7. Град Небесный...
Согласно небесной мудрости, Софии, «Религия есть духовная реальность». Однако в последнее время религия вынуждена была отказаться от полной монополии на это самое «духовное пространство» и делить его со множеством других служителей.
Земное и Небесное сделали решительный шаг навстречу друг другу; категорическая и трагическая их несовместимость не то чтобы преодолена, однако ставится под серьезное сомнение.
Начинать же нам придется все-таки с начала, иначе все дальнейшее (как и предыдущее) будет не совсем понятно. Пожалуй, таким началом может служить капитальный труд теолога и философа Аврелия Августина «О Граде Божьем». Датой ее написания считается 413-427 год н. э. Августин является святым католической, православной и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин.
Наследие Блаж. Августина воистину огромно и всеохватно. Однако нелепо было бы в нем искать подробный рассказ о людях, живущих в «Небесном Городе», об основах их существования, быте, культуре, обычаях , времяпровождении и т.д. Именно это отличает его труд от классической утопии, где все это описывается самым подробным образом.
То же самое можно сказать и о современных исследователях феномена «жизни после смерти» Эльзе Баркер («Письма живого умершего»), Роберте Монро («Путешествия вне тела»), Майкле Ньютоне («Путешествия Души») и множестве других. И именно это позволяет считать, что психический мир (и мир посмертия как одна из его частей) - совершенно иная реальность, чем августинианский Град Божий. Сам же этот труд посвящен раскрытию логики или, лучше сказать, мистической диалектики истории.
Поэтому правильнее было бы переводить это название как «О государстве Бога» или «О божественном обществе», так как в книге речь идет не о граде-полисе древнегреческого или древнерусского типа, а именно о всемирном, «экуменическом» сообществе людей, и к тому же о сообществе не политическом, а идеальном, духовном.
Даже космополитическая Римская империя служила Августину лишь весьма неадекватной моделью для его «всемирного сообщества». Более близкой моделью была реально существовавшая в его эпоху наднациональная христианская Церковь, есclesia (община, сообщество).
Мистическая диалектика всемирной истории представляется в «De Civitate Dei» противоборством двух диаметрально противоположных по своим интересам и судьбам человеческих сообществ: «сообщества земного» (civitasterrestris) и «сообщества небесного» (civitascoelestis).
«Мы делим человечество, – пишет Августин, – на два рода людей: первый род состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам; другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Символически мы также называем эти два рода двумя государствами, т. е. двумя сообществами человеческих существ, одному из которых предначертано пребывать в вечности с Богом, а другому – подвергнуться вечному наказанию вместе с отступниками.
В эти два сообщества люди объединены в соответствии с характером преобладающей в них любви: земное государство создано любовью к самим себе, доведенной до полного отрицания Бога; небесное – любовью к Богу, доведенной до забвения себя.
В первом господствует похоть власти, одолевающая в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы; во втором – те, кто поставлен у власти, и те, кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правители –руководя, подчиненные – им повинуясь. Основой Града земного являются Семья, Дом, Город и Государство.
Однако то, что мы видим ныне, это не Государство, а наказание за греховное, абсолютное незнание мира; это система господства одних людей над другими. Такое государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире».
Итак, под двумя «государствами» Августин понимает отнюдь не политические образования, а духовные и моральные общности, различимые только для их творца. К разряду «земных людей» относятся «люди плотские», любящие наслаждаться тем, чем следует только пользоваться. Наоборот, к разряду «людей неба» относятся «люди духовные», имеющие «упорядоченную» любовь.
Мораль обоих обществ противоположна: граждане первого хотят с максимальным комфортом и любыми средствами устроиться в этой жизни; граждане второго берут от благ этой жизни только необходимое, терпеливо дожидаясь будущего. Однако в эмпирическом мире оба общества полностью смешаны и никто из людей не может знать заранее, к какому из них он принадлежит. В этом состоит тайна предопределения, открывающаяся людям только в последние мгновения их существования.
Изучать источники, подобные Блаж. Августину, крайне трудно. Кто-то элементарно устает, кому- то не хватает подготовки, кто- то испытывает серьезное разочарование и обращается за ответом к Библии. Однако откровений о «Царстве Божьем» или «Царстве Небесном» там чрезвычайно мало. Приходится довольствоваться словами св. ап. Павла:
«Теперь мы видим только как сквозь мутное стекло, гадательно, а тогда будем видеть лицом к лицу. Ибо знание мое частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог». (1-е послание Коринфянам 13:12 – 1)
Неутешительно… Придется обратиться к одному из самых трудных, сложных и мистических разделов Библии - Откровению Иоанна Богослова, или Апокалипсису. Самым странным образом и священнослужители, и богословы, и верующие неплохо знают его начало и середину, однако последние главы –ХХ1 и ХХ11 - остаются как бы вне поля зрения. Главы эти весьма обширны, поэтому я ограничусь лишь основным.
Откровение Иоанна, ГЛ. 21.
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Откровение Иоанна, ГЛ. 22.
1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов.
3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
19 И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в Книге Жизни его, и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь.
***
Смиренно прошу простить мне сознательное нарушение 19 пункта, ибо боюсь, что читатели мои не захотят читать и 14 предыдущих… Хотя в этих пунктах максимально подробно, в малейших деталях, описан и сам Город, и все, что его составляет. Описан настолько ярко, выпукло и красочно, что производит впечатление совершенной реальности… Не забыто и главное предупреждение:
8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Согласно тому же блаж. Августину смерть первая - это смерть духовная).
Наверное, за всю историю существования христианского богословия ни один раздел библии не подвергался столь тщательному исследованию и не вызывал столь ожесточенных споров, как Апокалипсис. Книга эта и доныне остается крайне трудной и для чтения, и для восприятия, и для интерпретации.
Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание».
Со временем это Откровение не только не утратило своего значения, а наоборот, значение это возросло во множество раз. Угроза конца света трансформировалось в ужасающую реальность, нависшую над всеми народами Земли независимо от их религиозной, национальной и государственной принадлежности. Сама же эта вероятность практически ни у кого не вызывает сомнений.
Изменились предпосылки, условия и механизмы общей гибели, однако для большинства людей причины столь бесславного конца остались теми же, т.е. апокалипсис есть приговор человеческой цивилизации, не выдержавшей испытания историей и временем - приговор хоть и жестокий, но вполне справедливый.
Об Армагеддоне как о последней битве Добра и Зла в конце времён предпочитают не говорить, а в качестве причин возможной планетарной катастрофы указывают так называемые «естественные причины». Их сегодня великое множество, и одна опаснее другой. Есть здесь и «болезни цивилизации», и болезни Земли как планеты, и метеоритная угроза, и угрозы уже космического уровня, и даже вторжение враждебных человечеству внеземных форм жизни.
Конечно, большинство этих сценариев мы предотвратить не в силах, однако и того, что можно и срочно нужно делать, делать не собираемся. А в качестве единственного выхода все больше и больше погружаемся в тотальную виртуальность, создаваемую с невероятной скоростью. В такой вроде бы парадоксальной реакции нет ничего ни нового, ни необычного. Достаточно вспомнить пушкинский «пир во время чумы».
Суть этой реакции состоит в том, что не столько народы, сколько их правители не предпринимают ни малейших усилий если не ради общего спасения, то хотя бы ради спасения большинства. Если же говорить совсем честно, усилия эти направлены лишь на спасение самих себя и своего окружения. Здесь следует обратить внимание еще вот на что: христианская концепция спасения не предполагает целостного, совокупного спасения какого-либо государства или народа.
Спасение может быть только личным. Оно есть сокровенная тайна Бога и человека; оно не может служить предметом умственных спекуляций и чувственных желаний. Что же касается столь модных и распространенных в конце ХХ века представлений об особой миссии России и русском народе как лидере и гаранте будущего духовного возрождения, то вера в подобный исход ныне весьма серьезно поколеблена.
И быть бы Откровению одной из самых страшных, безнадежных и ужасающих книг-пророчеств, если бы не уже упоминавшиеся две его последние главы. После долгих размышлений я решил отказаться от подробного их анализа, ибо толкований как давних, так и вполне современных великое множество. Хотя все это не только полезно, но и завораживающе интересно. Поэтому гораздо лучше совершить экскурс в «Откровение» самому читателю.
К тому же прямое и непосредственное вхождение в любую духовную реальность позволяет как бы увидеть все своими глазами, получить ответы на множество вопросов и даже сформулировать ряд новых. Пусть это вас не смущает; вопрошание - неизменная составляющая любой работы со священными источниками. И все же небольшой отрывок из множества комментариев приведу.
«21:22 Храма же я не видел.
Многочисленные комментарии утверждают, что в небесах есть храм (3:12; 7:15; 11:19; 15:5). А здесь ясно сказано, что в вечности храма нет. Как такое может быть? Храм – это не здание, а Сам Господь Бог. Стих 7:15 имеет это в виду: «Сидящий на престоле будет обитать в них». Стих 23 продолжает мысль о том, что не будет храма, а только Бог и Агнец. Слава Божия, которая освещает все небеса, и есть Его храм.
Нет необходимости иметь храм в вечности, потому что Сам Бог будет храмом, и в Нем все существует. Присутствие Бога заполняет все новое небо и новую землю (ср. ст. 3). Уйти на небеса будет означать присоединиться к безграничному присутствию Господа (ср. Ин. 14:3; 1Фес. 4:17).
21:24 народы. Буквально «нации».
Спасенные люди из каждой нации и этнической группы будут обитать в свете небес. В Вечном Городе больше не будет различий, ограничений, исключений по причине расовой или политической принадлежности. Все народы в вечности претворятся в народ Божий и будут свободно входить и перемещаться по Городу.»
***
Множество исследователей утверждают: Откровение Иоанна Богослова не мыслится и не может быть понято как без пророческой традиции Ветхого Завета, так и без Благой Вести Завета Нового. Достаточно упомянуть Исайю:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим как место веселия. Народ его будет источником радости, и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.
Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей".
Столь удивительное совпадение заставляет задуматься о многом - от утверждения о прямом заимствовании до признания единства источника, из которого проистекает само Откровение. Время первого - дохристианская эпоха, истина Ветхого Завета; второго - начало Завета Нового и первые шаги христианского мира.
Однако уже тогда Бог употребляет глагол «СТРОЮ», но не «построил» или «буду строить». И вот, спустя 600 лет, Иоанн видит НЕЧТО УЖЕ ВЫСТРОЕННОЕ, РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ, ОБЪЕДИНИВШЕЕ В СЕБЕ НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ.
Здесь есть над чем задуматься… Приведу еще один небольшой комментарий: «Здесь ясно говорится о веке, когда появятся Новое Небо и Новая Земля. Внимательно изучив написанное Иоанном и Исайей, мы видим, что будут люди, живущие вне города. Они построили свои дома во времена всеобщего мира и преуспевания. Это не может относиться к святым, живущим в святом городе, так как они уже имеют дома, приготовленные самим Иисусом.
Еще там будут дети. Это не относится к прославленным святым, так как Иисус ясно сказал, что в прославленных телах мы не будем рождать детей и не будем вступать в брак. Отнюдь не святые, а люди многих народов будут населять новую землю, возделывая ее. Они размножатся и наполнят Землю так, как должен был наполнить ее Адам, если бы он не согрешил.
Как все это можно объяснить логически? Одна из возможностей, о которой можно поспорить: Писание открывает, что с началом Тысячелетнего Царства жизнь естественного человека будет более продолжительна, потому что наш враг, смерть, будет сокрушен и уничтожен. Иисус разрушит проклятие смерти духовно и физически. По этой причине человечество потенциально может жить в течение тысячелетнего периода. В конце Тысячелетнего Царства людям может быть оставлен этот дар навеки.
В самом начале человек поддался искушению. Наказанием за него стала смерть, физическая и духовная, приведшая к смерти вечной. Однако это не заставило Бога отказаться от Своего изначального плана для человека на Земле. Может ли Бог смириться с провалом Своего плана из-за человеческого непослушания? Нет.
Если бы не случилось грехопадения, у Бога не появились бы люди, которые были бы способны помогать Ему в управлении делами Земли и Вселенной и ныне, и присно, и во веки веков.
С момента начала Тысячелетнего Царства и далее в вечной эре Божий план в том, чтобы люди, живущие вечно, наполнили землю, исполнится. Исполнится буквально». (Американский теолог и просветитель Бивер Джон).
***
Свидетельство о публикации №119062503818