Ермаково

             Посвящается маме.

Быть может, меня колокол Сысой
Позвал в край незнакомый, но для сердца
По тайному наитию родной:
Встречай же, Ермаково, иноземца!
 
В отличии от прадедов не здесь
Младенцем я зашёлся первым криком,
Но тело или душу мою взвесь -
Две четверти - из патоки да лыка
 
Даниловских болотистых земель,
Из иван-чая, клевера, крушины
С лугов левобережных и полей,
Врезающихся в волжские изгибы.
 
Куст не цветёт, когда болеют корни,
По Родине утраченной - печаль:
Хочу её нутром и кровью вспомнить -
Тут в здешних весях мой Святой Грааль!

Cреди домов до простоты неброских
Уж не найти фамильный, родовой,
Не от богатства проданный на доски,
Не от голодной бедности лихой.
 
В нём бабушка (по мужу Жемчугова)
Сидела  у открытого окна,
Ловя чуть слышный, невесомый шорох
Льняного платья по худым ногам.
 
Из СвАтково, где за полночь на танцах
Звучал последний мелодичный вальс,
Подружкам приходилось добираться
В кромешной тьме, выкалывай хоть глаз!
 
Полями: напрямик и без оглядки,
Две туфли - в руки, чтоб не липла грязь,
Бежали босиком, сверкали пятки,
Гроза и ливень догоняли враз.
 
Свинцовых туч багровые зигзаги
Вонзались в землю с проливным дождём,
Девчонки с криком на секунду замирали
И дальше рысью - только грянул гром…

О молодости ветреной рассказы
Проникновенны летним вечерком
Из уст неугомонной моей мамы
За чаем с ароматным чабрецом.

Семейные предания и мифы
Потомки не отыщут в дневниках,
Подробности небрежно позабыты -
Скупые факты в дальних уголках
 
Храним, как пожелтевшие открытки,
Оставленные кем-то - Бог весть кем! -
Вытаскиваем и, смахнув пылинки,
Вручаем детям бережно своим:
 
Пусть помнят, что однажды у оврага
Бык чёрный насмерть деда забодал,
А в сорок третьем без вести, бедняга,
На фронте дядя в двадцать лет пропал...
 
Всего две строчки -  выцветшие краски -
О бренной человеческой судьбе,
Грядущему невольные подсказки
Из прошлого... – шагами по земле

Я меряю внезапное волненье,
Черёмухой пропитанный насквозь
Вдыхаю воздух с тихим наслажденьем,
Листвой зелёной, ветками берёз,

Как пассами, нехитрая деревня
Низводит меня в сонмы вещих снов,
Внушая безотчётное прозренье:   
Всё громче голос из глубин веков

И ярче очертания былого... -
Простых людей особенный удел 
Мне ближе и дороже, чем любого
Из властной массы одиозных тел!

С рождения до смерти (что не ново),
Приправив веру мудростью земной,
Пристойно жили предки в Ермаково:
Дня суету сменял ночной покой.

Вставали с петухами спозаранку,
Трудились от зари до темноты,
Вступали по-соседски в перебранку
И не чурались выпить для души.

Любили до горячих слёз, до стонов,
Хранили, плача, в Шахово у стен
Старинной церкви Рождества Христова,
Шли подкалымить в Красный Профинтерн...
 
Полвека тишь на местной колокольне,
Кренятся бесфамильные кресты -
ОдновремЕнно благостно и больно
В блаженном состояньи немоты,

Окутанный невидимым эфиром
Мой дух, как квинтэссенция добра,
Наполнен до краёв елейным миром –
Таким я не был прежде никогда!
 
 
Деревня Ермаково - Некрасовский район, Ярославская область.
Деревня входила в состав Залужской волости Даниловского уезда Ярославской губернии. Вятская волость образована в новых границах при укрупнении волостей в 1923 г. из Залужской волости в том числе. Некрасовский район образован 10 июня 1929 г. -  Вятская волость вошла в его состав.

Сысой-колокол – по преданию, с местной церкви Рождества Христова в селе Шахово, наглухо заколоченной в двадцатые годы в пору воинствующего атеизма, сняли в 1998 году на праздник 1000-летия крещения Руси и увезли в Москву колокол весом 221 пуд 22 фунта. Старожилы здешних мест называют его Сысоем, может, по аналогии с великаном-колоколом из Ростова Великого или один и тот же мастер отливал их оба. Шаховский Сысой занимал главное место на колокольне Свято-Данилова монастыря — резиденции патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Знатоки утверждают, что более благозвучного колокола по всей стране не сыщешь.
В 2010 году, к 1000-летию г.Ярославля, Сысой-колокол был возвращен на Ярославскую землю из Москвы, правда, не в село Шахово, которого больше нет, а к вновь построенному Успенскому собору г.Ярославля.
На колоколе надпись: "Вылит в селе Шахово Даниловского уезда 1886 г. января... дня при священниках: благочинном Димитрие Корзлинском и Александре Смирнове и при церковном старосте Андрее Иванове Прокофьеве; весу 221 пуд... ; вылит в заводе торгового дома потомственного почетного гражданина Оловянишникова и сыновей в Ярославле".

Весь - название небольшого сельского поселения у славян.

Святой Грааль — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Арима-фейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.
Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Квинтэссенция (от лат. quinta essentia – пятая сущность) – в античной и средневековой натурфилософии и алхимии — пятый элемент, пятая стихия, эфир, одна из основных стихий(элементов), тончайшая, самая тонкая стихия, «пронизывающая весь мир … душа — дух мира, одухотворяющая все тела, … великая творческая сила, которой Бог наделил материальный мир».
Филон Александрийский определял душу как осколок эфирной квинтэссенции.

Миро (греч.(мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ
2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий.


Рецензии