Поцелуев мост
И я встречался с Леною,
И наш маршрут был трогательно прост:
Купив букет подснежников,
Влюблённые и нежные,
Всегда мы шли на Поцелуев мост!
Стареем неизбежно мы,
Но с Леной мы по-прежнему
Друг в друга влюблены! А в чём секрет?
А в том, признать приходится,
Что все мосты разводятся,
А Поцелуев, извините, нет!..
Л.Утёсов
Тот самый Поцелуев!..
Что воспет
Когда-то был
Утёсовым
И прочими...
Казалось бы - безжизненный
Хребет...
Обросший плотью, всё-таки...
И ночью мы
Увидим, как ползёт
Чрез Мойку
Он...
Змее подобно...
И сверкая кожею...
Нежданною свободой
Наделён...
Чтоб не вернуться
Утром к нам,
Возможно!..
19.06.2019.
Поцелуев мост – это одно из самых романтичных мест в Санкт-Петербурге, здесь часто назначаются свидания, а прекрасный вид на Исаакиевский собор привлекает художников. Поцелуев мост увешан замочками, которые оставляют влюбленные, из-за их огромного числа рядом даже была установлена специальная конструкция.
Ни одному из Питерских мостов городской фольклор не уделял такого внимания, как Поцелуеву, а сколько песен и стихов сложено об этом популярном месте!
Песня, полюбившаяся в 50-е годы XX века в исполнении Леонида Утесова, в наше время вновь стала популярной у молодежи в исполнении группы ЧиЖ и Ко.
Для справки: Песня «Ленинградские мосты» написана на слова Виктора Драгунского и Людмилы Давидович, музыка Модеста Табачникова. Вместе с тем, надо отметить, что далеко не все мосты Санкт-Петербурга разводятся, как поется в этой песне.
Поцелуев мост перекинут через реку Мойку и является продолжением улицы Глинки, ближайшая станция метро – Садовая, от которой до него около 1,3 км.
Имя переправы - Поцелуев мост стало использоваться с 1788 года (по имени купца, владевшего питейным заведением под названием «Поцелуй»). Но такое прозаическое объяснение никак не устраивало петербуржцев и вот уже два столетия они пытаются по-своему его истолковать:
В начале XVIII века граница Санкт-Петербурга проходила вдоль реки Мойки и поэтому мост был местом прощаний, на котором при расставании люди целовались
По другой версии часто на переправе назначали свидания влюблённые
По третьей легенде, раньше был обычай - целоваться со всеми проходящими и проезжающими через мост, независимо от степени знакомства и родства
Согласно четвёртой версии, чтобы не расставаться, при переходе через переправу влюблённым надо было поцеловаться
Недалеко от этого места находилась тюрьма и пятая легенда утверждает, что на мосту арестованные расставались со своими родными и близкими
Кроме того, от моста идет дорога к воротам Флотского экипажа и отряды новобранцев, сформированные в его казармах, направляясь к месту постоянной службы, идут по этому легендарному мосту сквозь тесный строй провожающих.
Существует традиция, согласно которой молодожены въезжают на Поцелуев мост на машине, украшенной цветами, и начинают целоваться. Чем длиннее поцелуй, тем прочнее и дольше будет союз влюбленных.
Первая переправа здесь появилась в начале XVIII века и сделана она была самими горожанами из подручных средств. В 1738 году, когда берега Мойки одевали в гранит, был построен деревянный разводной мост для пешеходов, доски которого выкрасили в разные цвета, из-за чего его стали называть Цветным.
Через 30 лет, в 1768 году, переправу перестроили, был возведен однопролетный мост на каменных опорах, предназначенный для проезда гужевого транспорта.
В 1788 году переправа получила современное название по фамилии купца Никифора Поцелуева, которому принадлежал кабак под названием «Поцелуй» на левом берегу Мойки.
Со временем переправа обветшала и в 1816 году ее перестроили по проекту Василия Ивановича Гесте. Под руководством этого архитектора были также возведены мосты: Александровский - через Введенский канал, Красный и Зеленый - через Мойку.
Поцелуев мост был чугунным, однопролетным, неразводным, с опорами, выполненными из бутового камня с гранитной облицовкой. Его арочный свод состоял из отдельных секций – чугунных ящиков, отлитых на Пермских заводах. В качестве украшений при въезде на переправу были установлены четыре гранитных обелиска с фонарями и чугунные перильные решетки, сохранившиеся до наших дней.
Переправа отличалась от всех построенных ранее и об этом газета «Северная пчела» писала: «Величиною, отделкою и красотою, ровно как и скоростью построения превосходит он другие здесь доселе воздвигнутые мосты. Таковые мосты, коим подобных в таковом числе нет ни в одной столице Европы»
Во время сильного наводнения 1824 года переправа была сдвинута стихией, сильно пострадала и для ее восстановления была проведена реконструкция.
В 1907-1908 годах проведена перестройка по проекту инженера Андрея Пшеницкого, в ходе которой чугунные пролётные строения заменили на железные в виде двухшарнирной арки из литого железа, расширили проезжую часть и проложили трамвайные рельсы. Длина переправы составила 41,5 метр, ширина - 23,5 метра. Гранитные обелиски заменили на чугунные фонари.
Почти 100 лет, с 1909 до 2006 года по мосту ходили трамваи.
В советское время были вновь установлены гранитные обелиски, восстановлены декоративные элементы и позолота на фонарях. Строению был возвращен его исторический вид.
Поцелуев мост является памятником начала чугунного мостостроения, сохранившим свой внешний вид с начала XIX века. Рядом расположены Новая Голландия, Морской музей и Мариинский театр, поэтому осмотр этих достопримечательностей можно совместить.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_18937.htm
Свидетельство о публикации №119061907102
Алевтина Маркова 26.06.2019 10:16 Заявить о нарушении