Песнь о Владимире Святославиче
после усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где
умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления
достойно, сколько он сотворил добра Русской земле,
крестив её. Мы же, став христианами, не воздаём ему
почестей, равных его делу».
Илларион. Из «Похвалы князю Владимиру»
Часть первая
1
Наложницы Малуши сын-байстрюк*
И Святослава Киевского князя –
Владимир, прозванный «рабичичем» за то,
Что был рождён рабыней от внебрачной связи.
Младенцем её брату* отдан был
По старому обычаю на воспитанье,
А мать сослали в дальнее сельцо
За грех великий этот в наказанье.
Хоть не был к сыну безучастным Святослав,
Печать «рабичича» к нему пристала прочно,
Но звёздный час Владимира настал –
Он в десять лет уже стал князем полномочным.
Когда из Новгорода прибыли послы,
Просить у Святослава дать им князя,
Судьба решилась у Владимира тогда,
А Святослав не дал послам отказа.
Понравился Владимир неспроста,
Посланцы приняли его единодушно:
Открытый, рослый, крепенький в отца;
Пригожий ликом в мать свою – Малушу.
Он избежал побочной участи дитя,
Благодаря уму с энергией Добрыни,
Который предложил посланцам не шутя,
Взять на княжение, заботясь как о сыне.
Скорей всего простолюдинки кровь
В формировании характера сыграла,
И в отношении с народом его роль,
На норов княжеский изрядно повлияла.
2
Тем временем Владимир подрастал,
А дядя, занимаясь воспитаньем,
Племянника готовил исподволь
К различным всевозможным испытаньям.
В свои шестнадцать он смотрелся молодцом,
Был рослым, статным, ловким и проворным,
Среди ровесников являлся вожаком,
Чем отличался ото всех, бесспорно.
Охотник и азартный рыболов,
Приверженец военных тренировок,
Не сторонился общества и был
Участником всех драк и потасовок.
Добрыня всё-таки предполагал,
Не без причины веской, между прочим,
Что Киев от Владимира в конце концов
Когда-нибудь избавиться захочет.
Стремясь противников опередить,
Он занимался разработкой плана,
Чтоб Киевским престолом завладеть,
А сделать надо: поздно или рано.
Он парня к дальним переходам приучил,
Привил умение командовать дружиной
И воинов на службу вербовать –
Всему, что князю знать необходимо.
И в те же времена племянник удалой,
Взрослея и мужая год от года,
Там обзаводится женою и детьми,
Как и положено для княжеского рода.
3
В бою тем временем погибнет Святослав –
Весь киевский народ постигнет горе,
А Ярополк и младший брат Олег*
Окажутся между собою в ссоре.
По глупости и из-за сущей ерунды,
Та распря братьев доведёт до битвы.
Один из братьев – князь Черниговский Олег
В той битве неминуемо погибнет.
Как только весть о том к Владимиру дошла,
Он из поморов и варяг набрал дружины,
Поскольку полагал, что Ярополк,
Чтобы сместить его, всегда найдёт причины.
Не в этот ли критический момент
Князь Ярополк и совершил ошибку?
Решил сместить Владимира, когда,
Признав его права, он поступил бы гибко.
Смещённые от власти около двух лет,
Владимир с дядей воинов большие силы
Из новгородских собственных дружин
А также из наёмников сплотили.
А Ярополк успешно совершил поход,
Разбил наголову поганых печенегов,
Им отомстил* и данью обложил,
И Русь избавил от степных набегов.
Своей победой Византию впечатлил,
Да так, что дань платить была согласна,
Лишь только б русы не ходили на Дунай –
И жизнь наладилась как будто бы прекрасно.
Ничто не предвещало Киеву беды,
Со стороны опасность не грозила,
Вместо Владимира наместник новый был,
А про него и думать позабыли.
Сводного брата князь не принимал в расчёт,
Судьба Владимира его не волновала –
Не мог он занимать Великий стол,
А значит всё плохое миновало.
События же опровергли весь расчёт,
Владимир и Добрыня не смирились,
Они всё дело взяли в оборот,
И обстоятельства для князя обострились.
Всё началось с того, что Новгород был взят,
Наместника пленили и прогнали,
И объявили Киеву войну,
О чём с наместником тем князю передали.
4
На Киев мимо Полоцка шёл путь,
Захват его расчистил путь дружинам,
Но неудачное к Рогнеде сватовство
Действительной причиной послужило.
Владимир к князю засылал сватов,
Желая в жёны взять княжну Рогнеду,
Но получив решительный отказ,
Он взял невесту, одержав победу.
Княжну сосватал раньше Ярополк –
Законный князь, само собой понятно,
Владимир от отказа был взбешён,
Но не пошёл с отказом на попятный.
Атака мощной, яростной была*,
Дружины князя в один мах разбиты,
С народом победитель заключает мир,
А князь и сыновья его убиты*.
За унижение* Добрыня хочет мстить,
И чтоб за оскорбленье расквитаться,
Он над Рогнедой при родителях двоих
Владимира заставил надругаться.
Владимир после в жёны её взял
И сделал её избранной супругой,
Кроме неё имел он много жён,
Но не была она ему докукой.
5
Настойчиво Добрынина рука
Племянника упорно направляла
На достиженье замыслов своих
И, ради цели, средств не выбирала.
Теперь осталось сделать главный шаг –
Взять Киев и соперника убрать скорее,
И воеводу Блуда к сговору склонить
Любым путём и средства не жалея.
Подкупленный людьми Добрыни Блуд,
Предательский удар наносит Ярополку,
Отговорив его не собирать полки,
Сбивая этим самым князя с толку.
У князя не было для обороны сил,
Он затворился в крепости с дружиной малой,
Блуд уговаривал дружину крепость сдать,
Но воины костьми за князя встали.
Тогда предатель князя убедил,
Что воины его готовы выдать,
Уговорив от них тайком бежать,
Не открывая им своей обиды.
Поверил Блуду юный Ярополк,
Бежал он в приграничный город Родень,
А воины, узнав, не стали защищать –
Владимиру на Киев путь свободен.
Он в Киев беспрепятственно вступил,
Остатки воинов преследовал до Родни,
Потом надолго Родню осадил,
Затем взял город на измор голодный.
Так участь города предрешена.
Блуд Ярополка крепость сдать склоняет
И мир с Владимиром по-братски заключить.
Тому же про убийство намекает.
«Пусть будет так» - ответил Ярополк.
Он был доверчивым и слишком молод.
Сопротивление без пользы прекратил –
Владимир с воинами занял город.
Он с Блудом и с Варяжкой* вновь бежал,
Блуд уговаривал пойти с повинной к брату,
Варяжка говорил, что там убьют,
И что ходить к Владимиру не надо.
Но Ярополк к Владимиру пошёл,
И только лишь вошёл в ворота, сразу
Блуд створки моментально затворил,
И огласился двор предсмертным криком князя.
Так завершается борьба их за престол,
Закончились всеобщие мытарства,
Владимир бурно свой успех отпировал,
И править стал делами государства.
Часть вторая
1
Владимир набирается ума,
Остались позади его напасти,
Он постигает мудрости державных дел
Для укрепления и силы своей власти.
Имея чёткий совершенно план
По подчинению племён и их союзов,
По освоению других земель,
И этот план обширен, а не узок.
И не при чём здесь князя интеллект,
Не он характером особым удостоен:
Во всех делах Добрыня помогал –
Политик, умный муж, умелый воин.
Захватом Полоцка во всём руководил,
Склонил Владимира к убийству Ярополка,
Затем и Киев хитро захватил,
И всё, как говорится, с чувством, с толком.
В походах он и тактик, и стратег –
В военном деле опытом владеет,
Скорей всего крещение Руси
Для власти укрепления – его идея.
Владимир чувствуя его плечо,
Реформу вводит государственной структуры,
И проявляет в действиях себя
Как политическая крупная фигура.
Он формирует русские полки,
Взамен дружин варяжских и иного сброду,
Готовит русичей из разных городов,
И снаряжает для своих походов.
Походы те в течение всех лет
Не прерывались по причине его воли,
Он с боевого не слезал коня,
Пока сидел на Киевском престоле.
2
Конфликт с поляками до наших дней
Стоит с тех пор непримиримо остро,
Ещё тогда шли ляхи с немцами на Русь,
А позже «Натиск на Восток», как «Drang nach Osten».
Сейчас всё та ж на Западе беда,
С времён того древнейшего разлада,
Не успокоится Европа никогда –
Теснит теперь границы наши НАТО.
Как стала Польша католической, с тех пор,
Сказать открыто вам не побоюсь я,
Что Церковь Римская использует её
Орудием в борьбе с Великой Русью.
Начав поход свой с западных границ,
Как говорят нам древние скрижали,
Владимир земли все отвоевал,
Которые отцу принадлежали.
А чтоб усилить положение своё,
В Прибалтику князь войско направляет,
И устанавливая Киевскую власть,
Ятвягов* в том походе побеждает.
На следующий год к радимичам идёт,
В своих походах устали не знает,
Он города и земли их берёт,
И племена себе их подчиняет.
Собрав все силы завоёванных земель,
Пойдёт в поход на мощные когда-то,
Никем не побеждённых до него
Булгарию с Хазарским каганатом.
Главнейшей целью было: устранить
Со стороны болгар с хазарами угрозу,
Чтоб с корнем выдернуть, а может усмирить
Больную слишком для Руси занозу.
Их надо б разгромить иль заключить союз,
Чтоб избежать любой перипетии,
И этим себе руки развязать
В борьбе с враждебной русам, Византией.
Поволжье дружелюбно встретило войска,
Их данью русичи не облагали,
А заключили дружеский союз,
Чтобы во всём друг другу помогали*.
Потом был на пути Хазарский каганат.
Хазары помнили, как с Русью воевали,
И потому Владимиру они
Сопротивления почти не оказали.
По возвращении Владимир занялся
Вопросами политики и их решений:
Самостоятельности Киевской Руси
И русско-византийских отношений.
3
Теперь, когда все земли объединены,
Встаёт другая важная задача,
Чтоб княжескую власть усилить, укрепить
Идеологией единой, а иначе:
Унифицировать языческий их культ,
Создать религиозную систему,
Чтоб был единый общий бог для всех,
И в плане веры не было проблемы.
Немало голову ломать пришлось,
К единой точке зрения пришли не сразу,
По сути создан новый пантеон
По соглашению бояр, дружин и князя.
Устраивал Владимир торжества,
Стремился воссоздать законы предков,
И проводил старинный ритуал
Согласно их обычаям нередко.
Ко времени правления его,
Кровавый ритуал почти забыли,
И тем не менее заклание людей,
С его подачи вновь восстановили.
Однажды, из похода возвратясь,
Князь жертвоприношение решил устроить,
Не смог он даже и предположить,
Чего ему всё это будет стоить.
Стать жертвой, страшный жребий упадёт*,
На сына христианина-варяга,
Но воспротивится варяг-отец,
И не допустит изуверства бедолага.
Возможно христианина в тот раз
Намеренно избрали для примера,
Чтоб оппонента в жертву принести
Противной, христианской веры.
Наряд дружинников к купцу отправлен в дом,
Чтоб отрока доставить куда надо,
Но дверь была надёжно заперта
И стала для дружинников преградой.
Толпа язычников взялась рубить углы
У дома топорами яростно и страстно,
И скоро крыша, стены – всё что есть,
Обрушилось на головы несчастных.
Однако гибель этих двух людей,
Была причиною больших волнений,
Что привело язычников и христиан
К разладу и дошло до столкновений.
Трагические действия тех дней
Переменили отношение к кумиру,
И дали князю первые ростки
По изменению его картины мира.
Языческая вера бедняков,
Как очевидно, выяснилось скоро,
Не стала государственной для всех,
А для бояр надёжною опорой.
Тем временем церковные послы,
Которых засылал Константинополь с Римом,
Старались в свою веру обратить
Во времени довольно обозримом.
Вопрос о «выборе» действительно стоял,
Но всё сводилось, чья из них послужит власти,
Какую выгоду здесь можно поиметь –
Решалось исподволь, не в одночасье.
А разговор об этом часто возникал,
И греческой отдали предпочтенье,
Которая у всех народов и племён,
Со временем нашла распространенье.
4
Жизнь требует реформ и перемен
В делах религии и внешних отношений,
Владимир делает решительно шаги
Для выполнения условий и решений.
Ему особенно сейчас необходим
В Причерноморье для купцов свободный доступ,
Константинополь же навстречу не идёт,
И все вопросы с ним решать непросто.
Империя не торопилась признать Русь,
Её считала незначительной и грубой,
Непредсказуемой и варварской страной
И относилась с недоверием, сугубо.
Вот если б христианство ей принять,
Да князь Владимир бы ещё крестился,
Вопрос о равноправии сторон
Тогда бы сам собою разрешился.
Оттягивать с решением нельзя,
К тому ж была ещё одна причина:
В религиозном плане как-никак,
Дружина князя не была едина.
Удобный случай вскорости возник –
От императора посольство прикатило,
И князя воинскую помощь оказать
От имени его униженно просило.
Царём Владимира Василий* называл,
Великими дарами наделил,
Лишь только б князь с дружиною своей
Сатрапа Варда Фоку* усмирил.
Владимир выдвинул условие своё,
(Хоть греки посчитали его странным),
Он в Византию воинов пошлёт,
Коль вступит в брак с его сестрой – царевной Анной.
Все выгоды от брака были налицо:
Он станет шурином Василия второго,
И будет уже Русью управлять
По праву государства основного.
Василий на условие пойдёт,
Хоть это ему будет неприятно,
Дружина Варда Фоку разобьёт
И возвратятся воины обратно.
Империя и император спасены,
А то, что князю раньше обещали,
Всё поросло давным-давно быльём,
И в Византии выполнять не помышляли.
Владимир, чтоб обезопасить путь,
Встречал невесту, где договорились,
Но ни невеста, ни тем более послы,
На встрече вообще не появились.
Князь, испытавший лицемерие и ложь,
А также подлость византийцев и коварство,
Был оскорблён Василием до глубины души,
Как князь великого по силе государства.
На Корсунь* он дружину поведёт,
Чтоб показать Царьграду силу и решимость,
Докажет он коварному врагу,
Что значит русская непобедимость.
5
Продуманный поход до мелочей,
Был оснащён и конницей, и флотом,
Захват решили с моря начинать,
Чтобы внезапно овладеть оплотом.
Как ни хранил князь в тайне свой поход
Но скрыть совсем его не удавалось,
В Константинополь тайну передать
Лазутчики по эстафете постарались.
И всё ж Василий с флотом опоздал,
Владимир уж стоял у Херсонеса,
Войска свои удачно разместил,
Не нарушая нужного процесса.
Осада долгой, изнурительной была,
А крепость все атаки отражала,
Когда же воду получилось перекрыть,
То участи своей не избежала.
Защитники, лишённые воды,
В жару сдались противнику на милость,
Опять Владимир их перехитрил –
Ворота сами для него открылись.
Он в город сдавшийся торжественно вошёл,
Его на улицах встречало духовенство,
Благодарили, что всем жизни сохранил,
Испытывая радость и блаженство.
В Константинополь нарочных послал,
Чтоб предоставили ему девицу,
Иначе будет также, как и здесь –
Он не замедлит сам в Царьград явиться.
Отправил император в Херсонес послов,
Чтоб выгодней отдать свою царевну,
Напористому русскому царю,
Оставшись в состоянии плачевном.
Тогда князь заявил его послам,
Что он готов в их веру обратиться,
Пусть императору они передадут,
Чтоб не замедлил с девицей явиться.
Пока Владимир Анну ожидал,
Чтоб в веру православную креститься,
Являлись депутаты с разных стран,
Чтоб с князем о делах договориться.
Хотелось им увидеть наяву
Виновника такой перипетии,
Весь Запад князю там рукоплескал,
Как сокрушителю могучей Византии.
Посланцы папы и из разных стран
Склоняли князя в католическую веру,
Чтоб Русь потом себе заполучить,
И много есть в истории тому примеров.
Возможно эта вокруг князя суета,
На Византию сильно повлияла,
А потому, не мешкая, она
С ним договор о мире подписала.
В критическое положение страну
Василий своим действием поставил,
Царевну Анну тоже поскорей
Невестой князю русскому отправил.
6
Царевна Анна о Владимире тогда
Плохое представление имела,
Вполне понятно почему она,
Его женою становиться не хотела.
О варварстве и кровожадности его
Ходили слухи в византийском мире,
И представлялся Анне русский князь
В ужасном виде нового Аттилы.
Боялась Анна близких покидать,
А также оставлять родные стены,
Ей дикой жизнь казалась на Руси,
И лучше б умереть, чем тяжесть плена.
Пытались близкие её уговорить,
Что может к покаянью Русь пойти заставит,
А Греческую землю, может быть,
От ужасов войны она избавит.
А ведь и впрямь, вполне Владимир мог,
В союзе с Западом свои войска направить,
И понимая это, византийский двор,
Принудил Анну в Херсонес отправить.
Царевна села с плачем на корабль,
Прощаясь с ближними, испытывая горе,
Навстречу неизведанной судьбе,
Отправилась в далёкий город морем.
Когда царевна в Корсунь приплыла,
Корсунцы встретили её с поклоном,
Торжественно в свой город завели,
Как и положено в то время по законам.
Владимир разболелся как на грех,
Скорбел отчаянно, не знал, что ему делать:
«Крестись и позабудешь недуг свой» -
Сказала Анна, проявивши смелость.
Крещение свершилось наконец,
Как совершалось с христианскими царями,
Теперь имел он равные права
Со всеми европейскими государями.
7
Как в русской сказке всё произойдёт,
Когда Ярилин внук* вернётся из похода -
Заморскую царевну за руку сведёт
На пристани мимо встречавшего народа.
Сойдя на берег, сядет на коня,
Супругу в лёгкий паланкин посадят,
И шестеро здоровых молодцов
Тот паланкин с царевною подхватят.
Ни ликованья, ни веселья нет нигде,
Кортеж поднялся к ожидающим их детям,
А жертвоприношенье Перуну
У требища осталось на запрете.
Народ был недоволен и роптал,
Сначала обсуждая меж собою,
Потом всё дальше больше расходясь,
В конце концов дошло до мордобоя.
Волхвы чадили дымной головнёй,
Окуривая дымом всех без меры,
Потом сошлись сторонники Христа
С приверженцами старой веры.
Вначале бились слабо, а потом
Последовали сильные удары,
Народ всё больше расходился и зверел,
Затем повсюду начались пожары.
А после драки, в наступивший день,
Попы в сопровождении дружины,
По улицам водили «крестный ход»
И все дома святой водой кропили.
Во всех частях Подола* и Горы*
Рубились церкви, ставились молельни,
Приходы возводились вокруг них,
И христиане сильно осмелели.
Порядки в Киеве другие завелись,
И обстановка накалилась до предела,
А стычки двух враждующих сторон,
На почве веры, возникали то и дело.
И даже князю разобраться самому
В вопросах веры приходилось туго,
А надо было начинать с своей семьи,
С детей и жён, с дружины – всего круга.
Владимир наконец издал приказ,
И это абсолютно всех касалось:
Явиться всем на реку в тот же час,
Чтобы крещение принять, как полагалось.
Обряд крещения формально проходил,
И затруднений возникало в нём немало,
Поскольку всех церковных таинств на Руси,
В то время как бы, не существовало.
Что же касается наложниц, бывших жён,
Дальнейшей жизни их и женской доли –
Князь вероятно ничего не поменял,
Он жил всегда согласно своей воле.
Уверенный в себе и властный, он
Не допускал любого инцидента,
А покушение Рогнедой на него,
Скорей всего обычная легенда*.
Часть третья
1
То, что случилось, потрясло всех киевлян.
На Старокиевской горе собрались люди
Со всего города и близлежащих мест,
И поразились княжеской причуде.
Для идолов устроили там казнь,
Как для разбойников, короче говоря,
Сначала порешили рядовых богов,
А под конец казнили главаря.
Даждьбог, Мокоша, Велос, Хорс, Симаргл –
Все были брошены в огромнейший костёр,
Легко представить состоянье киевлян,
Смотревших на ужаснейший позор.
Покончив с ними, приступили к Перуну,
Свалили наземь, ободрали позолоту,
И потащили к берегу Днепра,
Подталкивая палками по ходу.
Огромная толпа тянулась вслед за ним,
И никому не трудно догадаться,
Что почитатели языческих богов,
Все осуждали это святотатство.
В толпе стоял великий стон и плачь,
Дружины сдерживали натиск, угрожая,
Тем, потерявшим покровителей своих:
Их рода и семьи, скота и урожая.
Вот подтащили Перуна к Днепру,
Подняв на руки, выбросили в реку,
Толпа затихла, глядя как их бог,
Пошёл ко дну, затем поплыл, подобно человеку.
Людская масса двинулась за ним,
Идя по берегу и плача, провожала,
Перун, качаясь, по теченью плыл,
А масса провожатых возрастала.
Толпа, идущая по берегу реки,
Всю суть происходящего постигла,
Но продолжала до тех пор идти,
Пока порогов с Хортицей* достигли.
Там статую достали из воды,
На берегу поставили на время,
Затем, как древнее предание гласит,
Она людьми была зарыта в землю.
Не сразу на Руси крещение пошло,
Язычество надолго задержалось,
И дело было не в самих богах,
Оно в самом народе отражалось.
Епископы ходили по Руси,
В сопровождении дружин для наблюдений,
Не для того, чтобы кого-то защищать –
Для усмирения восстаний и волнений.
По весям русским и по городам
Работали вовсю миссионеры,
И не жалели силы и труда,
Для пропаганды христианской веры.
Ещё задача заключалась в том,
Чтобы барьер язычеству поставить,
Обряды, праздники за целый год,
По христианской мифологии направить.
2
Как только новгородский люд узнал,
Что к ним идёт Добрыня с войском и попами,
Они собрали вече, учинили гам,
И объявили всех их злейшими врагами.
Волхв Богомил призвал на вече весь народ
Не отдавать богов на поруганье,
Встать на защиту города стеной,
И он нашёл в народе пониманье.
Добрыня сразу обстановку оценил,
Стал уговаривать покончить миром дело,
В ответ на это несколько камней
Из камнемётов новгородцев прилетело.
Защиту возглавлял всё тот же Богомил,
Он распалял народ горячими речами,
И призывал пришельцев убивать,
Не церемониться с лукавыми врагами.
Вояки бросились в Добрынину избу,
Жену и домочадцев всех убили,
Избу его потом сожгли дотла –
Такое злодеянье совершили.
Добрыня, услыхав о гибели жены,
Путяте дал приказ идти на переправу,
Отряд Путяты в плен взял главарей,
Доставив их Добрыне на расправу.
Наутро разгорелся страшный бой,
Громили церковь новгородские герои,
Добрыня, чтобы смуту прекратить,
Пожар в восставшем городе устроил.
Увидев, что жилища охватил огонь,
Имущество спасать все побежали,
И только этим действиям благодаря,
Дальнейшей бойни и разгрома избежали.
Когда пожары поутихли, к концу дня,
К Добрыне депутация явилась,
И уничтожить всех языческих богов,
Она конечно ради мира согласилась.
Попыток таким образом крестить,
В других местах и городах не стало,
А поклонение языческим богам
В народе ещё долго процветало.
3
Крещение ускорило процесс
Развития и укрепленья власти,
Способствовало росту городов
И обороны их, по большей части.
Идёт строительство церквей и теремов,
Богатством их убранство поражает:
Узорами с тончайшею резьбой
Карнизы, окна и крылечки украшают.
Торговля развивает бурно ход,
Растут ремёсла, а при всём при этом,
На деньги возрастает сильно спрос,
И на Руси куют свою монету.
Реформы набирают оборот,
Целенаправленную силу и движенье,
Князь лучших приказал собрать детей
И всех направить их для обученья.
Великий Киев - Стольный град Руси,
Оплот культуры и искусства царства,
Стал самой лучшей и богатой из столиц
В Восточно-европейских государствах.
4
Рассказ о жизни и деяниях Христа
Живейший интерес у князя вызывает,
Особенно, когда Иисус Христос
Ко всепрощению и щедрости взывает.
Князь, ублажённый чтениями вслух,
Готов отдать последнюю рубашку,
Распоряжается для нищих и бродяг,
Открыть в кладовых двери нараспашку.
Великодушие с щедротами его
Не знают ни границ, ни всякой меры,
Возы с продуктами для немощных возить,
Велит согласно христианской веры.
Князь совершит беспрецедентный акт:
Отменит казни и другие наказанья,
И тут начнутся грабежи, разбой,
Не находящие любого оправданья.
Не в силах дольше произвол терпеть,
Купечество с народом возмутилось,
Владимир на попятную пошёл,
И в этом плане всё восстановилось.
Зато пришлось подумать о другом,
А именно о мерах наказаний,
И появилась вира или штраф,
Размер её зависел от деяний.
5
Пришла пора подумать про детей,
Которых было у него немало.
О каждом позаботиться – отцовский долг,
И каждого устроить надлежало.
Прикидывал, присматриваясь к ним,
Кого куда теперь из них назначить,
Чтоб в государстве сохранилась власть,
Кому какую землю предназначить.
Не выделяя слишком никого:
От жён, наложниц или челядинок,
Он позаботился о каждом как отец,
Хотя и был теперь христианином.
А думал ли отец, что только Ярослав,
Останется один как продолжатель рода,
И что во многом превзойдёт отца…
Но он из всех не станет выделять кого-то.
Конец приходит каждому пути,
А путь приводит часто к переменам,
Каким бы не был князь радетелем Руси,
В конце пути его ждала измена.
Владимир также не слезал с коня,
Поддерживал в стране своей порядок,
Но кризис уже явно назревал,
И чувствовался власти недостаток.
Бояре в оппозицию войдут,
Найдут один язык с митрополитом,
Усилят сообща влияние своё,
Хоть князь его слегка и ограничит.
Всё осложнится польскою войной
И заговором с Польшей Святополка*,
Имевшего права на Киевский престол –
Наследника и сына Ярополка.
Бояре примут сторону его,
А после смерти князя так всё и решится,
Потом захватит Киев Болеслав*,
Но против весь народ ожесточится.
О смерти князя люд простой не знал,
Владимира похоронили тайно,
А его место занял Святополк,
Народ узнал подробности случайно.
Все люди горько плакали по нём,
Для них он был защитник и кормитель,
А для Руси надёжный добрый князь,
Её защитник и её креститель.
***
Владимир Святославич русский князь –
Прелюбодей, убийца и насильник,
Он укрепил позицию Руси
И стал её защитником всесильным.
Князь не святоша, а политик был,
Он усмирил все страны по соседству,
И действовал, как нынче говорят,
Что «цель, всегда оправдывает средства».
А цель была у князя велика,
Чтоб Русь всегда жила и процветала,
Чтобы стояла прочно на века
И никому себя в обиду не давала.
Возможно грешник он, а может и святой,
Давайте мы судить его не будем.
Над каждым существует Высший суд,
Так и пускай Всевышний его судит.
21.06.2019г.
15 июля день памяти князя Владимира Святославича.
*Байстрюк – незаконнорожденный.
*Брат Добрыня – дядя по матери становился воспитателем и кормильцем собственного племянника.
*Ярополк унаследовал Киевский престол, а Олег Черниговский.
*Отомстил за подлое нападение печенегов на Святослава и его убийство по сговору с Иоанном Цимисхием – Византийским императором.
*Войско Владимира было хорошо укомплектовано и подготовлено к боевым действиям,
в него входили закованные в броню шведские наёмники, новгородские дружины вместе с отрядами финских племён, имелось великое множество тяжёлых и лёгких судов – норманнских лайв и шнеков, новгородских ушкуев, учанов-однодревков.
*Всё войско Рогволода пало, а сам он и оба его сына – Роальд и Свен были убиты.
*Засланным сватам Владимира Рогнеда ответила: «Не хочу идти за сына рабыни, а хочу за Ярополка».
*Став женой Владимира, Рогнеду назвали Гориславой.
*Варяжка – верный друг Ярополка.
*Ятвяги – нынешние литовцы.
*Поход в Волжскую Болгарию Владимира не был в полном смысле военной акцией, а является скорее демонстрацией силы. Болгары же надеялись расширить торговый обмен и получить надёжную защиту своих селений от набегов кочевых племён Приуралья. Союзником Киевской Руси становится сильное государство Среднего Поволжья, которое сыграло очень важную роль в окончательном разгроме печенегов уже при сыновьях Владимира Святославича.
*Обычно во время военных походов жертвой становился кто-либо из военнопленных, а в мирное время её определяли по жребию.
*Василий II – византийский император.
*Варда Фока – византийский военачальник, наместник фемы Антиохия, восстал против Василия II и объявил себя императором.
*Корсунь – полис, основанный древними греками на юго-западном побережье Крыма – Херсон, в летописях древней Руси – Корсунь.
*Ярилин внук – Святослава называли сыном Ярилы, так как согласно легенде, он был зачат княгиней Ольгой не от мужа, а в одну из ночей в период ярилиных молодеческих игр. Дети, зачатые во время этих весенних праздников, получали прозвище «ярилиных детей», а их детей, зачатых при тех же обстоятельствах, называли «ярилиными внуками».
*Подол - населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы.
*Гора или Верхний город, где располагались княжеские постройки и бояр.
*Легенда о покушении Рогнеды на Владимира Святославича вошла в летописные своды в более поздние времена. Летописцам надо было обелить князя, который после женитьбы на Анне и крещения, оставался по-прежнему многоженцем, что никак не вязалось с его статусом христианина и православного государя.
*Хортица – остров на Днепре.
*Вира – древнерусская мера наказания за убийство и другие преступления, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения.
*Святополк (окаянный) – сын Ярополка от наложницы, воспитывался у Владимира и был им назначен наместником в город Туров, вступил в заговор против Владимира с польским королём Болеславом, женившись на его дочери. Убил сыновей Владимира – Бориса и Глеба от жены Анны.
*Болеслав – польский король, тесть Святополка. Захватив Киев, разграбил его, убегая, прихватил казну и княжеские сокровища.
Свидетельство о публикации №119062202316
Очень понравилось.
Спасибо, Танечка от нас.
Нина Калашникова 4 10.04.2020 04:14 Заявить о нарушении