Б12. Винил. Замечания члена жюри
******
Приветствую всех читающих.
Итак, обзор лонга. Сначала несколько общих наблюдений. Как складывается мнение? Моё мнение в данном случае. Есть три последовательных степени оценок. Первая - сугубо читательская - тронуло-не тронуло, задело-не задело, моё-не моё. Вторая - авторская. А мог/хотел бы я так написать? (Перебирая в голове свои стихи в поисках аналога - тема, стиль, техника, сравнивая и сопоставляя). И, наконец, третья - взгляд критика. (Превращаясь в мрачного и придирчивого зануду, который смотрит исключительно с прищуром в поисках мельчайших косяков).
Среднее арифметическое из этих трёх степеней и становится базой для вынесения мнения о прочитанном. Примерно вот так.
Исходя из того, что стихи, попавшие в лонг, уже прошли отбор, оценка ниже 4 мне кажется неуместной. Но выше 7-7,5 я бы не поставил ни одному из моих собственных стихов. Поэтому решил ограничиться именно этим отрезком в шкале возможных оценок.
Ещё одно замечание - при определении оценок учтено больше техническое совершенство текста. Оригинальность освещена куда меньше. Мне кажется, что это не слишком верный подход... И это при том, что ваш покорный слуга - отчаянный сторонник техники стихосложения. Причем - сегодняшней, современной, а не Пушкинских лет. Время другое. А стало быть знаменитое - не что написано, а как написано - положено во главу угла. Разумеется, и технические, стилевые и речевые особенности/качества текстов будут учитываться.
И, собственно, сам разбор.
1. Жиль де Брюн
Команданте Че
Как дела в раю, команданте Че?
Кто сегодня спит на твоём плече?
Революция? Слава? Паршивка-память?
Их оргазмы сладки, но быть беде -
где твой новый мир и победы где?
И уже нельзя ничего исправить.
Мемуар, опошленный тиражом,
намекает: поздно хлебать боржом
или даже ромовый Cuba Libre -
если завтра спустишься, протрезвев,
то увидишь лик свой на майках дев -
бородач в берете, как будто в нимбе.
По тебе умолк колокольный звон,
по тебе десятый звонит айфон,
и в рингтоне платном - эрзац протеста.
Ты бывал героем и палачом,
но лишь модный образ пойдёт в зачёт.
А ведь ты хотел быть врачом, Эрнесто.
1). Команданте Че - 4,5
Тема комманданте Че истоптана множеством стихотворцев. На все лады. И в этой работе, аккуратно сделанной, выверенной и прочее, я не увидел ничего нового и оригинального. Да простит меня автор. Аккуратно подобранные рифмы, ровный шаг, ритм ничего не решают в данном тексте. Но, повторюсь, сработано на совесть и со знанием дела.
2. Валус Калейс
Одиночество
Последнее тепло дрожит в ладонях:
Свеча плывет, чуть хныча - как дитя.
Ледащий ветер в лихорадке стонет,
Сквозь щели в дом непрошенным войдя.
И обращенный серп в окно глядится -
Луна худеет, чтоб сойти на нет.
Дремотою смыкаются ресницы:
Не сон, не явь, не ад, не божий свет.
2). Одиночество - 4
Миниатюра, попытка выразить эмоцию в кратчайшей форме. Но ряд образов у меня рассыпается. Первая же срока задаёт ощущение тепла и покоя... Но следом - хнычущая? свеча... Потрескивающая - это я бы понял, но хнычущая - нет. Так же, как и ледащий ветер в лихорадке. Прошу прощения у автора, но образы должны быть осмыслены, должны соответствовать поставленной задаче. Здесь это, увы, не удалось.
3. Евгений Хорус –Конкурсы
Пазл третьего дня
Скучные ле’та взорвал вспышкой света.
В сирой тиши инноцентного мира
слово твердил – разделял, разводил.
Ночь, день летуче взор рвал на тучи.
В тучах брожение изображения
белого шума из битов формаций,
то’на смещение белого фона –
сны жженья градуса
в красном снижении
дать извержениям погрохотать,
тверди и воды, всех татей смешать,
сбить информацию снулости знанья,
цену про-зрения, зрелости ость
в крепкую пену
само-воз-жжения
молния
в годный бульон первородный,
словно
не я молвил
слово
срослось,
животворяще
везде разбрелось.
Самость воззрения мира проснулась:
самосознанья сокрали убога слово «да будет»
и вседобыванье в меру сакральном миру понеслось.
Только «разумный» не в меру «да будет», всё восхваляя при этом меня.
Утром шестого лепить это «чудо» – может сбежать после пятого дня?
3). Пазл третьего дня - 4
Верлибр. Здесь всё (для меня) совсем плохо. Дело в том, что я верлибры не воспринимаю, как стихи. Но при этом есть такие, которые мне нравятся и очень. После долгих рассуждений пришел к следующему выводу - верлибр должен быть либо гениально написан, либо не быть вообще. Насколько этот текст гениален я не знаю. Мне он таким не показался. Это не Обезьяна Ходасевича, не верлибры Блока.
4. Алла Ром
Остановите, я сойду
Со мной фортуна не в ладу,
(Ей всё позволено, чертовке)...
Остановите, я сойду
На безымянной остановке,
Сверкнёт неоновым огнём
В ночь удаляющийся глобус,
Не разглядеть уже на нём
Судьбы моей пустой автобус,
Как будто не было вчера
Меня на маленькой планете,
Где у потухшего костра
Опять беспечный вьётся ветер.
Он знает точно - не обжечь
Прозрачных крыльев пепелищем,
Он знает - незачем стеречь
Моё вчерашнее жилище,
Где рядом с ягодным желе,
С утра заваренный на мяте,
Мой чай на кухонном столе
Ещё немного ароматен...
...Как просто заманить беду
Одним движением неловким...
Остановите. Я сойду...
А мне в ответ:-
"НЕТ ОСТАНОВКИ!"
4). Остановите, я сойду - 4
И опять же очень тусклое, хотя и аккуратно написанное стихотворение. Попытка сделать его эмоциональным выразилась в ЗАГЛАВНЫХ БУКВАХ концовки и восклицательном знаке. И всё на этом. Плюс (или минус) бедные рифмы при короткой строке, что безэмоциональность только подчеркивает.
5. Диана Беребицкая
Оптимистический вальсок
Долго ли – коротко, плоше ли – паче ли
Жизнь коротаем, мгновенья прозрачные,
В лес леденеющий посланы мачехой,
Как за подснежниками, за удачами.
Так и толкаемся толпами падчериц,
И причитаем: “Ну, где они прячутся?”
За подбородок щекочущим пальчиком:
“А не напрасно?” Горючие, зрячие,
Слезы сорвутся: садами висячими
Вехи – свершения не обозначены.
Годы прогоркли. Потерями трачены,
В печку летят перелетными пачками.
Что же их гонит? Да,что теперь всхлипывать…
Это привет от Настасьи Филипповны.
В смолы медовые пО уши влипли мы:
Темный – гречишный и солнечный – липовый.
Даже сквозь сжатые зубы процеженный,
Мед удался, выше золота ценится.
Пусть не трясется старуха – процентщица:
Все, что ссудила, получит. Но целая
Жизнь распахнется –
Сияющим раструбом –
До кульминации:
Раз - два - три,
Раз - два - три…
5). Оптимистический вальсок - 5
После некоторых колебаний поставил 5. Текст хороший и интересный по мысли, эмоция присутствует, техника на уровне. Что удержало от оценки более высокой... В этом тексте видны "следы инструментов". Видно, как это делалось, как рифмы подбирались и подгонялись. Как сказал, кажется, Роден - технику надо шлифовать до тех пор, пока она не станет незаметной(с). Тем не менее - стихи запоминающиеся, на порядок выше предыдущих. Спасибо автору.
6. Елена Бланкет
Постскриптум
Что писано было свыше,
не вырубишь топором.
Умеющий слушать слышит
смех искорки над костром,
и песню осенней скрипки,
и тишину, и гром...
И то, как в ночи постскриптум
выскрипывает перо.
Имеющий душу верит,
имеющий веру - зряч:
сотрутся побед потери,
поделенные на плач,
скрижали и манускрипты
отправятся на зеро -
постскриптум,
ещё постскриптум
выскрипывает перо.
Фанаты и фавориты
вскарабкаются на трон.
И будет всё шито-крыто -
кто фон был, а кто - барон.
Лишь эхом ночному всхрипу
творивших на бис добро
постскриптум,
пост-пост-постскриптум
выскрипывает перо...
6). Постскриптум - 5
Ещё одна пятёрка. Текст не претенциозный, как мне показалось - больше "камерный". Рассчитан на читателя понимающего и чувствующего. Технически хорош, но несколько заунывен, его ритмы не даёт настройки на сочувствие. Читателю предлагается не со-участие, не со-чувствие, а только наблюдение. Для стихов этого недостаточно, эффект присутствия уходит. Спасибо от наблюдателя.
7. Новикова Таня
Но пройдет сотня лет, я мутирую в горсточку букв.
Б. Рыжий
Где с распахнутой пастью заснул ноутбук,
а в колонках остался безадресный звук,
ты выходишь из тела в знакомый квартал,
словно сморщенный дед, что изрядно устал.
И свисают с небес чёрно-белые сны.
“Цой живее тебя”— говорят со стены.
Мимо храмов, базаров и кладбищ скользя,
мимо Рима и Мекки бредёшь на вокзал.
Позади — черновик и пустые зрачки.
Впереди — непрожитое — с красной строки.
И летишь, доверяя себя ноябрю,
как помятый исписанный лист на ветру...
...А в квартире родной через несколько лет,
где мерцает оставленный с вечера свет,
в толстой книге на пятой странице, в шкафу,
ты мутируешь в буквы, вплетаясь в строфу.
7). 6
Стихотворение-перекличка. Хорошо сделано, удачен ритм и рифмовка на две строки. Текст выдержан в едином стиле, без сбоев, с небольшой дозой эклектики (вполне уместной). Заслуженная шестёрка. До семёрки не хватило эмоциональной наполненности, её нарастания от начала к завершению текста с ударной концовкой. Текст абсолютно ровный. Автору моя благодарность, спасибо.
8. Елена Заостровцева
Рассказ старого помора
Ну кто же знал,
что в трюмах столько крыс?
Корабль хоть и большой, да небогатый.
А серый гад обшивку ночью грыз,
Подтачивал рангоут и канаты.
Нам не хватало мяса, сухарей,
На юнг грешили: цедят ром из бочек!
А скрежет становился всё страшней,
Особенно холодной длинной ночью.
Да ладно б жрали - есть охота всем,
Мы проживём без сахара и сала...
Но вот в жилищах собственных зачем
Они точили зубы? Зубоскалы!..
Где тонко, там и рвётся - как всегда
(А доски были без того трухлявы!)
И в трюм, конечно, хлынула вода,
И вверх рванула серая орава.
Представить это - тронуться умом
Иль хоть напиться вусмерть для начала...
Вся палуба ходила ходуном,
Дрожала, шевелилась и пищала!
Швыряли в воду тварей - кто как мог,
Аврал на судне был похлеще шторма,
И с мачты их багром сбивал зуёк*,
Облыжно обвинённый в краже рома.
Мне и во сне не позабыть, пока
Я не отправлюсь сам на завтрак рыбам:
Текла по морю серая река
К далёким бухтам, скалам и обрывам.
Наш боцман, вечно злой, как старый чёрт,
Забыл браниться даже на погоду...
А мы по грудь в воде латали борт,
Спасали груз, откачивали воду.
Как по заказу, посветлела даль,
И ветер паруса наполнил туго,
Уменьшилась осадка - и корабль
Вздохнул, как после тяжкого недуга.
И я, поверь, ни капли не совру,
Когда скажу (хоть ты поймёшь едва ли),
Что наш корабль остался на плаву,
Поскольку крысы вовремя сбежали!
8). Рассказ старого помора - 4
Стихотворение с некоторой, как мне показалось, конъюнктурной натяжкой. К тому же - неоправданно затянутое и с немалой толикой назидательности. Увы, не моё. Что интересно - в этом тексте эмоция присутствует, она ощутима, но... она плакатна, особенно в конце. Перефразировка известного - крысы бегут с корабля, работает против стихотворения, а не на пользу ему. Технические мелочи - сбои на "стыках слов" внутри строк. Столкновение гласных не способствует произношению...
9. Рита Круглякова
Лёгкость бытия
Выходишь в ночь, нечесан и помят.
Над городом сгустила краски тьма,
Скрывают тайны старые дома
Под слоем ноздреватой штукатурки.
И слышно, как на пару с тишиной,
В раздумиях о бренности земной
Под аркой шарит ветер продувной,
Сгребая порыжевшие окурки.
Вино, вина... Да ну её, вину!
Квартал примолк и, кажется, уснул,
По небу катит полную луну
Небесный скарабей невозмутимо.
А ты паришь, крылат и насеком,
Неоновой столицею влеком,
Но вдруг зачем-то думаешь о том,
Что лёгкость бытия невыносима.
9). Лёгкость бытия - 4
Опять же - повтор известной темы, без попытки озвучить её по-новому. Всё слишком известно, знакомо, на слуху... И потому - уже не интересно.
10. Юрий Октябрёв
От Лихой до Каменской
памяти Татьяны Пискуновой
От Лихой до Каменской – полчаса,
два десятка вёрст под колёсный звон,
но уже заклинили тормоза
и несутся следом пять тысяч тонн,
прожигая искрами нежный шёлк
южной ночи, сдёрнутой с плеч моих…
Слишком ты далеко от меня ушёл,
чтоб когда-нибудь снова коснуться их.
Только я не вижу твоей вины
в том, что взят билет в хвостовой вагон,
в том, что ночи в августе сочтены,
а в последней веки смыкает сон,
из которого я не вернусь уже,
потому что смерть оплатила счёт
на последнем стрелочном рубеже,
где товарный не сможет убавить ход.
От Лихой до Каменской – полчаса,
и когда назад уплывёт перрон,
ты на миг захочешь закрыть глаза,
а потом захочет закрыть и он –
тот, кто все твои перенял черты,
но не тронут пеплом твоих седин:
не усни, не мною любимый ты,
не усни, не мною рождённый сын.
10). От Лихой до Каменской - 7.5
Для меня - несомненный лидер лонга. Тот случай, когда технические, стилевые и речевые характеристика полностью равновесны. Можно сказать - и тут всё знакомо. Но нельзя сказать избито, и в этом прелесть этого текста. Не хочу долго рассусоливать - удачное стихотворение во всех отношениях.
11. Илина Гумер
Час стиха
Ночь тиха
до комариного звона в ушах.
Час стиха —
он и халиф всемогущий, и шах...
Овладей
духом моим и летящей рукой.
Средь людей
в омуте дня недоступен покой.
Этот час —
как моряку средь пучины маяк.
Кто из нас
не направлял на него свой каяк —
утлый чёлн,
доверху полный фантазий и грёз,
рифмопчёл
и разлетающихся рифмоос...
11). Час стиха - 5
Поставил пять, хотя есть некоторые вопросы. Во-первых текст разделился на две равные части. Как это ни странно звучит - первая восточная, вторая западная, европейская. И немного смутил переход с морской темы к пчёлам и осам. И всё же - что-то в этом есть, спасибо.
12. Наталья Матвеева 5
Тапки
Шлёпали тапки, ворчали полы,
дверь на балкон норовила прихлопнуть.
Падали звёзды из млечной золы,
дактилем падали, четырёхстопным.
Слово за словом - такая игра
в кукольной, пухлой, тряпичной каморке.
Здесь ты однажды меня нарекла
лунною заводью Гарсиа Лорки.
Щёки к Успению вздула луна.
Август хранили два Спаса. Мы с ними
были похожи - ты мёдом полна,
я, как ранет, дожидался, кто снимет
с тоненькой ветки и бросит в траву:
в клевер, полынь, луговую свободу -
к мышкам, улиткам...
Вздыхал наяву
сон твой, ко мне повернувшись исподом
и не суля никаких перемен.
Да и к чему - всё, похоже, неплохо.
То-то - похоже...
По ящеркам вен
пульс разбегался и медленно глохнул.
Даже твой сон был сильнее меня,
только уже в половине шестого
кисла молочных туманов стряпня,
и наливалось
свечением
Слово.
Меж пустырями, где жухла полынь,
шлёпал рассвет полусонный и шаткий.
Не беспричинно ворчали полы -
стоптаны за ночь последние тапки.
12). Тапки - 5
Автор старался быть оригинальным. Но быть оригинальным и пытаться им быть - это не одно и тоже. Прошу прощения. Образы свалены в кучу, их явный переизбыток создаёт ощущение некоторой лубочности и хаоса одновременно. При явных опыте и способностях, автору не удалось быть доверителем читателя. Хотя уверен - у этого текста будет много поклонников и отзывов.
13. Ирина Полюшко
Грустно-весёлое
От ударов курантовых
Начинаю отсчёт.
Время из сепаратора
Тонкой струйкой течёт.
Новогоднее правило:
За шампанским — «Ура!»
Крестовину не правила.
Это мини-парад.
Лилипутская ёлочка —
Мой лесной суррогат.
Небо сдобрено полночью:
Чернослив, курага...
Засиделась у телика,
Словно белка в дупле.
Там поют незатейливо
За куплетом куплет.
Новогодние спутники
Балагуря кружат.
Пригодилась и «Путинка».
Куража! Куража!
Пусть звучат панегирики
Неуёмных щеглов.
Лишь бы не ностальгировать
По тому, что ушло...
13). Грустно-весёлое - 4
И снова знакомое до сведения скул повествование в короткой строке. Ностальгия по прошлому, которая стала источником вдохновения для множества авторов. Ещё одна среди многих разных-прочих уже не цепляет. Как бы хорошо не была сделана. Тема неисчерпаема, но если нет возможности рассказать её по-новому, то и смысла нет повторяться.
14. Владимир Сорочкин
Зной
Дорога шла туда, где начинался зной,
И собственную тень притаптывали ноги.
Лес крался по бокам, и воздух слюдяной
Тлел над песком прямой, как долгий взгляд, дороги.
Вдоль просеки, едва покачиваясь, плыл
Свод сосен и берёз, оттягиваясь мимо,
И радужница, сев в накатанную пыль,
Была, как всё вокруг, – чиста и недвижима.
Всё замерло на миг, протяжный, как юла
В движении своём на месте без запинок,
И бронзовый испод застывшего крыла
Сравнялся с чешуёй обветренных песчинок.
Казалось, что вот-вот, и лес и высота
Смешаются, совпав в частицах и ионах,
Найдя единый тон, пролившись, как вода,
Вобравшая цвета от синих до зелёных.
Казалось, жар сейчас сомкнётся, завладев
И всем и вся окрест – потерянно и слепо...
Но дрогнули крыла, и бабочка, взлетев,
Вернула на круги земную твердь, и небо.
14). Зной - 5
К достоинствам этой работы я бы отнёс "возникновение картинки", то есть - эффект присутствия проявляет сразу, с первых строк. К недостаткам - явное понижение уровня к концу текста, появление рифмы завладев-взлетев и чужеродные - частицы и ионы. И всё же - плюсую. Спасибо.
15. Вероника Трунова
Отец
В исподнем вывели. Как был.
И больше ничего не помню.
Да как упомнить, если шёл мне
Четвёртый год? Среди могил
На сельском кладбище, мне, сыну,
Его могилы не сыскать.
В одной ограде сёстры, мать,
И выдох на излёте стынет...
Когда ж случилось? По зиме?
Да, по зиме, а он - в исподнем!
И ночь. Меня на руки поднял,
Сестёр и маму молча обнял, -
Ни слова, будто онемел.
... Как не искал, сыскать не смог,
Где справить крест. Такое дело.
Вся память - карточка его,
Что в середине порыжела.
15). Отец - 4
Мне было крайне трудно поставить за это стихотворение сравнительно невысокую оценку. Мои извинения... Автор написал о близком человеке, бесконечно родном, безвинно пострадавшем. Написал грамотно, со знанием дела... Но не удержался от вызова читателя на эмоцию. Это хороший текст "личного пользования". Но не для всех. Ещё раз приношу мои извинения, не хочу автора обидеть. Всё слишком знакомо, увы.
16. Светлана Салахова
В мыслях и стихах
К тяжёлым шубам путь забыт:
Зима теряет вес.
А ты всё прячешься за быт,
Угрюм, как Эверест.
Ругаешь солнца бледный диск
За факт промокших ног.
Весну напрасно не суди.
Негоже так с весной.
Она сто тысяч раз права.
Ей всё разрешено:
Чужого мужа целовать,
Гулять с чужой женой,
Плясать капелью разбитной,
Бесчинствовать, как сныть –
И мир сияет новизной
В предчувствии весны.
Она сквозь морок зимних дней
Спешит к тебе, поэт –
Шепчи о ней, кричи о ней,
Слагай о ней сонет:
Вливайся в ямба чёткий ритм,
Не ставь на Музе крест.
Весна придёт и покорит
Твой личный Эверест –
Где тайну чистого листа
Разбудит пенье птах.
И будет истина проста
И в мыслях, и в стихах.
16). В мыслях и стихах - 5
Пятёрка. Хороший, уверенно слаженный текст, выдержанный в стиле. ничего не "торчит". Из минусов (мелких) - понижение эмоции к окончанию, буквально спад в последнем четверостишии.
17. Ольга Флярковская
Орфическая лира ещё не зазвучала,
ещё порог не пройден, не кончен первый том,
но с каждым днём волнами относит от начала
ту маленькую лодку, где мы с тобой вдвоём.
Ещё стучат ворота, к нам приезжают дети,
и подан чай горячий, и в срок готов обед,
но знаешь, как тревожно за них не быть в ответе,
но знаешь, как неистов вечерний алый свет!
Лучи косые льются над белой колокольней,
а колокол тяжёлый всё медлит, всё молчит.
И отчего-то нынче мне вспоминать не больно
мгновенья, от которых под ложечкой горчит.
Пропажи - не потери, о них совсем не помним,
но не забыть вовеки ни мамы, ни отца...
Раскрыты в храме двери, и слышен возглас: "Вон-мем!",
и мы подставим молча ладони и сердца.
Нам лишнего не надо, но дайте стройных песен,
но дайте прикоснуться к огню великих слов...
Цветёт весна в округе, и мы с тобою вместе,
и гулкий звон вечерни плывёт поверх голов.
17). Орфическая лира ещё не зазвучала - 6,5
Удача автора и читателя. Хороший текст, особенно в одном редком качестве - "маятниковостью", как смысловой, так и ритмической. То есть нет монотонного повышения-понижения. есть раскачивание ритма и эмоции с ударным завершением. Из минусов - явный "след инструмента" в рифме "возглас: "Вон-мем!". Ну явно выглядывает из общего текста. А в общем - очень и очень, спасибо.
18. Светлана Разумова 2
Мелочью
Из подреберья покатится яблоком
боль наливная. В разбитое блюдце
факты сухие слезами прольются.
Прыснет циничный закон эволюции
смехом бездушного смайлика.
Недружелюбные стены больничные
сжали - ни вырваться, ни отстраниться.
Жизнь эпикризная с новой страницей
В гамме эмоций сужает границы и
Сводит к нулю в безразличие.
Только в кошмарах такое приснится. И
горечь пилюль не заесть апельсином.
Внутрь принимать эти здешние зиму,
лето с весной также невыносимо, как
суп с поварскими ресницами.
Но, словно вспышка - в узоре тарелочном
звякает детство струной ностальгии -
чтоб не тушить боль души анальгином,
а разглядеть горизонты другие.
Чтобы очнуться и в Лете не сгинуть
упавшей копеечной мелочью...
18). Мелочью - 6,5
Практически мог бы повторить предыдущий комментарий. Но здесь даже больше смысловой нагрузки в сочетании с техническими особенностями, как то - пятистрочное построение и другой подбор рифмы. С удачей вас, автор.
19. Владислав Терентьев Самара
Чай с лимоном
Белёсы все низины и холмы,
Опять зима природе студит кости,
И ветер заунывные псалмы
Поёт на Жигулёвском перехлёсте.
В укромных норах прячется зверьё,
А я бреду под вечер ниоткуда,
И знает Бог желание моё
Горячим чаем вытравить остуду.
Хлебнуть глоток и отойти ко сну,
Зимы суровой соблюсти законы…
Мне б только бросить кислую луну
На дно стакана в качестве лимона.
19). Чай с лимоном - 6
Тот редкий случай, когда автору удалось быть оригинальным, не прибегая к каким-либо ухищрениям. Никаких натянутостей, никаких излишеств. Достойный текст, спасибо.
20. Скари
Кровоточивый Дионис
Налей мне крови, дай сорваться вниз.
Как пусто мне, как скользко под ногами…
По стенам тени ползают плющами.
На дне стакана бешенство менад
растаяло, но вновь кровоточАт
куски тебя, когда надежда в клочья
разодрана, когда любви пророчишь
безумие и боль, но вопреки
пророчествам влюблённые близки –
два сердца, две души, две половины
срастутся в новом теле андрогина.
Надолго ли? Ты мой порочный бог,
рождённый дважды. Вот уже венок
тебе готов и платье для обряда.
Вот женщина ощупывает взглядом
тебя, и видит юношу она,
и пьёт его, целуя, – от вина
согретого, рот в рот зачатый бражник
на выдохе выпархивает влажный,
и, сделав круг, вернётся как душа,
чтоб вылакать остатки не спеша.
А вот мужчина, ты ему гетерой
почудился в туманном интерьере, –
она скользит в холодном свете бра,
прозрачная, как белый виноград
с оттенком золотистого шартреза,
проводит по ключице плавным жестом,
и смотрит на него, как на… десерт,
клинками глаз врезаясь прямо в серд…
он не додумал. Спутница под локоть
ему ревниво тычет алым ногтем.
И лишь старуха с пепельным бельмом
тебя узрела и змеиным ртом
с проклятьями прожгла тугую шею.
Твой тонкий шрам сочится и краснеет
так медленно… и набок голова
склоняется и падает, едва
успев до расставанья с телом липким
украсить лик подобием улыбки.
Ты обезглавлен. Твой кривой оскал
мне нравится. В симметрии зеркал
ты снова распадаешься на части.
Я к ране подставляю эту чашу.
Налей, кровоточивый Дионис.
20). Кровоточивый Дионис - 5
Интересный набор для знатоков. Немного претенциозный, но в меру. Если, конечно, "владеть предметом". Не мой текст, но пройти мимо не смог, а значит - задело. Чувствуется опыт автора в написании подобных вещей, рука "набита". И, значит, для определённой аудитории такие стихи нужны и ценны.
21. Карина Лек
На Московской
На Московской пусто, не шумят фонтаны,
лишь благословенье ленинской руки.
Петербуржцы метят в западные страны,
деловито пряча память в рюкзаки.
Остаётся площадь скучной и безлюдной.
Сиротеет город солнечных ночей…
Дребезжит гитара - ослабели струны.
И ржавеет связка дедовых ключей.
Исподлобья смотрят сталинские башни -
пленники ампира, баловни судьбы.
Знаменем заката реет день вчерашний
и сдаёт рассвету город без борьбы.
В сувенирной лавке множатся матрёшки.
На брусчатке строят коммунальный рай.
И янтарным цветом бабушкиной брошки
первый одуванчик посреди двора.
21). На Московской - 6
Простые рифмы, всё безыскусно... и ярко, и зрелищно. И веришь написанному. А янтарный цвет бабушкиной брошки - вообще в десятку. Спасибо.
22. Елька 22
горизонт
горизонт отрезал небо:
снизу – люди просят хлеба;
сверху – млечные поля;
заплутали ты и я,
нахлебавшись киселя
время плющит горизонт:
вымирает птица дронт;
рим падёт, падёт царь-град;
то потоп, то жадный глад,
убивает брата брат
горизонт нельзя потрогать,
горизонт нельзя отнять,
время правит души строго –
продолжается дорога
бог на месте
не догнать
22). горизонт - 4
В коротком тексте снова смешение разных по стилю слов и понятий, которые не сложились у меня в единое целое. К сожалению. Эклектика - это калейдоскоп, все стёклышки должны быть внутри трубки. Иначе узор не складывается. Увы, попытка была, она заметна, но результат не показался мне убедительным и удачным.
23. Александр Копп
Мой прадед
Мой прадед старовером был, купцом,
сплавлял он лес по Каме и по Белой.
Любил работать, не сидел без дела,
слыл справедливым, любящим отцом.
Бывало, что сплавлялся на плоту,
багры и песни над водой взлетали,
приподнимал бревно легко без тали,
упрямый: – Эту вязку сам сплету!
В охотку каждый день дрова колол,
и щедрым был – за труд платил немало,
но всё война гражданская сломала.
Беда пришла. Разруха и раскол.
– Мне будет легче без сапог лететь, –
промолвил, глядя в дуло револьвера.
Не видел он ухмылки изувера –
хлестнула неба огненная плеть…
…В Сарапуле стоит на Каме дом,
не помнит он давно почивших предков,
и хлещут ветры с яростью нередко,
не зная ничегошеньки о нём.
23). Мой прадед - 4
Ещё одна подвижка к почвенничеству, к родному от корней. Но то, что можно написать прозой, рифмовать не обязательно. Поэтика тут есть, но поэзии я не нашел, извините. Просто пересказ, не более того.
24. Михаил Белоногов
Рикошет
Где-то там, между Стиксом и Летой,
сущность сущего, суть бытия…
Здесь стрелой и крылатой ракетой
убивает стрелок воробья,
принимая пичугу за слово,
что срываясь с расплавленных губ,
с языка непонятного злого,
кровной местью возводится в куб.
Слепнет вера – коль око за око,
зуб за зуб, кровь за кровь, смерть за смерть…
Раскалённые ветры востока
превращаются в огненный смерч.
И шальные слепые дуплеты
бородатых горячих парней
отлетают от стен рикошетом,
от разбросанных в поле камней,
до тебя и меня долетая…
тлеть ли чувствам, сгореть ли в аду?
Языков иностранных не зная,
не сгибаясь по полю иду…
24). Рикошет - 6
Вроде бы, совершенно незатейливые стихи, хотя и сработаны со знанием дела. Но всё-такие подбор точный, ритм и стиль выдержаны полностью, концовка не подкачала. Хотя здесь больше ремесла, чем вдохновения, говорю этому стихотворению - да. Спасибо.
25. Светлана Тимашева
Чувства раздаются нипочём
После стирки чист
и отутюжен
неба сентябрёвого сатин.
Выпив переполненные лужи,
ветер побуянил
и затих.
Высушен
и выпестован зноем
горизонта безупречный шов.
Так некстати
от ушибов ноет
то, что называется душой.
Время-лекарь
не спешит на помощь -
еле-еле едет на осле.
Не спасти
безумного слепого,
если он от истины ослеп.
Нет покоя -
не найти пропажу.
Чувства раздаются нипочём...
Дивный вечер -
пасечник со стажем
выпускает сумеречных пчёл.
25). Чувства раздаются нипочём - 5
Работа, интересная как по мысли, так и по воплощению. Не уверен, что подобная разбивка нужна, но это на усмотрение автора. Текст почти лишен эмоций, подан, как размышление на тему... но в конце, буквально в последней строке эмоция появляется. слабая, почти блёклая, но она есть.
******
Общие замечания.
Спасибо всем участникам, всем, кто представил свои работы, кто прошел отбор и попал в лонг. Ещё раз - мои извинения тем, кто не получил от меня достаточно высокой оценки. Это всего лишь личное субъективное мнение, а не истина в последней инстанции.
Что хочу ещё сказать... Очень и Очень заметна современная тенденция к использованию определённых (и не лучших) технических возможностей. Равно, как и пренебрежение (либо недостаточное внимание) другими. Практически все умеют неплохо рифмовать и держать ритм, но этого мало. Во-первых подбор рифм должен быть более строгим, ИМХО. Столь распространённое сегодня мнение, что достаточно совпадения гласных в ударном слоге, не лучший момент во многих работах. Не менее важны и совпадения согласных в том же ударном, и окончаний слов. Переизбыток усеченных рифма, как, например - снов-окно, лей-слеп, пальто - топь, опрощают тексты, выхолащивают звук. И, кроме рифм, есть ещё и вся строка. Обращайте внимание на "стыки слов", произносимость некоторых буквенных сочетаний, особенно согласных. Следите за речью, словоупотреблением, избегайте неуклюжих инверсий (их не было ни в одном из представленных текстов!). Помните о "трёх стилях Ломоносова" и учитывайте эти особенности, когда пытаетесь смешивать разные стили. Это интересно, но чрезвычайно трудно.
Свидетельство о публикации №119061803831
Диана Беребицкая 24.06.2019 01:20 Заявить о нарушении
Винил 23.06.2019 23:39 Заявить о нарушении