественной потребности человека, идущей из самых сокровенных глубин его души и сердца. Отдавая - ПРИУМНОЖАЙ. И тогда жизнь твоя станет питать многих, а сам ты поймешь, наконец, ЧТО ЕСТЬ ТАКОЕ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ.
Прощайте… А, может, и до встречи.
Мир вашему дому; радости и счастья вам, здоровья и долгих лет жизни.
***
Г.. Набережные Челны, май-июнь 2019 года.
Свидетельство о публикации №119062503994