О, мой Гораций!
Насест для голубя -кудри классика.
Земная слава лишь людям суетным.
Тщеславье ущербом, как патины зелень
на монументах из бронзы рождённых.
Но ты ,Гораций,Лация уникум
о славе ли думал оды ,эподы
слагая , в Парн'асе свой,с музой в содружестве,
будь то Эрато,Эвтэрпа иль Талия,
язык лат'инов делая избранным.
Отныне в устах он чтимый,лакомый,
почив ,возрождается для песнопений,
для суесловья же нем величавый.
Восторгов тончайших много ли знали мы?
В девайсе прочтя свиток античный,
воскликнешь гармонией строк покорённый:
О, мой Гораций,квирит вдохновенный!
Вот "алкеева строфа" - любимый размер Горация:
Кончайте ссору! Тяжкими кубками
Пускай дерутся в варварской Фракии!Они даны на радость людям -Вакх ненадивит раздор кровавый!
Здесь тоже восходящий ритм уравновешивается нисходящим, но уже более сложным образом. Первые два стиха звучат одинаково. В первом полустишии - восходящий ритм:
Кончайте ссору!..
Пускай дерутся...-
во втором - нисходящий:
...тяжкими кубками
...в варварской Фракии!
Третий стих целиком выдержан в восходящем ритме:
Они даны на радость людям...
А четвертый - целиком в нисходящем ритме:
Вакх ненавидит раздор
кровавый!
Таким образом, здесь на протяжении строфы прокатываются три ритмические волны: две - слабые (полустишие - прилив, полустишие - отлив) и одна - сильная (стих - прилив, стих - отлив). Строфа звучит менее мерно и величественно, чем "асклепиадова", но более напряженно и гибко.
Вступительная статья Гаспарова.
Вот ода Горация написанная алкеевой строфой.
К пирующим
Кончайте ссору! Тяжкими кубками
Пускай дерутся в варварской Фракии!
Они даны на радость людям —
Вакх ненавидит раздор кровавый!
Зачем блестит меж вин и светильников
Кинжал мидийский? Тише, приятели!
Умерьте крик и гам безбожный
И возлежите, склонясь на локоть…
Я должен с вами выпить фалернского?
10Идет! Но пусть сначала признается
Мне брат Мегиллы Опунтийской,
Кто его ранил стрелой блаженства?
Не говоришь? Иначе не буду пить!
Любовь какая б ни увлекла тебя,
Палит она огнем не стыдным, —
Лишь в благородной любви ты грешен!
Что б ни таил, шепни-ка мне на ухо, —
Тебя не выдам. О злополучный мой,
В какой мятешься ты Харибде,
20Юноша, лучшей любви достойный!
Какой ведун иль ведьма Фессалии
Тебя изымет зельями? Бог какой?
Из этих уз тройной Химеры
Вряд ли тебя и Пегас исторгнет
Свидетельство о публикации №119062305133
Горация, его метрику строф. Да, они знали, как будет вечен их памятник, созданный мыслью и словом. Эти эподы, оды. Кажется, он что-то писал о Сафо... Гораций, Вергилий... И величественная классика – латынь. Но Брут! Гораций, кажется, дружен с ним. Хотя... Не мне это понять.
И да, голос и талант у Д. Хворостовского от Бога. Ты написал памятные строки о нём, с любовью. Говорят, Богу тоже талантливые нужны на небесах. Светлая память ему.
Восхищает твой утончённый мир и постижение высокого и глубинного в искусстве.
Добра и света тебе от души!
Ядвига Довнар 12.02.2024 09:33 Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к моим скромным строчкам))
Во времена Горация такие поэты как Алкей,Сафо ,Пиндар были древними( между ними лет 500 было.
Это была классика.
Рифм не было.
Была у каждого в строфах своя ритмика.
Гораций брал за основу их ритмические построения.
Они так и назывались-алкеева строфа,сапфическая (как у Сафо,строфа и т.д.)
Переводы выполнены тоже в этой ритмике.
Алкеевой строфой и я написал оду Горацию и латыни.
Как же он хорош!
А с ним и Овидий с его Метаморфозами-блеск!
До Вергилия ещё не добрался-до Энеиды-предвкушаю))
Что касается Хворостовского,то в эпитафии всё сказано:
красив ,статен ;баритон безупречно великолепен во всём диапазоне.
Русский,европейский гранд,самородок,полубог!
Какое-то величие от бога Аполона))
Я должен был почтить его,
как смог,добрым словом.
За эти стихи мне не стыдно,хоть и не великие они.
Включил их в свою книжку,которую скоро ,надеюсь,буду держать в своих руках))
Добра тебе))
Александр Шустов-Васильев 12.02.2024 16:59 Заявить о нарушении
Удачи во всём!
Ядвига Довнар 12.02.2024 19:01 Заявить о нарушении