Никола со Усохи
Долго бродил кругом, внимательно осматривая его снаружи. Интересно, каким он был после своей первой постройки в 1371 году? Чтобы увидеть его прежним, нужно мысленно освободить основание стен от двухметровой толщи земли, наросшей здесь за прошедшие шесть с половиной столетий, представить церковь с колоколами на звоннице, с золочеными крестами на блестящих чешуйчатых зеленых главках.
Можно только гадать, каким был Опоцкий конец (район) древнего Пскова. Здесь проходила мощная, усиленная башнями, крепостная стена Среднего города, тянущаяся от реки Великой к Пскове через современную улицу Пушкина. Вдоль причудливо выгнутой улочки Враговки выстроились храмы Одигитрии, Николы со Усохи и Василия на Горке. Буйная зелень садов и крохотная речка-ручей Зрачка дополняли этот необычный для современного глаза городской пейзаж.
Небольшая запись в летописи под 1473 годом позволяла установить, что возле церкви находилось кладбище (буй), которое "садом яблонями насадили". Само же кладбище и храм по примеру других приходских церквей было обнесено каменной оградой с воротами.
Наверное, никакой другой святой на Руси не был таким почитаемым и востребованным как Николай Чудотворец. В красном углу любого дома рядом со Спасом и Богородицей непременно ставилась икона Николы Угодника. Он был героем множества народных легенд и сказаний. Одна из таких легенд даже объясняла, почему на Руси Николин день праздновали дважды в году.
...Как-то святой Касьян и Никола Угодник проходили мимо мужичка, пытавшегося вытолкать воз, увязнувший в непролазной грязи. Касьян побоялся испачкать свое райское платье и прошел мимо, а Никола помог мужичку вытащить поклажу. Дело-то, по-житейски, самое обыкновенное. Однако, узнав об этом, Господь положил Николе два праздника в году: Никола Вешний (22 мая) и Никола Зимний (19 декабря). Ну, а Касьянов день отмечается 29 февраля – лишь однажды, в четыре года. Неудивительно, что и храмов, посвященных Николаю Чудотворцу, строилось на Руси великое множество.
Псковичи и здесь не изменили своей традиции обыгрывать в названии церкви ее расположение на местности. Когда-то здесь было высохшее болото или высохшая речка. Отсюда такое название - “усоха”, перешедшее потом на храм – Николы со Усохи. В своем первоначальном виде церковь простояла полтора века. В 1536 году, после сильного пожара, ее построили заново. Тогда она стала вторым по величине каменным зданием после Троицкого собора. То, что можно увидеть сейчас – уже восстановленный реставраторами блистательный образец псковской школы XVI века. Неслучайно этот период в истории градостроительства называют пиком расцвета псковского зодчества. Храм Николы со Усохи мог бы стать настоящей академией архитектурных приемов и решений псковских мастеров “каменносечной хитрости” того времени. Сегодня он мощно выступает всеми своими апсидами на улицу Советскую (бывшую Великую).
Жаль, что под вечер солнечный свет полностью ушел с юго-восточной стороны церкви. Здесь у нее имелась совершенно замечательная пристройка, известная в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) приковывала на себя общее внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним всегда стояла лампада, рядом горели свечи, - отсюда и название этой часовни.
Пришлось мне расположиться со своим походным альбомом и красками на противоположной стороне, за кустами сирени в городском парке. Отсюда неплохо видна верхняя часть пустой, безголосой звонницы. Сразу вспомнилась давняя история, которую приписывают этому храму. Сказывают, что Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал здесь отрубить уши большому колоколу, от звона которого под ним испугался конь. Во время этой судебной экзекуции, из ушей колокола потекла кровь. Похожую легенду связывали и с другими известными церквями. Так же говорили про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы. Уж, больно красиво это звучало в народных преданиях, а потому и передавалось из века в век.
Признаюсь, что до сих пор передвигаюсь по Псковской земле не совсем обычным способом: от храма - к храму. Они белыми птицами вырастают на моем неспешном пути. Тронешь их неровные, шероховатые стены, а они под рукой лебедиными перьями становятся. Дивлюсь этому и еще больше чувствую себя русским человеком…
На фото - акварельный рисунок автора
Свидетельство о публикации №119061906509