Разговор о вере

Ученик, проходящий послушание у опытного старца, однажды  обратился к своему наставнику с вопросом о вере.

– Отче, а что такое вера и  едина  ли  вера  у  всех  верующих ? – спросил ученик.

Немного подумав, старец ответил – Вера  не едина  у  всех  верующих,  поскольку все  верующие  имеют разное состояние ума, чувства  и  воли,  от коих  и  зависит  сила  веры.

Веру  можно  определить как  силу  связи  между  человеком  и Богом,  благодаря  которой  может осуществиться  нечто  грядущее  и  ожидаемое  всеми  верующими, которого  сейчас  не  видно  и которое  закрыто  от ума, чувства  и воли.

– Разве   вера –  это  не  уверенность в  себе, своих  силах  и  своих  действиях,   когда   мы  делаем  что-либо  с  верой  в  результат ?  – переспросил  ученик.

– Нет,  вера –  это  не  уверенность в себе  и своих  силах,   поскольку сегодня  у  тебя  есть здоровье  и силы, а завтра  их у  тебя  может  не  быть  из-за  болезни, слабости или помрачения, а  истинная вера  с  человеком  пребывает всегда  и  в  здравии и в  болезни и в самой смерти  и  даже  за её  порогом.   Людям  легко говорить  и рассуждать  о  вере, когда  они здравы и полны  сил,  но стоит  случиться  несчастью,  болезни или тяжелому  испытанию,  от их  веры   может  в  миг  не  остаться и следа и  на  смену  уверенности в себе  может  прийти  страх, растерянность, паника и малодушие.  Поэтому  вера  сильнее  простой  уверенности в  себе  и своих  силах.

– Отче, а  может,  вера –  это  сила  доверия  человека  Богу,  когда  человек  не  просто  уверен в себе,   а  чувствует присутствие Божие  в  своём  сердце  и потому  уверен  и спокоен  в  случае болезни,  скорби или жизненных  неурядиц, поскольку  Бог  никогда  его не  оставит ?

–  А разве  Дух  кому-то даёт гарантии и оставляет расписки,  что  не  оставит  душу  и не  подвергнет  силу  веры  искушениям ?

Нет, вера – это  не  доверие человека  Богу.  Доверие зиждется  обычно  только  на  одном  благоговейном  душевном  чувстве  и страхе,  пока  имеет  место  действие  благодати  в  сердце.  Доверие  –  это  не  устойчивая  связь  одного  лишь  чувства, которое  важно для   новоначальных,  у  которых  только начинает  устанавливаться  союз  с Богом,  но  ещё  нет  всей  полноты  познания  Бога  и взаимодействия  со  Святым Духом.  Стоит  только  благодати улетучиться из  сердца  неофита  и  нахлынуть искушениям и  скорбям по попущению Божьему, в  сердце тут  же  возгорятся  страсти,  поселится  сомнение,  смятение  и  начнётся  ропот на  жизнь, а  иногда  и  на  Бога, который  оставил  грешную душу.

– А что  же  такое вера,  отче ?

–  Вера – это безусловная  верность  и  безоговорочная  преданность души  Богу, когда не  одна  только сила  ума или  одна  лишь  сила  чувства, а  сразу  все  три силы  души  –  ум, чувство и  воля  человека устремлены к  Богу  и связаны  с  ним.  Такая  вера,  имеющая  все  три  опоры,  становится основанием  не  только  для всех мыслей и  чувств,  но и  всех  поступков человека.  Такая  трёхосновная  вера действительно  сильна,  всеобъемлюща,  непоколебима и  душеспасительна.

– Отче,  а  как  достигается такая  вера ?

– Такая  вера  является  подлинным  даром  и именуется  верой совершенной, как  достоянием редких  иноков  и подвижников.   Подобная  вера  предполагает  титанический внутренний труд  человека  над  собой  на  протяжении  всей   жизни  по  исполнению  всех  евангельских  заповедей  для  полного  очищения души  от всех  страстей  и  изменения  направления  всех   трёх  сил  души –  ума, чувства  и воли.

Кто справляется в  жизни с  этой  не простой  задачей,  тот  и  обретает полноту  связи  с  Богом  и  завещанную  свободу  духа  войти  в  Царство  небесное  в  полноте  сознания  для того, чтобы невидимое,  грядущее  и  ожидаемое  стали  новой  явью,  ибо  мы  все  «не имеем здесь постоянного  града,  но  грядущего взыскуем»  (Евр. 13; 14)

ЯКоВ  23.06.2019


Рецензии
ныне же настало время поклонятся в Духе и истине.

Радомир Светловзоров   06.06.2021 02:26     Заявить о нарушении