Нон-стоп скульптура

Воплощение - идея-фикс человечества. Страхи перед стихией воплощались в идолах, так родилась скульптура. Эллинская, а затем и духовно наследовавшая ей европейская культура, стремились создать максимально комфортный, фиксированный во времени и посмертно застрахованный в некой абстрактной Вечности мирок, который защищал бы человека от Танатоса, отвлекал от непредсказуемого, диониссийского буйства разнонаправленных сил природы. Индуизм, иудаизм и буддизм предлагали качественно иную схему: наш мир обречен, спасения нет и не будет, но если отдаться воле течения, можно претерпеть бытийные метаморфозы - в высшем, художественном смысле, превосходящие все творческие усилия хомо сапиенс. Метемпсихоз, реинкарнация, каббалистический "гильгуль" и "иббур" - всё это варианты скульптуры божественной, альтернативной искусству ваяния в среде двуногих. И тектонически, и атмосферно, природа не стоит на месте. Она постоянно пересоздает поверхностный статус кво земной коры. Метафорически, это идентично труду ваятеля, удаляющего резцом лишние слои материала. Понятие "демиург" так и возникло: человек мнил себя подмастерьем Небесного Творца. Католичество, с его абсолютно языческими идолами, многих из нас наталкивало на мысль, что чистая идея никому в конечном счете не нужна, этнос возвращается к традициям своих предков. Православная икона или современная израильская плоскостная скульптура - лишь паллиативные явления того же ряда. Воплощение - одна из основных иллюзий человечества. "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" Ни мгновенье, ни век, ни страну и нацию с уникальной культурой и религией "остановить" невозможно. "Всё течет, всё изменяется". И в этом супрематизм природы-скульптора, с её недоступным для нас, смертных, инструментарием: извержениями и цунами, торнадо и селевыми потоками, летними пожарами и лавинами, землетрясениями и суховеями - изменяющими ежесекундно облик планеты, с её необратимыми творческими порывами, недостижимыми для нас, завистников, являющихся не более чем порождением этой самой неукротимой энергии перемен, ничем иным как материалом этого всеобъемлющего художественного процесса вселенной.


Рецензии