Анна Павлова

   

Встать на пуанты
                не рано?
                Не колко?
(Может – тринадцать
                было без малого)
«Хрупкая,
                сгорбленная,
                малокровка»
- Будущая,
                великая
                Павлова.

Падая к небу,
                прядая наземь
– Но всё уверенней
                и красивей –
Выпестуют
                Облакова,
                Гердт,
                Вязем
(Всех, кто послужит балетам России)

Ах, Анна Павловна,
                это звезда ли
Перед волхвами
                в ясли заглянет?
Всё ли Вам Учителя передали?
Матушка ваша
                – Мария –
                помянет?

Думы ль уже , достоевские, хмарились;
Улиц колодцы тенили опалово?
Встали
         – волхвы –
                «Михаил»,
                «Сергий»,
                «Мариус»
– «Лёгкость, пушинка,
                ветр Анны Павловой»;

«Лёгкость, пушинка,
                ветр Анны Павловой»
– Блок,
               Мандельштам,
                Северянин
                и Брюсов
Кто из поэтов
                её
                не баловал
Балом «светловским»
                – двенадцатью с плюсом;

Где
     «Умирающий лебедь», «Никия»,
Первые дягилевские сезоны,
Как предвоенные скорби нагие
Уже несут грозовые озоны.

– Ни обвинительница, 
                ни ответчица,
Богом весь путь
                только наметан,
Великорусским
                тайным Отечеством,
Русским Балетом
                как инструментом.

Бостон,
         Нью – Йорк,
                Филадельфия,
                Балтимор;
Бирма,
           Египет,
                Китай,
                Япония
Полнятся павловскими
                набатами
– Поняли –
                где оказались,
                не поняли?

Где «мировые»
                отнюдь не внепланово
Бойни,
           диктаторы
                в них уличённые
Выбрали б только
                торты «А ля Павлова»
Или тюльпаны
                ей посвящённые.

Или мы нелюди гресями думающи
(Разве волхвы и их звёзды об этом?)
Мир под ракетами
                или под дулами
– Лучше ,
       чем царства российских балетов?

Разве «Венец
                балетной
                Венеры»
«MD – Eleven»,
                «Pavlovophyceae»
Передо всеми
                – и слепы,
                и немы –
Так и забудутся, в нас угасая?

Так как и павловские
                арабески,
Так же и павловские
                атитьюды;
Глобализация,
                сытость и бездарь
Нас обратят в ширпотребные груды;

После Суворщиковой,
                Муравьёвой,
Каждых пол века
                русским балетом,
Мир обращая
                к сути здоровой,
Мы должны дальше
                подумать об этом;

Через пол века
                неотразимой
Вставшей к ним вровень.
                Вставшей к ним вровень -
Русской
                Екатериной Максимовой
– Снова бескровно
                мир завоёван.

В лондонском «Пэлас – театре»
                два кресла
Не занимает никто,
                наверное,
Даже диктатор
                или агрессор.
Там – Анна Павлова, Айвор Новелло…

Лучше когда –
                все Трампы,
                все Тэтчер
В горстки из пепла обуглятся где то?
Или
                русской культуры Предтечи
Перезагрузят их, в виде балета…


печатается средняя часть триптиха
из книги посвящения Мариинскому театру и балерине О.Новиковой

Светлов - балетный критик, поставивший АП оценку 12+

Мариус Петипа так охарактеризовал юнну. А.П. - "Пушинка, ветер, лёгкость!"

Облакова, Вязем, Гердт - преподаватели, у которых училась А.П.

В честь А.П. были названы самолёт в Нидерландах, тюльпаны в Голландии, Торт в Австралии, Вид морского растения и гребень Венеры. В моду входили её наряды, и др..

Мариус Петипа, Сергей Дягилев, Михаило Фокин - великие русские балетмейстеры восславившие русский балет и сделавшие его общемировой культурой. Оружием против холодной и любой войны. При работе с архивами были найдены сравнения их с волхвами от русской культуры (прим.автора)

в лондонском "Пэлас-театре" места на два кресла - никогда не продаются. - Они "для ангелов от культуры - А. Павловой и А.Новелло

смерть от простуды в молодом возрасте и расцвете сил - это только официальная версия (судя по тому, что читается между строк при работе с архивами)

"Умирающий Лебедь" великой Анны Матвеевны Павловой считался символом Голгоф 1 мировой войны и трагического противостояния гражданской войны в России

Многие русскоязычные поэты посвятили А.П. сонеты и более крупные произведения


Рецензии